ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-423/2016 от 28.03.2016 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

РЕШЕНИЕ

«28» марта 2016 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края ФИО1, при секретаре ФИО3, рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении начальника отдела финансового, кадрового, административного, правового обеспечения и государственных инвестиций Камчатского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее – должностное лицо) от ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела финансового, кадрового, административного, правового обеспечения и государственных инвестиций Камчатского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее – Камчатское МТУ Росавиации, Управление) ФИО2 привлечена к административной ответственности по ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе ФИО2, не соглашаясь с постановлением должностного лица, просит его отменить и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью. В обоснование жалобы указала, что о принятии ошибочного решения по отражению расходов на приобретение системы видеонаблюдения по виду расходов 242 вместо 244 она не подразумевала и прямого умысла по нарушению бюджетного законодательства не имела. Указала, что факт совершения правонарушения она не оспаривает, но полагала возможным на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях признать совершенное правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием.

ФИО2 жалобу при ее рассмотрении поддержала в полном объеме по изложенным в ней основаниям. Дополнительно пояснила, что система видеонаблюдения приобреталась для записи процесса экзаменации, при определении вида расходов, по которому подлежала отражению операция приобретения данного оборудования, допустили ошибку в связи с отсутствием достаточной определенности в бюджетном законодательстве. Также ссылалась на то, что органы Федерального казначейства, которые проверяют правильность осуществления операций, не усмотрели каких-либо нарушений.

Выслушав ФИО2, проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, оснований для отмены либо изменения постановления должностного лица не нахожу в связи со следующим.

Из постановления должностного лица по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основанием привлечения ФИО2 к административной ответственности послужили обстоятельства, выявленные при проведении выездной проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в Камчатском МТУ Росавиации за 2014-2015 годы, в результате которой установлено несоблюдение требований ст.ст. 38, 162 БК РФ, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГн (далее – Указания 2014 года), расходного расписания от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом установлено, что за счет лимитов бюджетных обязательств по разделу 0400 «Национальная экономика», подразделу 0408 «Транспорт», целевой статье (ЦС) 24 3 0019 «Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов, в рамках подпрограммы «Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание» государственной программы РФ «Развитие транспортной системы», виду расходов (ВР) 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», коду классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 310 «Увеличение стоимости основных средств», предназначенных для отражения расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно- коммуникационных технологий начальником отдела финансового, кадрового, административного, правового обеспечения и государственных инвестиций Камчатского МТУ Росавиации ФИО2 на основании контракта розничной купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ санкционировано перечисление денежных средств ИП ФИО4 за приобретенную систему видеонаблюдения в комплекте для нужд Управления по заявке на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ на основании счета от ДД.ММ.ГГГГ, товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ перечислены денежные средства в сумме 5 921 рубль, не относящиеся к расходам на реализацию мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно- коммуникационных технологий, тогда как Указаниями 2014 года отражение данных расходов за приобретение указанного товара предусмотрено по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Вышеизложенные обстоятельства и виновность ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена должностным лицом на основании совокупности исследованных при рассмотрении дела доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из приказа о приеме на работу /л от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО2 на должность начальника отдела финансового, кадрового, административного, правового обеспечения и государственных инвестиций Камчатского МТУ Росавиации, должностной инструкцией начальника отдела финансового, кадрового, административного, правового обеспечения и государственных инвестиций Камчатского МТУ Росавиации, выпиской из лицевого счета получателя бюджетных средств за ДД.ММ.ГГГГ, заявкой на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ, счетом от ДД.ММ.ГГГГ, товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ, контрактом розничной купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, а также другими материалами дела.

Вышеуказанные доказательства являются допустимыми, не вызывают сомнений в своей достоверности, а их совокупности достаточно для рассмотрения дела по существу.

Статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с п. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

В соответствии со ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Статья 38 БК РФ устанавливает, что в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 18 БК РФ для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.В силу ст. 21 БК РФ код классификации расходов бюджетов включает в себя код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов.

Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 БК РФ).

Реализуя указанные полномочия, приказом Министерство финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГн были утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.

Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием средств федерального бюджета.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи, подстатьи и виды расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что организация, финансируемая из бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей, подстатей) экономической классификации), видов расходов, определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГн, оплата за поставленный товар – систему видеонаблюдения в комплекте по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» не предусмотрена, а расходы за вышеуказанный товар подлежали отражению по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Из материалов дела следует, что перечисление денежных средств ИП ФИО4 в размере 5 921 рубля за приобретение системы видеонаблюдения в комплекте на основании счета от ДД.ММ.ГГГГ, товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ вместо использования по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд» санкционировано ФИО2 по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», а именно по заявке на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ денежная сумма в размере 5 921 рубль использована на оплату расходов по приобретению системы видеонаблюдения в комплекте.

Основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей формальный состав административного правонарушения, является сам факт совершения противоправного деяния вне зависимости от правовых последствий такого правонарушения. Использование денежных средств по иному виду расходов является использованием указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, таким образом, должностным лицом установлена вина ФИО2, выразившаяся в непринятии мер по соблюдению бюджетного законодательства, хотя она имела реальную возможность по его соблюдению и недопущению расходования средств с нарушением действующего законодательства.

Согласно подп. 7 п. 5.1 раздела 5 должностной инструкции начальника отдела финансового, кадрового, административного, правового обеспечения и государственных инвестиций Камчатского МТУ Росавиации, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, начальник отдела финансового, кадрового, административного, правового обеспечения и государственных инвестиций Камчатского МТУ Росавиации несет ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств согласно действующему законодательству РФ (л.д. 1-16).

Из положений, закрепленных в указанной должностной инструкции, следует, что права и обязанности начальника отдела финансового, кадрового, административного, правового обеспечения и государственных инвестиций носят организационно-распорядительный характер, что позволяет отнести его к «другим работникам организации», которые по смыслу примечания к ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях приравниваются к должностным лицам, наряду с руководителем организации.

Таким образом, подписывая заявку на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, являясь должностным лицом, имея право подписи финансовых документов, могла и должна была знать в силу публичной известности и доступности акты бюджетного законодательства, регламентирующие бюджетные правоотношения, устанавливающие обязанности получателей бюджетных средств по их расходованию в строгом соответствии с условиями их получения.

Статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом характера и вышеизложенных конкретных обстоятельств совершенного ФИО2 административного правонарушения, существенным образом нарушающего установленный нормативными правовыми актами порядок охраняемых законом общественных отношений в сфере бюджетного регулирования, обеспечивающий устойчивость бюджетной системы Российской Федерации, оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях по данному делу не имеется.

При этом необходимо учитывать, что причинение ущерба либо наступление иных последствий не является обязательным квалифицирующим признаком формального состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а само по себе отсутствие материального ущерба (вреда) не может расцениваться в качестве обстоятельства, характеризующего малозначительность совершенного административного правонарушения.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности ФИО2 в совершении административного правонарушения при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при рассмотрении его жалобы не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не нарушен, дело рассмотрено в соответствии с правилами подведомственности, определенными в главе 23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административное наказание ФИО2 назначено в соответствии со ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в виде административного штрафа в пределах санкции ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в минимальном размере, за фактически содеянное, в связи с чем является справедливым.

Доводы, изложенные ФИО2 в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, не являются основанием для отмены либо изменения постановления, существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену либо изменение постановления должностного лица, по делу не допущено, в связи с чем жалоба ФИО2 удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела финансового, кадрового, административного, правового обеспечения и государственных инвестиций Камчатского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта ФИО2 оставить без изменения, а жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии.

Судья подпись ФИО1

Верно:

Судья ФИО1