ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-422/2016 от 05.04.2016 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Кулагина Юлия Анатольевна, при секретаре ФИО3, рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении начальника отдела финансового, кадрового, административного, правового обеспечения и государственных инвестиций Камчатского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае от ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела финансового, кадрового, административного, правового обеспечения и государственных инвестиций Камчатского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее по тексту –МТУ Росавиации, Управление) ФИО2 признана виновной в том, что она, в нарушение требований статей 38, 162 Бюджетного кодекса РФ, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн (далее - Указания 65н), за счет лимитов бюджетных обязательств, предназначенных для отражения расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также расходы по использованию информационно-коммуникационных технологий, по разделу 0400 «Национальная экономика», подразделу 0408 «Транспорт», целевой статье 2430019 «Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов, в рамках подпрограммы «Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание», государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», коду операций сектора государственного управления 310 «Увеличение стоимости основных средств» санкционировала перечисление денежных средств ИП ФИО4 в сумме 3 500 рублей для оплаты расходов за приобретенную видеокамеру IP 01 (wi-fi) для нужд Управления на основании контракта розничной купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ по заявке на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ на основании счета от ДД.ММ.ГГГГ, торговой накладной от ДД.ММ.ГГГГ, тогда как в соответствии с Указаниями 65н, эти расходы не подлежали отражению по виду расходов 244.

По данному факту ФИО2 привлечена к административной ответственности по 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО2 обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой, в которой просила, постановление отменить, а производство по делу прекратить в связи с малозначительностью. В жалобе указала, что выделенные денежные средства МТУ Росавиации были использованы Управлением путем безналичного перечисления денежных средств через УФК по Камчатскому краю на приобретение видеокамеры IP 01 (wi-fi) для подключения к персональному компьютеру для аудио и видео записи во время приема и сдачи экзаменов персонала авиапредприятий по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» в целях модернизации и эксплуатации государственных информационных систем (модернизация и эксплуатация уже имеющегося персонального компьютера видеокамерой IP 01 (wi-fi) для приема и сдачи экзаменов персонала авиапредприятий) так как персональный компьютер, согласно Указаний н отнесен к виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». О принятии ошибочного решения по отражению расходов на приобретение системы видеонаблюдения по виду расходов 242 вместо 244 она не подразумевала, и прямого умысла по нарушению бюджетного законодательства, не имела. При осуществлении предварительного и текущего контроля со стороны УФК по Камчатскому краю за ведением операций со средствами федерального бюджета замечаний не поступало. Полагает, что подобный случай не может свидетельствовать о нецелевом характере использования денежных средств и вред, причиненный таким административным правонарушением, по размеру, характеру, объему крайне мал. Факта совершения административного правонарушения она не оспаривает, учитывая, что ее действия хотя и формально содержат состав административного правонарушения, но с учетом изложенных обстоятельств и характера его совершения, отсутствия прямого умысла по нарушению бюджетного законодательства, отсутствия существенной угрозы охраняемым законом интересам государства и общества в области бюджетного законодательства полагает, возможным на основании статьи 2.9. КоАП РФ признать совершенное административное правонарушение малозначительным и в связи, с чем просит суд ограничиться устным замечанием.

Заявитель ФИО2 в судебном заседании жалобу поддержала по изложенным доводам. Указала, что приобретенная IP-камера это не видеоустановка, это веб-камера с более широким спектром возможностей. Она не представляла собой часть системы постоянного видеонаблюдения, а предназначалась для наблюдения за действиями персонала во время сдачи экзаменов.

Изучив доводы жалобы, материалы дела и представленные документы, судья приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, на основании приказа /л от ДД.ММ.ГГГГФИО2 назначена начальником отдела финансового, кадрового, административного, правового обеспечения и государственных инвестиций Камчатского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).

Из контракта розничной купли-продажи , заключенного ДД.ММ.ГГГГ, между Камчатским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Покупатель) и ИП ФИО4 (Продавец) следует, что предметом настоящего договора является товар согласно Спецификации, а Покупатель обязуется произвести оплату товара. Стоимость контракта составляет 5921 рубль. Согласно спецификации к контракту от ДД.ММ.ГГГГ, предметом контракта являлась система видеонаблюдения: видеокамера L704D5 в количестве 1 шт. по цене 1 600 рублей, видеорегистратор AV-1104Y в количестве 1 шт. по цене 3500 рублей, адаптер 12В (2А) в количестве 1 шт. по цене 550 рублей, штекер BNC в количестве 2 шт. на общую сумму 70 рублей, штекер питания в количестве 1 шт. по цене 40 рублей, кабель ККСВ 7 метров на общую сумму 161 рубль, итого сумма товара составила 5 921 рубль. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к контракту розничной купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в условия контракта, а именно стоимость контракта составляет 9 421 рубль (л.д. 23-25,22,21).

Из материалов дела следует, что была приобретена видеокамера IP 01 (wi-fi) по цене 3 500 рублей, что подтверждается счетом на оплату от ДД.ММ.ГГГГ, предъявленным ИП ФИО4 МТУ Росавиация за видеокамеру IP 01 (wi-fi) на сумму 3 500 рублей, а также товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20,21).

