ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-423/2023 от 17.10.2023 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 12-423/2023

УИД 23RS0037-01-2023-004445-54

РЕШЕНИЕ

г. Новороссийск 17 октября 2023 г.

Судья Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края Чанов Г.М.,

при секретаре Шиховой А.В.,

с участием представителей ООО НК «Приазовнефть» - Коренькова А.Н., Куртияна Я.О., Колексникова А.В., действующих на основании доверенностей,

представителя Черноморо – Азовского управления Росприроднадзора – Кулиша Е.М., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО НК «Приазовнефть» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Азовского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Кулиша Е.М. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО НК «Приазовнефть» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4, ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.45, ст. 8.15 КоАП РФ и решение заместителя руководителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Савичева Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении без изменения постановления от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

В Октябрьский районный суд <адрес> края поступила жалоба ООО НК «Приазовнефть» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Азовского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Кулиша Е.М. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО НК «Приазовнефть» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4, ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.45, ст. 8.15 КоАП РФ и решение заместителя руководителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Савичева Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении без изменения постановления от ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование жалобы указано, что согласно обжалуемому постановлению, Обществом не получено положительное заключение государственной экологической экспертизы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) хозяйственной и иной деятельности ООО «НК «Приазовнефть» при эксплуатации скважины месторождения «Новое» (лицензия на право пользования недрами № от ДД.ММ.ГГГГ, назначение лицензии - разведка и добыча углеводородного сырья, срок действия лицензии до ДД.ММ.ГГГГ).

Данное обстоятельство, согласно обжалуемому постановлению, является нарушением законодательства об экологической экспертизе, а именно требований п. 7 статьи 11 Федерального закона РФ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», а также статьи 31 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 № 187-ФЗ.

Данное утверждение является необоснованным и противоречит законодательству в силу следующего.

В соответствии с положениями пункта 7 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».

Согласно статье 31 Федерального закона от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность на континентальном шельфе. Все виды хозяйственной деятельности на континентальном шельфе могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Следует отметить, что в Российской Федерации существует четко определенное правовое понятие континентального шельфа.

Согласно ФЗ № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее - территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

Согласно статье 2 ФЗ №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», границы территориального моря Российской Федерации - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий в соответствии со статьей 4 того же ФЗ.

Согласно части IX Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (UNCLOS-82) Азовское море является «замкнутым или полузамкнутым морем», а Керченский пролив - «узким проходом», с помощью которого это море сообщается с Черным морем.

Таким образом, Азовское море не имеет в принципе континентального шельфа в понимании Федерального закона от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации». Между тем, для целей регулирования обязанностей субъектов хозяйственной деятельности подлежит применение именно данное правовое понятие.

Внутренние границы Азовского моря на территории Краснодарского края установлены Распоряжением Кубанского бассейнового водного управления от 06 сентября 2018 г. № 204-р «Об установлении местоположения части береговой линии (границы водного объекта), части границ водоохранной зоны и части границ прибрежной защитной полосы Азовского моря на территории Краснодарского края».

Федеральным законом от 13.06.2023 № 206-ФЗ «О денонсации Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве и использовании Азовского моря и Керченского пролива» был денонсирован указанный международный договор, поскольку в связи с присоединением к Российской Федерации новых территорий Украина утратила статус прибрежного государства. Азовское море в настоящее время является внутренним морем исключительно Российской Федерации. Данное обстоятельство также указывает на принципиальное отсутствие континентального шельфа РФ в Азовском море.

Обществом неоднократно указывалось, что оно имеет лицензию на пользование недрами от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой определен горный отвод.

Обществу в соответствии с действующим законодательством Департаментом по недропользованию по ЮФО выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером «обустройство скважины месторождения «Новое» расположен на трех земельных участках с кадастровыми номерами: .

В соответствии с п. 8 ст. 65 «Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (с изменениями на 1 мая 2022 года) и Распоряжением расположен в водоохраной зоне Азовского моря, частично его прибрежной защитной полосе.

Информация о нахождении Объекта HBOC П в водоохраной зоне Азовского моря подтверждена п. 4, 5 Акта выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ «...(объект HBOC расположен в водоохраной зоне Азовского моря)...». Данная информация также содержится в Заключении Федерального агентства по рыболовству Минсельхоза РФ от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому проектная скважина «территориально расположена на берегу Азовского моря в Темрюкском районе Краснодарского края».

