Дело № 12-66/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
12 февраля 2020 года город Псков
Судья Псковского городского суда Алексеева Т.Н.,
при помощнике ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Европа Транс» ФИО2 на постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области Ш. от 2 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области Ш. от 2 октября 2019 года генеральный директор ООО «Европа Транс» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы ФИО2 указал, что валютная операция, осуществленная Обществом, не отнесена действующим валютным законодательством к запрещенным валютным операциям или к операциям, в отношении которых установлены какие-либо ограничения. Считает, что валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории Российской Федерации банковские счета в валюте Российской Федерации, в том числе с целью получения заработной платы в безналичной форме. Поскольку трудовыми договорами не предусмотрена выплата заработной платы путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на банковский счет работника в уполномоченном банке, а федеральным законом не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать такие счета для получения заработной платы от юридического лица - резидента, то выплата Обществом иностранному работнику его заработной платы наличными денежными средствами соответствует действующему законодательству. Полагает, что ИФНС не доказан факт осуществления Обществом незаконной валютной операции.
В судебное заседание 12.02.2020 ФИО2 не явился, извещен о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления, согласно которому письмо ФИО2 было вручено 29.01.2020. Ранее в судебном заседании ФИО2 доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснил, что в связи с несвоевременным предоставлением работниками банковских реквизитов заработная плата выплачивалась в наличной форме в целях избежания нарушения трудового законодательства в части срока выплаты заработной платы. В настоящее время заработная плата работникам-нерезидентам выплачивается в безналичной форме (перечисление на банковские карты).
Представители МИФНС России № 1 по Псковской области ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражали, настаивая на правильности вынесенного постановления по делу об административном правонарушении и справедливости размера наказания.
Рассмотрев материалы настоящего дела, изучив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 статьи 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее - Закон № 173-ФЗ) к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Согласно п. 6 и п. 7 ст. 1 Закона № 173-ФЗ резидентами для целей данного Закона признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; нерезидентами - иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
Статьями 131, 136 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата выплачивается работникам в валюте Российской Федерации в месте выполнения ими работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором, т.е. валюта Российской Федерации выступает при взаимоотношениях между работником и работодателем как средство платежа, что согласно пункту 9 статьи 1 Закона № 173-ФЗ является валютной операцией.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами или международным договором РФ.
Таким образом, реализация норм трудового права должна осуществляться не только в соответствии с ТК РФ, но и другими нормативными правовыми актами, в том числе положениями Федерального закона № 173-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, а также переводами электронных денежных средств, за исключением исчерпывающего перечня разрешенных операций, приведенного в п. 2 ст. 14 вышеуказанного Закона, который расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
Как следует из материалов дела, на основании поручения заместителя начальника МИФНС России № 1 по Псковской области Ш. от 09.09.2019 № 602720190018002 проведена камеральная проверка по соблюдению требований Федерального Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в части расчетов, связанных с выплатой ООО «Европа Транс» заработной платы и других видов оплаты труда нерезидентам за период с 01.01.2018 по 31.12.2018. В ходе проверки было установлено, что юридическим лицом ООО «Европа Транс» - резидентом за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 осуществлялись валютные операции по выплате заработной платы физическим лицам-нерезидентам.
Согласно материалам дела, ООО «Европа Транс» создано в соответствии с нормами действующего законодательства РФ и является резидентом.
Директором ФИО2 от имени ООО «Европа Транс» были заключены трудовые договоры с 20 физическими лицами - нерезидентами, являющимися гражданами республики Беларусь и не имеющими вида на жительство в РФ. Условиями трудовых договоров предусмотрено, что работник имеет право на оплату и нормирование труда, получение заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику в установленные сроки. В трудовых договорах форма оплаты труда предусмотрена выдачей наличных денежных средств в кассе работодателя или на банковскую карту работника.
Установлено, что в период с 17.01.2018 по 03.12.2018 ООО «Европа Транс» производились выплаты заработной платы в наличной форме через кассу предприятия работникам-нерезидентам на общую сумму 186226,27 рублей.