Согласно заявке на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ, выписке из лицевого счета за ДД.ММ.ГГГГ, сумма 3500 рублей за приобретение видеокамеры IP 01 (wi-fi) по счету от ДД.ММ.ГГГГ, товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ была списана со счета МТУ Росавиация по разделу 0400 «Национальная экономика», подразделу 0408 «Транспорт», целевой статье 2430019 «Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов, в рамках подпрограммы «Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание», государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», коду операций сектора государственного управления 310 «Увеличение стоимости основных средств». Перечисление денежных средств санкционировано руководителем Управления МТУ Росавиация ФИО5 и главным бухгалтером данного учреждения ФИО2 (л.д. 26,27-28,20,19).

Статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В силу ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 18 БК РФ для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

Эти полномочия были реализованы Министерством финансов РФ посредством утверждения Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (Указания н), действовавших на момент совершения вменяемого ФИО6 административного правонарушения.

В силу ст. 158 БК РФ целевое назначение, размер и направление использования средств определятся в сметах расходов и реестрах на перечисление бюджетных средств в размере функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим функции по управлению деятельности подведомственных им учреждений.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило строго вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

В силу ст. 162 БК РФ одним из бюджетных полномочий получателя бюджетных средств является обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Следовательно, организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами перечисления средств.

Согласно разделу III Указаний н классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами) и органами управления государственных внебюджетных фондов основных функций, решение социально - экономических задач.

Код классификации расходов включает код главного распорядителя бюджетных средств (глава), код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов бюджета, код государственного управления, код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Виды расходов детализируют направление финансового обеспечения расходов бюджетов по целевым статьям классификации расходов. Перечень и правила применения единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации групп, подгрупп и элементов видов расходов приведены в подп. 5.2. настоящего раздела.

Согласно п. 5(1).2 Указаний н по элементу видов расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» отражаются расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также расходы по использованию информационно-коммуникационных технологий (далее - мероприятия по информатизации) в деятельности федеральных государственных органов, в том числе находящимся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений, и органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

По элементу видов расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (в редакции Указаний н, действующей на момент совершения правонарушения) отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, на закупку товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, не отнесенных согласно настоящих Указаний к иным элементам видов расходов.

IP-камерой называют цифровую видеокамеру, использующую IP протокол для передачи видео в цифровом формате по сети Ethernet или TokenRing. Принципиальное отличие от аналоговых камер заключается в том, что изображение не переносится на другие форматы носителей и остается цифровым до тех пор, пока не отобразится на мониторе. IP-камеры могут, как записывать данные на встроенный носитель, так и показывать видео в режиме реального времени. Причем передача данных может осуществляться и по проводам, и с помощью Wi-Fi технологии. IP-камеры могут применяться в системах видеонаблюдения, в том числе для наблюдения на расстоянии за теми или иными процессами, для удаленного контроля и управления, в качестве автомобильных видеорегистраторов и пр.

Как пояснила в судебном заседании заявитель, указанная видеокамера IP 01 (wi-fi) приобреталась с целью установления наблюдения за действиями персонала в период сдачи экзаменов. Следовательно, предполагалось, что она будет использоваться в системе видеонаблюдения, то есть данный объект не является частью информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры МТУ Росавиации.

При таких условиях Указаниями н отражение расходов по оплате приобретенной видеокамеры IP 01 (wi-fi), по договорам (контрактам) (на основании счетов-фактур, счетов, актов выполненных работ) по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», не предусмотрено.

Организация, финансируемая из бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств, определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств. Использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения.

Использование бюджетных денежных средств по иному виду расходов представляет собой использование указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, следовательно, является нецелевым.

Отражение расходов по оплате приобретения видеокамеры IP 01 (wi-fi), по контракту (в данном случае, на основании Контракта , а также на основании счетов, товарных накладных), по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», не предусмотрено, поскольку по данному виду расходов предусмотрена, поскольку в соответствии в положение Указаний 65н, вышеуказанный товар следует отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Установив указанные обстоятельства, должностное лицо административного органа обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях начальника отдела финансового, кадрового, административного, правового обеспечения и государственных инвестиций Камчатского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Конструкция диспозиции ст. 15.14 КоАП РФ не предусматривает наличия умысла в качестве обязательного признака субъективной стороны правонарушения.

С учетом характера и обстоятельств совершенного ФИО2 административного правонарушения, посягающего на установленный нормативными правовыми актами порядок в сфере бюджетного регулирования, обеспечивающий устойчивость бюджетной системы Российской Федерации, оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях по данному делу не имеется.

При этом необходимо учитывать, что причинение ущерба либо наступление иных последствий не является обязательным квалифицирующим признаком формального состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, а само по себе отсутствие материального ущерба (вреда) не может расцениваться в качестве обстоятельства, характеризующего малозначительность совершенного административного правонарушения.

Обстоятельства, способствовавшие совершению административного правонарушения, связанные с отсутствием у заявителя умысла по нарушению бюджетного законодательства, также не могут свидетельствовать о малозначительности правонарушения.

ФИО2 назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 15.14 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств содеянного и является справедливым.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом административного органа не допущено.

В силу изложенного, постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае, является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае от ДД.ММ.ГГГГ в отношении начальника отдела финансового, кадрового, административного, правового обеспечения и государственных инвестиций Камчатского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья подпись Ю.А. Кулагина