Учитывая проектную и разрешительную документацию Общества, а также характеристики скважины месторождения «Новое», Объект не расположен на континентальном шельфе, в связи с чем, Общество не осуществляет свою хозяйственную деятельность на континентальном шельфе и не обязано иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы, обязательное в случаях осуществления деятельности хозяйствующим субъектом на континентальном шельфе.

В связи с изложенным, утверждение о нарушении Обществом требований пункта 7 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и статьи 31 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» в связи с эксплуатацией скважины месторождения «Новое» основано исключительно на неправильном применении вышеприведенных норм законодательства РФ о континентальном шельфе путем их произвольного расширительного толкования.

В Обжалуемом решении в ответ на вышеизложенные доводы Общества указано, что в соответствии с п. 4.4 лицензии владелец лицензии руководствуется ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», из чего, очевидно, сделан вывод об осуществлении Обществом деятельности на континентальном шельфе.

Данное обстоятельство не соответствует действительности, так как нормы любого федерального закона подлежат применению независимо от того, упомянуты ли они в лицензии. Именно правильное применение норм указанного федерального закона позволяет сделать вывод о не осуществлении Обществом деятельности на континентальном шельфе.

Кроме того, в п. 4.4 Условий пользования недрами к лицензии Общества , утвержденных в 2013 году, упоминались также и другие федеральные законы, включая ФЗ «О недрах», ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», а также и другие законы. При этом ни в лицензии, ни в Условиях не утверждалось об осуществлении Обществом деятельности на континентальном шельфе.

ДД.ММ.ГГГГ были утверждены новые Условия пользования недрами к лицензии , в которых ФЗ «О континентальном шельфе» не упоминается, и также не содержится указания на осуществление Обществом деятельности на континентальном шельфе.

Таким образом, Обжалуемое решение в части отказа Обществу в удовлетворении жалобы на привлечение к ответственности по статье 8.4 КоАП РФ основано на неверном толковании сферы применения федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации», а также на неверном толковании Условий пользования недрами в устаревшей (недействующей) редакции.

В связи с изложенным, Обжалуемое решение в данной части подлежит безусловной отмене по указанным основаниям.

Согласно обжалуемому постановлению, на Объекте Площадка скважины месторождения «Новое», 1-я категория, категория риска - чрезвычайно высокая (1), <адрес>, 17 км на северо-восток от <адрес> ООО «НК «Приазовнефть» не соблюдает экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, а именно ООО «НК «Приазовнефть» не получено заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти в отношении объекта капитального строительства «Обустройство скважины месторождения «Новое»», объект ОНВОС 1 категории (разрешение на строительство объекта капитального строительства «Обустройство скважины месторождения «Новое» выдано Департаментом по недропользованию по Южному федеральному округу - ДД.ММ.ГГГГ.

Объект капитального строительства «Обустройство скважина месторождения «Новое»» (кадастровый ) введен в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ, согласно разрешению Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу на ввод объекта в эксплуатацию объекта капитального строительства «Обустройство скважины месторождение «Новое»).

Объект капитального строительства «Обустройство скважины месторождение «Новое»» - входящий в объект HBOC П Площадка скважины месторождения «Новое» 1-я категория, категория риска - чрезвычайно высокая (1), эксплуатируется без заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.

Данное обстоятельство, согласно обжалуемому постановлению, является нарушением п. 3 части 5 статьи 54, п. 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ, а также п. 12 статьи 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

Общество не согласно с данным утверждением, которое сделано на основе неправильного применения норм действующего законодательства. Объект капитального строительства «обустройство скважины № 2 месторождения «Новое» не подлежит государственному экологическому надзору.

Согласно обжалуемому постановлению, на объекте HBOC 03-0123- 001649-П Площадка скважины № 2 месторождения «Новое», 1-я категория, категория риска - чрезвычайно высокая (1), <адрес>, 17 км на северо-восток от <адрес> (объект HBOC расположен в водоохранной зоне Азовского моря) ООО «НК «Приазовнефть» не соблюдается режим водоохранных зон, а именно: для обеспечения работы объекта HBOC ООО «НК «Приазовнефть» эксплуатируется берегозащитная дамба с эксплуатационной дорогой на косе Вербяная (инвентарный ).