По факту осуществления директором ООО «Европа Транс» ФИО2 незаконной валютной операции, минуя счета в уполномоченных банках, в случае, не предусмотренном валютным законодательством РФ, старшим государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № 1 МИФНС России № 1 по Псковской области ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении от 24.09.2019 № 60271925516087000003.
02.10.2019 заместителем начальника МИФНС России № 1 по Псковской области Ш. вынесено постановление о привлечении должностного лица - генерального директора ООО «Европа Транс» ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Факт совершения генеральным директором ООО «Европа Транс» ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в деле МИФНС России №1 по Псковской области №15-12 доказательствами, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами: актом проверки соблюдения валютного законодательства № 602720190018004 от 25.10.2019 с приложением (л.д. 1-7); протоколом об административном правонарушении № 60271925516087000003 от 24.09.2019 (л.д. 20-26), копиями трудовых договоров, заключенными между ООО «Европа Транс» и гражданами республики Беларусь, согласно которым граждане республики Беларусь приняты на работу в ООО «Европа Транс», копиями приказов о приеме на работу в ООО «Европа Транс», платежными ведомостями, согласно которым выплата заработной платы сотрудникам, не являющимся гражданами РФ, производилась в наличной форме, т.е. с нарушением требований валютного законодательства РФ (л.д. 69 - 278).
Статьей 3 Конвенции Международной организации труда «Относительно защиты заработной платы», заключенной в Женеве 01.07.1949 № 95, предусмотрена возможность компетентных органов власти разрешить или предписать выплату заработной платы банковскими чеками или почтовыми переводами, если такая форма принята в обычной практике или необходима ввиду особых обстоятельств.
Иностранным работникам, имеющим статус временно проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, заработная плата может выплачиваться только в безналичном порядке, со счета открытого в уполномоченном банке юридическому лицу. Требование по безналичному получению заработной платы не ущемляет права лица, временно находящегося на территории Российской Федерации, так как может быть отнесено к особым обстоятельствам.
Соответственно, на директоре ООО «Европа Транс» лежала обязанность обеспечить оформление локальных нормативных актов (приказов, соглашений, договоров) без нарушения требований Закона № 173-ФЗ. Работодатель должен был оговорить условия оплаты труда, в том числе предусмотренные валютным законодательством, на стадии заключения трудового договора.
Кроме того, согласно трудовым договорам, заключенным с А., З., З. предусмотрена выплата заработной платы как через кассу работодателя наличными денежными средствами, так и перечислением на банковскую карту.
Согласно материалам дела, в проверяемом периоде генеральным директором ООО «Европа Транс» является ФИО2
Обстоятельства, свидетельствующие о том, что генеральным директором ООО «Европа Транс» ФИО2 были предприняты все возможные меры для соблюдения требований законодательства в рассматриваемой сфере, не установлены.
Таким образом, генеральным директором ООО «Европа Транс» ФИО2 не соблюдены требования ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в части выплаты юридическим лицом - резидентом заработной платы физическим лицам - нерезидентам в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках на сумму 186226,27 рублей, т.е. в период с 17.01.2018 по 13.12.2018 совершено административное правонарушение, выразившееся в осуществлении валютных операций с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Действия генерального директора ООО «Европа Транс» ФИО2 правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и прекращения производства по делу суд не усматривает с учетом характера совершенного правонарушения, его конкретных обстоятельств.
ФИО2 назначено наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Оснований для замены административного штрафа на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ суд не усматривает, поскольку согласно положениям ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Административным органом обосновано наличие в данном случае угрозы безопасности государства, так как факты нарушений требований валютного законодательства, установленные в ходе проверки, выразившиеся в осуществлении незаконной валютной операции, не позволяют обеспечить соблюдение принципа реализации единой государственной валютной политики, свидетельствуют о создании угрозы экономической безопасности государства.
Нарушений процессуальных требований закона, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области Ш. от 2 октября 2019 года по делу об административном правонарушении №60271925516087000005, вынесенное в отношении генерального директора ООО «Европа Транс» ФИО2 по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья Т.Н. Алексеева