ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-423/2021 от 02.08.2021 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 12-423/2021

Мировой судья К.М.Шафигина

Р Е Ш Е Н И Е

02 августа 2021 года город Ульяновск

Судья Заволжского районного суда города Ульяновска Киреева Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области на постановление мирового судьи судебного участка №7 Заволжского судебного района г. Ульяновска от 07 июня 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении председателя Ульяновской региональной общественной организации «Комитет по противодействию коррупции и содействию в соблюдении законных прав человека и гражданина» ФИО1 по ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением мирового судьи судебного участка №7 Заволжского судебного района г. Ульяновска от 07 июня 2021 года производство по делу об административном правонарушении в отношении председателя Ульяновской региональной общественной организации «Комитет по противодействию коррупции и содействию в соблюдении законных прав человека и гражданина» (далее по тексту УРОО «Комитет по противодействию коррупции и содействию в соблюдении законных прав человека и гражданина») ФИО1 по ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области на состоявшееся постановление подана жалоба, в которой не соглашаются с выводом мирового судьи об отсутствии в действиях УРОО «Комитет по противодействию коррупции и содействию в соблюдении законных прав человека и гражданина» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просят отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы указано, что согласно представленной УРОО «Комитет по противодействию коррупции и содействию в соблюдении законных прав человека и гражданина» копии удостоверения, организация использует символику, совпадающую с государственной символикой РФ, в частности, с символикой субъекта РФ - гербом г.Москвы. Данных о согласовании со специально уполномоченным органом использования организацией государственной символики в управлении не имеется. Кроме того, в наименовании организации, используемом в удостоверении, отсутствует организационно-правовая форма и территориальная сфера деятельности УРОО «Комитет по противодействию коррупции и содействию в соблюдении законных прав человека и гражданина», что противоречит ст. 4 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 28 ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 54 ГК РФ, что также как и использование на удостоверении некоммерческой организации государственной символики может вводить в заблуждение неопределенный круг лиц. В адрес некоммерческой организации вынесено письменное предупреждение, обязывающее устранить выявленные нарушения федерального законодательства в срок до 29.03.2021 и о результатах устранения нарушений проинформировать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области. Вывод мирового судьи о том, что предупреждение содержит ссылки на нарушенные нормы закона и при этом не конкретизирует, в чем именно, заключается нарушение, и не предлагает совершить конкретные действия по устранению выявленных нарушений, по мнению автора жалобы является необоснованным. В предупреждении четко указано какие нормы законодательства РФ нарушены организацией и в чем заключаются нарушения. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность территориальных органов Минюста России указывать в вынесенном предупреждении или представлении конкретные действия по устранению выявленных нарушений. Требования к оформлению предупреждений (представлений), предусмотренные пунктом 78 Административного регламента, Управлением соблюдены. Подробно позиция изложена в жалобе.

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Председатель УРОО «Комитет по противодействию коррупции и содействию в соблюдении законных прав человека и гражданина» ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения вправе иметь символику: эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги, а также гимны. Символика общественных объединений не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

Из материалов дела усматривается, что 26 января 2021 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьей 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в ходе осуществления контроля за соблюдением УРОО «Комитет по противодействию коррупции и содействию в соблюдении законных прав человека и гражданина» законодательства Российской Федерации выявлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации.

По мнению Управления Министерства юстиции РФ по Ульяновской области, согласно представленной УРОО «Комитет по противодействию коррупции и содействию в соблюдении законных прав человека и гражданина» копии удостоверения, организация использует символику, совпадающую с государственной символикой Российской Федерации, в частности с символикой субъекта Российской Федерации - гербом г. Москва. Данных о согласовании со специально уполномоченным органом использования организацией государственной символики в Управлении не имеется.

Кроме того, в наименовании организации, используемом в удостоверении, отсутствует организационно-правовая форма и территориальная сфера деятельности УРОО «Комитет по противодействию коррупции и содействию в соблюдении законных прав человека и гражданина», что противоречит ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», что также как и использование на удостоверении некоммерческой организации государственной символики может вводить в заблуждение неопределенный круг лиц.

В адрес председателя некоммерческой организации вынесено письменное Предупреждение (исх. № 73/03-347 от 26.01.2021), согласно которому УРОО «Комитет по противодействию коррупции и содействию в соблюдении законных прав человека и гражданина» обязана была в срок до 29 марта 2021 года устранить выявленные нарушения законодательства и представить в Управление Министерства юстиции РФ по Ульяновской области документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.

Поскольку председатель УРОО «Комитет по противодействию коррупции и содействию в соблюдении законных прав человека и гражданина» ФИО1 в срок до 29 марта 2021 года не устранил выявленные нарушения, то указанное обстоятельство послужило основанием для составления 30 марта 2021 года в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность по указанной статье наступает в том случае, если в установленный срок не было исполнено законное предписание органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Содержание предписания административного органа предполагает указание на нарушенную норму закона, четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Предписание административного органа должно быть исполнимым.

Проверяя законность предупреждения Управления Министерства юстиции РФ по Ульяновской области N 73/03-347 от 26.01.2021, мировым судьей обоснованно указано, что предупреждение содержит ссылки на нарушенные нормы закона и при этом не конкретизирует, в чем именно заключается нарушение, и не предлагает совершить конкретные действия по устранению выявленных нарушений.

Кроме того, ссылку в предупреждении на нарушение председателем УРОО «Комитет по противодействию коррупции и содействию в соблюдении законных прав человека и гражданина» требований в статье 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и статье 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» нельзя признать состоятельной, поскольку указанные нормы не регулируют вопросы оформления удостоверений сотрудников общественной организации.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, мировой судья пришёл к правильному выводу о том, что в предупреждении от 26.01.2021 Управления Министерства юстиции РФ по Ульяновской области не указано конкретно, в чем выражены нарушения указанных норм закона, не отражено, в чем схожи по внешнему виду до степени смешения эмблема общественной организации с гербом г. Москва. Согласно Уставу Ульяновской региональной организации «Комитет по противодействию коррупции и содействию в соблюдении законных прав человека и гражданина», видно, что сокращенное наименование Комитета на русском языке: УРОО «Комитет по противодействию коррупции и содействию в соблюдении законных прав человека и гражданина», которое указано в удостоверениях сотрудников общественной организации, представленных мировому судье в ходе судебного разбирательства в виде внутренней вкладки на удостоверение.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд находит верным вывод мирового судьи о том, что предупреждение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области N 73/03-347 от 26.01.2021 нельзя признать законным и обоснованным, и об отсутствии в действиях председателя УРОО «Комитет по противодействию коррупции и содействию в соблюдении законных прав человека и гражданина» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Постановление мирового судьи основано на доказательствах по делу, постановлено в соответствии с требованиями действующего законодательства и оснований к его отмене по доводам жалобы, основанной на неверном толковании норм материального права, не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л А:

постановление мирового судьи судебного участка №7 Заволжского судебного района города Ульяновска от 07 июня 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя Ульяновской региональной общественной организации «Комитет по противодействию коррупции и содействию в соблюдении законных прав человека и гражданина» ФИО1 за отсутствием состава административного правонарушения, оставить без изменения, а жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области, без удовлетворения.

Судья Е.В. Киреева.