В соответствии с обжалуемым постановлением, берегозащитная дамба с эксплуатационной дорогой на косе Вербяная не оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Данное обстоятельство, согласно обжалуемому постановлению, является нарушением требований части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, части 1 статьи 34, части 1 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

Утверждения в обжалуемом постановлении о совершении Обществом указанных нарушений законодательства не соответствуют действительности в связи со следующим.

Берегозащитная дамба Общества построена в соответствии с действующим законодательством и получила положительную экологическую экспертизу.

Согласно проектной документации целью создания берегоукрепительной дамбы с эксплуатационной дорогой является создание и обустройство берегоукрепительной полосы, обеспечивающей сохранение водно-болотных угодий, охраняемых Рамсарской конвенцией.

Берегозащитная дамба с эксплуатационной дорогой на косе Вербяная построена в соответствии с проектной документацией, прошедшей, в том числе экологическую экспертизу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю, утвержденного Приказом от 09.10.2006 № 104/У-829 в соответствии с ФЗ «Об экологической экспертизе».

Согласно Выводам экспертной комиссии «представленные материалы по объему и содержанию соответствуют требованиям законодательных актов РФ и нормативных документов».

Эксплуатация берегозащитной дамбы с эксплуатационной дорогой осуществляется без сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Общество не производит сброс ливневых сточных вод в водные объекты.

Таким образом, при эксплуатации берегозащитной дамбы с эксплуатационной дорогой не производится какое-либо загрязнение, засорение или истощение вод.

Кроме того, с объекта «Обустройство скважины месторождения «Новое» осуществляется сбор, транспортировка и очистка сточных вод на очистные сооружения ООО «Биопотенциал» в соответствии с заключенным Договором ПН от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, о чем было сообщено и известно Черноморо-Азовскому морскому управлению Росприроднадзора.

С учетом вышеизложенного, эксплуатация берегозащитной дамбы с эксплуатационной дорогой осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Дамба предназначена для охраны водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод.

Согласно обжалуемому постановлению, на объекте Площадка скважины месторождения «Новое», 1-я категория, категория риска - чрезвычайно высокая (1), <адрес>, 17 км на северо-восток от <адрес>, (объект HBOC расположен в водоохранной зоне Азовского моря) ООО «НК «Приазовнефть» не соблюдается режим водоохранных зон, а именно: на земельном участке с кадастровым номером размещена дорога, оборудованная ливневым стоком, подключенным с помощью пластиковой трубы к приемному колодцу. В ходе осмотра выявлено, что приемная труба была забита, вследствие чего сточная вода переливалась через ливневой сток.

В ходе осмотра сотрудниками ООО «НК «Приазовнефть» проведена расчистка приемной трубы. Также в ливневом стоке было выявлено отверстие, через которое сточная вода попадает на рельеф местности земельного участка с кадастровым номером .

Данное обстоятельство, согласно обжалуемому постановлению, является нарушением требований п. 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ, части 1 статьи 34, части 1 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ.

Общество не согласно с данным выводом, поскольку он сделан на основе неправильного применения норм действующего законодательства.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что «приемная труба была забита, вследствие чего сточная вода переливалась через ливневой сток. В ходе осмотра сотрудниками ООО «НК «Приазовнефть» проведена расчистка приемной трубы».

В период выездной проверки сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водный объект не осуществлялся, о чем свидетельствуют фотоматериалы к проверке, а именно фототаблица к протоколу осмотра -ГК от ДД.ММ.ГГГГ и содержащиеся в ней фотографии №.

Дорога на земельном участке с кадастровым номером оборудована ливневым стоком, подключенным с помощью пластиковой трубы к приемному колодцу. Эксплуатация вышеуказанной дороги в производственных целях не осуществляется, техника на территорию дороги не заезжает. На въезде установлены бетонные блоки, препятствующие проезду автотранспорта.

В Обжалуемом постановлении утверждается, что Обществом производился сброс сточных вод, в том числе дренажных вод, на основании того, что труба была забита. Однако, исходя из осмотра территории и имеющихся в материалах проверки фотоматериалов, дорога на земельном участке с кадастровым номером представляет собой спланированную территорию, покрытую железобетонными плитами. Дорога оборудована системой ливневой канализации, подключенной с помощью пластиковой трубы к приемному колодцу. На данном объекте отсутствуют растительные насаждения. Наличие растительных остатков в ливневой канализации может свидетельствовать, о том, что вода и органические остатки попали в систему ливневой канализации только с ближайшего земельного участка путем перелива.

