ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-423/19-30 от 13.05.2019 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Петрозаводский городской суд Республики Карелия Дело № 12-423/2019-30

185910, г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33 10RS0011-01-2019-003453-13

Р Е Ш Е Н И Е

13 мая 2019 года г. Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Мамонтовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России ФИО1 на постановление Административной комиссии Петрозаводского городского округа № 1.3.3 – 03/371-2019 от 15 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», в отношении

Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны (далее – ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России, Учреждение, привлекаемое лицо), ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, дата и место государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, Межрайонная ИФНС №15 по Санкт-Петербургу, юридический адрес: <адрес>,

у с т а н о в и л:

Постановлением Административной комиссии Петрозаводского городского округа от №1.3.3 – 03/371-2019 от 15 марта 2019 года ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Защитник «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России ФИО1, действующая на основании доверенности, с указанным постановлением не согласна, обратилась в суд с жалобой, в которой просит данное постановление признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения по ч.11 ст.2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях». В обоснование заявленных требований указывает, что административным органом неверно определен субъект вменяемого правонарушения, так как обязанность по содержанию объектов Министерства обороны РФ возложена на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ. Учреждение в силу положений статьи 123.22 ГК РФ, статьи 9.1. Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» является некоммерческой организацией. Основной деятельностью казенного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые казенное учреждение может осуществлять в соответствии с целями его создания, определяется учредительными документами учреждения. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 мая 2012 года утвержден Устав Учреждения. Перечень видов деятельности и прав в отношении имущества, которым Учреждение наделено, определен в главе II и III Устава. В частности, в п. 21 гл. II указано, что Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные настоящим Уставом. Функции собственника имущества в структуре Министерства обороны Российской Федерации распределены между различными департаментами, управлениями, учреждениями. Осуществление работ, направленных на содержание и благоустройства объектов Вооружённых Сил на территории Западного военного округа, во исполнение Приказа Министра Обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года №155, осуществляет филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» (по Западному военному округу) Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ), созданное в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных слуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно разделу III Положения о Департаменте эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ, утвержденного Приказом министра обороны РФ №305 от 22 апреля 2013 года, Департамент осуществляет подготовку конкурсной документации об аукционе для размещения государственного заказа на поставку материальных ценностей (выполнения работ, оказание услуг). Согласно п.14 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ осуществляет деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений; штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы, и прочие отделочные и завершающие работы. Таким образом, обязанность по уборке объекта от снега и наледи возложена на уполномоченную МО РФ организацию - ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ. Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении, Учреждением представлен акт приема-передачи зданий в эксплуатацию ЖКО №13 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЗВО. Несмотря на то, что ФГКУ «СЗ ТУИО» МО РФ не является надлежащим субъектом административной ответственности, Учреждением были приняты все возможные меры, для устранения выявленного правонарушения. При рассмотрении дела об административном правонарушении, Учреждением представлено письмо, направленное в адрес ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (исх.№141/2-1126 от 08.02.2019) с просьбой принять срочные меры по уборке от снега и наледи указанных объектов. Однако при вынесении постановления указанные обстоятельства не были приняты во внимание.

В суд законный представитель юридического лица ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны Росси не явился, извещены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом.

В судебном заседании защитник ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России ФИО2, действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал в полном объеме по изложенным в ней основаниям и просил удовлетворить. Пояснил, что спорное здание имеет порядковый № 16 и относится к военному городку №1, расположенному по адресу: <...>, согласно акту приема-передачи здания в эксплуатацию от 01 апреля 2017 года.

Представитель Административной комиссии Петрозаводского городского округа Сидоров А.В., действующий на основании доверенности, доводы жалобы не признал, поддержав оспариваемое постановление, полагая его законным и обоснованным.

Исследовав доводы жалобы, заслушав защитника, представителя Административной комиссии Петрозаводского городского округа Сидорова А.В., проверив дело, прихожу к следующим выводам.

В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, при этом, учитывается, что жалоба подана в срок, предусмотренный КоАП РФ.

В соответствии с частью 11 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года №1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» непринятие собственниками, владельцами нежилых зданий, строений, сооружений или уполномоченными ими лицами мер по очистке кровель, водостоков, крыш, козырьков (навесов) таких зданий, строений, сооружений от снежных навесов, наледи и сосулек влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Решением Петрозаводского городского Совета от 03 июня 2014 года №27/27-414 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе (далее – Правила благоустройства).

В соответствии с вышеуказанными Правилами благоустройства организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов (п.1 ст.4). Работы по уборке территорий округа производятся в соответствии с требованиями настоящих Правил (п.1 ст.5). В зимнее время собственники многоквартирных домов, собственники и владельцы жилых домов, зданий и сооружений, иных помещений или иные уполномоченные ими лица обязаны организовать своевременную очистку кровель от снега, наледи и сосулек. Наличие на кровлях снежных навесов, наледи и сосулек не допускается (п.7 ст.7).

Протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено по тем основаниям, что 23 января 2019 года в 15 час. 42 мин. в период осмотра территории Петрозаводского городского округа на основании планового (рейдового) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территории от 16 января 2019 №6 и в порядке осуществления муниципального контроля за соблюдением требований Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных Решением Петрозаводского городского совета от 03 апреля 2014 года № 27/27-414, главным специалистом - муниципальным инспектором управления жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа ФИО3 при визуальном осмотре нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, установлены на свесе кровли снежно-ледяные образования и сосульки различной длины и ширины; кроме того, территория возможного падения наледи и сосулек на огорожена сигнальной лентой; предупреждающие таблички и знаки отсутствуют. На момент осмотра работ, направленных на удаление снежно-ледяных образований и сосулек с кровли, не производилось.

Таким образом, ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России не приняты меры по своевременной очистке кровли указанного здания и не организованы работы по защите граждан и их имущества от возможного схода снега, падения наледи и сосулек с кровли здания в местах их возможного схода и падения.

В силу ст.24.1 КоАП РФ одной из важнейших задач производства по делам об административных правонарушениях является выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст.26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст.26.11 КоАП РФ).

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Между тем, в ходе производства по делу должностным лицом административного органа не были учтены следующие значимые для соблюдения установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности обстоятельства.

В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости нежилое административное здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого является Российская Федерация, принадлежит на праве оперативного управления ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года № 155 с 01 апреля 2017 года создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (далее – Организация), основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.

Согласно пункту 12 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Организация создана для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В пункте 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России также указано, что основными целями деятельности Организации являются содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.

Согласно пункту 14 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России для достижения целей деятельности, указанных в пункте 13 настоящего Устава, Организация осуществляет, в том числе, деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы, прочие отделочные и завершающие работы; а также управление недвижимым имуществом.

Таким образом, в силу положений Приказа Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года № 155 и Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России именно ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является лицом, на которое возложены обязанности по содержанию здания, расположенного по адресу: <...>, военный городок №1, и в силу ст.ст. 4, 5 и 7 Правил благоустройства последнее несет ответственность за его содержание в соответствии с требованиями Правил благоустройства.

Таким образом, ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России не является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях».

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, постановление Административной комиссии Петрозаводского городского округа № 1.3.3 – 03/371-2019 от 15 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», в отношении ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России о привлечении к административной ответственности по ч.11 ст.2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны удовлетворить.

Постановление Административной комиссии Петрозаводского городского округа № 1.3.3 – 03/371-2019 от 15 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», в отношении Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», в отношении Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (<...>) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья О.В. Кайгородова