Земельный участок с кадастровым номером находится в зоне подтопления Азовского моря, между Азовским морем и Азовскими лиманами. В этой зоне часто наблюдаются нагонные явления, как со стороны Азовского моря, так и Азовских лиманов. В целях минимизации влияния нагонных явлений дорога спроектирована с учетом паводков и поднята более чем на 1,0 м от уровня ближайшего земельного участка. Несмотря на это, при паводках вода из водного объекта может попадать в систему ливневой канализации дороги, после чего по водоотводным лоткам отводится в приемный колодец.

Сотрудниками в ходе осмотра ливневой канализации ООО «НК «Приазовнефть» проведена расчистка приемной трубы, очищены водоотводные лотки. Сброс сточных вод, в том числе дренажных вод, с дороги в водный объект или на рельеф местности исключается.

Таким образом, в ходе проверки Общества не получено доказательств осуществления Обществом сброса сточных вод в водный объект и нарушения режима водоохранных зон. Засорение приемной трубы вследствие поступления паводковых вод в ливневую канализацию не является доказательством сброса Обществом сточных вод в водные объекты.

На основании изложенного просит суд постановление инспектора Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «НК «Приазовнефть» по части 1 статьи 8.4, статье 8.1, части 1 статьи 8.45, статье 8.15 КоАП РФ и решение заместителя руководителя Черноморо- Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении жалобы ООО «НК «Приазовнефть» отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях Общества составов указанных правонарушений.

В судебном заседании представители ООО «НК «Приазовнефть» жалобу поддержали и просили постановление и решение должностных лиц отменить.

Представитель Черноморо – Азовского управления Росприроднадзора просил постановление и решение должностных лиц оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях и решений вышестоящих должных лиц по жалобам на эти постановления регулируются ст.ст. 30.1- 30.9 КоАП РФ.

В соответствии с ч.3 ст.30.2 КоАП РФ жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление (решение) по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (решения).

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объеме.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, 17 км на северо-восток от <адрес>, Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора в соответствии с решением о проведении плановой выездной проверки Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ-ГК, учётный номер контрольнонадзорного мероприятия 23, размещено ДД.ММ.ГГГГ, проведена плановая выездная проверка ООО «НК «Приазовнефть» (объекте HBOC -П, Площадка скважины месторождения Новое, I-я категория, категория риска - чрезвычайно высокая (1)).

По результатам проверки составлен акт плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ в 17:00 установлено, что на объекте HBOC -П, Площадка скважины месторождения Новое:

ООО «НК «Приазовнефть» нарушается законодательство об экологической экспертизе, а именно: не получено положительное заключение государственной экологической экспертизы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) хозяйственной и иной деятельности ООО «НК «Приазовнефть» при эксплуатации скважины месторождения «Новое» (лицензия на право пользования недрами № ШАЗ НЭ от ДД.ММ.ГГГГ Назначение лицензии: разведка и добыча углеводородного сырья. Срок действия лицензии до ДД.ММ.ГГГГ)

При эксплуатации скважины месторождения «Новое» ООО «НК «Приазовнефть» должно руководствоваться лицензией на право пользования недрами № ШАЗ НЭ от ДД.ММ.ГГГГ. Назначение лицензии: разведка и добыча углеводородного сырья. Срок действия лицензии до ДД.ММ.ГГГГ (далее - Лицензия № ШАЗ НЭ).

В соответствии с п. 2.1 Лицензии № участок недр федерального значения, на котором Обществом осуществляет пользование недрами, расположен в Темрюкском заливе Азовского моря (стр. 2 Лицензии № ШАЗ НЭ).

В соответствии с п. 4.4 Лицензии № владелец лицензии руководствуется, в том числе Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 187-ФЗ.

На проектную документации «Рабочий проект на строительство разведочной скважины месторождения «Новое», Обществом получено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы утвержденное приказом Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ (сроком действия три года), в соответствии с пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», которая гласит, что объектами государственно экологической экспертизы федерального уровня являются объекты, указанные в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».

Характеристика скважины месторождения «Новое»: вид скважины-наклонно- направленная; проектная глубина по вертикали - 3483 м; проектная глубина скважины по стволу 4595 м. Часть ствола скважины проходит под дном Азовского моря.

Согласно справке ООО «НК «Приазовнефть» на объекте HBOC П Площадка скважины месторождения «Новое» в 2020 году добыто нефти 34674,932 тн, газа 57897 тыс. м3, в 2021 году добыто нефти 91586,006 тн, газа 152358,430 тыс. м3, в 2022 году добыто нефти 90040,865 тн, газа 144401,694 тыс. м3.

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В соответствии с положениями п. 7 ст. 11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

В соответствии с положениями ст. 31 Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 № 187-ФЗ является обязательной мерой по охране окружающей среды, в том числе по защите морской среды и сохранению природных ресурсов континентального шельфа;

Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность на континентальном шельфе. Все виды хозяйственной деятельности на континентальном шельфе могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов континентального шельфа, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению отходов и других материалов, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности на континентальном шельфе.

Факт получения ООО «НК «Приазовнефть» положительного Заключения ГЭЭ № 120-0, не освобождает общество от получения заключения государственной экологической экспертизы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности при эксплуатации скважины № 2 месторождения «Новое».

При этом, в нарушение требований закона ООО «НК «Приазовнефть» не получено положительное заключение государственной экологической экспертизы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) хозяйственной и иной деятельности ООО «НК «Приазовнефть» при эксплуатации скважины № 2 месторождения «Новое».

Нарушены: п. 7 ст. 11 Федерального закона РФ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», ст. 31 Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 № 187-ФЗ.

Таким образом, действия (бездействие) ООО «НК «Приазовнефть» образуют состав административного правонарушения, квалифицируемого как невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

ДД.ММ.ГГГГ в 12:00 установлено, что на объекте HBOC -П, Площадка скважины месторождения Новое:

ООО «НК «Приазовнефть» не соблюдает экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, а именно: ООО «НК «Приазовнефть» не получено заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти в отношении объекта капитального строительства «Обустройство скважины месторождения «Новое»», объект ОНВОС 1-й категории (разрешение на строительство объекта капитального строительства «Обустройство скважины месторождения «Новое»» выдано Департаментом по недропользованию по Южному федеральному округу - ДД.ММ.ГГГГ. Объект капитального строительства «Обустройство скважина месторождения «Новое»» (кадастровый ) введен в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ, согласно разрешению Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу на ввод объекта в эксплуатацию объекта капитального строительства «Обустройство скважины месторождение «Новое»).

Объект капитального строительства «Обустройство скважины месторождение «Новое»» - входящий в объект HBOC П Площадка скважины месторождения «Новое» 1-я категория, категория риска - чрезвычайно высокая (1), эксплуатируется без заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.

В силу переходных положений, установленных частью 10 статьи 11 Закона № 219-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), вступивших в силу ДД.ММ.ГГГГ, требования о проведении государственной экологической экспертизы не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до ДД.ММ.ГГГГ проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.

Разведочная скважина месторождения «Новое» (кадастровый ) и объект капитального строительства «Обустройство скважины месторождение «Новое»» (кадастровый ) входят в один объект HBOC П Площадка скважины месторождения «Новое» I-я категория, категория риска - чрезвычайно высокая (1).

Разрешение на строительство объекта «Обустройство скважины месторождения «Новое» выдано Департаментом по недропользованию по Южному федеральному округу - ДД.ММ.ГГГГ.

Скважина месторождения «Новое» введена в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ, согласно разрешению Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу на ввод объекта в эксплуатацию объекта «Обустройство скважины месторождение «Новое», то есть разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию были выданы после ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, в нарушение требований закона объект капитального строительства «Обустройство скважины месторождение «Новое»» - входящий в объект HBOC 03-0123- 001649-П Площадка скважины месторождения «Новое» I-я категория, категория риска - чрезвычайно высокая (1), эксплуатируется ООО «НК «Приазовнефть» без заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.

Нарушены: п. 3 ч. 5 ст. 54, п. 9 ч. 3 ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», п. 12 ст. 65 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Таким образом, действия (бездействие) ООО «НК «Приазовнефть» образуют состав административного правонарушения, квалифицируемого как несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

ДД.ММ.ГГГГ в 12:00 установлено, что на объекте HBOC -П, Площадка скважины месторождения Новое (объект HBOC расположен в водоохранной зоне Азовского моря) ООО «НК «Приазовнефть» не соблюдается режим водоохранных зон, а именно: для обеспечения работы объекта HBOC ООО «НК «Приазовнефть» эксплуатируется берегозащитная дамба с эксплуатационной дорогой на косе Вербяная (инвентарный ).

Берегозащитная дамба с эксплуатационной дорогой на косе Вербяная не оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В соответствии с положениями ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 65 Федерального закона РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс РФ» установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их зод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Исходя из положений ч. 8 ст. 65 Федерального закона РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс РФ» следует, что ширина водоохранной зоны моря, составляет 500 метров.

В соответствии с положениями ч. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерациив границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;

сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Нарушены: ч. 16 ст. 65 «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ, ч.1 ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

Таким образом, действия ООО «НК «Приазовнефть» образуют состав административного правонарушения, квалифицируемого как невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.

В соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении течение указанного срока начинается исчисляться со дня обнаружения правонарушения.

ДД.ММ.ГГГГ в 12:00 установлено, что на объекте HBOC -П, Площадка скважины месторождения Новое:

ООО «НК «Приазовнефть» нарушаются правила эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств: на земельном участке с кадастровым номером 23:30:1305006:295 (расположен в водоохранной зоне Азовского моря) размещена дорога, оборудованная ливневым стоком, подключенным с помощью пластиковой трубы к приемному колодцу. В ходе осмотра выявлено, что приемная труба была забита, вследствие чего сточная вода переливалась через ливневой сток. В ходе осмотра сотрудниками ООО «НК «Приазовнефть» проведена расчистка приемной трубы.

Также в ливневом стоке было выявлено отверстие, через которое сточная вода попадает на рельеф местности земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305006:295.

При этом, в нарушение требований закона ООО «НК «Приазовнефть» допускается сброс сточных вод через отверстие в ливневом стоке на рельеф местности земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305006:295 (расположен в водоохранной зоне Азовского моря).

Нарушены: п. 7 ч. 15 ст. 65 «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ, ч.1 ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ

Таким образом, действия (бездействие) ООО «НК «Приазовнефть» образуют состав административного правонарушения, квалифицируемого как нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.

Указанные нарушения подтверждаются актом плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ-ГК/ПЭ/2023, протоколами об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами проверки.

События административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.4, ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.45, ст. 8.15 КоАП РФ и вина ООО «НК «Приазовнефть» в его совершении установлена и доказана.

Согласно ч. 2 ст. 4.4. КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Более строгое административное наказание предусмотрено ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ - на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Азовского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кулиша Е.М. о назначении административного наказания ООО «НК «Приазовнефть» привлечено к административной ответственности по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4, ст. 8.1,ч. 1 ст. 8.45, ст. 8.15 КоАП РФ, выразившееся в:

невыполнении требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы;

несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства;

невыполнении требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом;

нарушении правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств,

и с учетом правил назначения административного наказания, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 4.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ в размере 500 000 рублей.

Решением заместителя руководителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Азовского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО НК «Приазовнефть» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4, ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.45, ст. 8.15 КоАП РФ оставлено без изменения.

Доводы, изложенные в жалобе, суд признает несостоятельными и расценивает как избранный способ защиты, чтобы избежать наступления административной ответственности, которые, кроме того, не свидетельствуют об отсутствии вины заявителя в совершении инкриминируемого правонарушения и не освобождают его от административной ответственности.

Должностные лица обоснованно пришли к выводу о виновности ООО НК «Приазовнефть» в совершении вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4, ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.45, ст. 8.15 КоАП РФ.

Постановление и решение о привлечении ООО НК «Приазовнефть» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4, ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.45, ст. 8.15 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Наказание назначено в пределах установленной законом санкции 1 ст. 8.45 КоАП РФ с соблюдением требований 4.4 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, как и не допущено нарушений, влекущих изменение или отмену постановления и решения должностных лиц.

При таких обстоятельствах постановление от ДД.ММ.ГГГГ и решение от ДД.ММ.ГГГГ являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Азовского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Кулиша Е.М. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО НК «Приазовнефть» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4, ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.45, ст. 8.15 КоАП РФ и решение заместителя руководителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении без изменения постановления от ДД.ММ.ГГГГ, - оставить без изменения, жалобу ООО НК «Приазовнефть» - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 30 КоАП РФ.

Судья: Г.М. Чанов