Судья Прохорчук О.В. Дело № 21-419/2020
(номер дела в суде первой
инстанции № 12-425/2020)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Севастопольского городского суда Исаев Сергей Николаевич, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (<...>) жалобу заместителя главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору – заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы – начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю полковника внутренней службы ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 06 октября 2020 года, вынесенное по жалобе должностного лица – исполняющего обязанности директора Департамента городского хозяйства города Севастополя ФИО2 на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору – заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы – начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю полковника внутренней службы ФИО1 № от 11.07.2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица – исполняющего обязанности директора Департамента городского хозяйства города Севастополя – ФИО2,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору – заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы – начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю полковника внутренней службы ФИО1 № от 11.07.2020 года должностное лицо – исполняющий обязанности директора Департамента городского хозяйства города Севастополя – ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
На данное постановление должностного лица должностное лицо – исполняющий обязанности директора Департамента городского хозяйства города Севастополя – ФИО2 подал жалобу в Ленинский районный суд г. Севастополя.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 06.10.2020 г. жалоба должностного лица – исполняющего обязанности директора Департамента городского хозяйства города Севастополя – ФИО2 удовлетворена, оспариваемое постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным решением, должностное лицо подало в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит состоявшейся судебный акт отменить и вернуть дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что при проведении плановой выездной проверки было установлено, что не все сотрудники прошли обучение, документов, подтверждающих намерение устранить данное нарушение на момент проверки не предоставлено. Заявление на прохождение обучения подано Департаментом гораздо позже окончания проверочных мероприятий от 01.06.2020 № что не может свидетельствовать об отсутствии состава административного правонарушения.
Не разработан нормативный правовой акт г. Севастополя по обеспечению свободного проезда и установки пожарной и специальной техники возле жилых домов. Положением о Департаменте городского хозяйства города Севастополя утверждено постановление Правительства Севастополя от 16.09.2016 № 875-ПП, в соответствии с которым Департамент разрабатывает проекты нормативных правовых актов города Севастополя, иные нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
Не предусматривается организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности на объектах жилищного комплекса, в том числе проведение работ по огнезащитной обработке стропил и обрешетки, выполненных из горючих материалов, в зданиях с чердачными покрытиями.
Не предусматривается организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности на объектах жилищного комплекса, в том числе проведение работ по восстановлению и поддержанию в работоспособном состоянии установок и систем противопожарной защиты зданий промышленной этажности (внутреннего противопожарного водопровода, систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, дымоудаления). Вместе с этим, Департаментом не предоставлен перечень многоквартирных жилых домов, включая дома повышенной этажности, в которых проведен капитальный ремонт, а также перечень выполняемых противопожарных мероприятий при его проведении, в рамках его полномочий.
<адрес> не включены в Государственную программу города Севастополя «Развитие водоснабжения и водоотведений города Севастополя» при отсутствии в них источников наружного противопожарного водоснабжения. с. Черноречье, с. Флотское, с. Камышлы, с. Гончарное, с. Резервное не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения согласно предъявляемых требований, а также не обеспечен необходимый расход воды для целей наружного пожаротушения.
Не принимаются меры по ликвидации несанкционированных свалок в Юхариной балке и на Мекензиевых горах.
Не проводится работа, направленная на проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности.
Не осуществляется государственный контроль (надзор) в сфере благоустройства по результатам рассмотрения направленной Главным управлением МЧС России по г. Севастополю информации.
Вместе с этим, в нарушении статьи 3 Федерального закона № 69-ФЗ Департаментом государственный контроль (надзор) в сфере благоустройства по информации Главного управления не осуществлялся (информация проверяющим не предоставлена).
Кроме того, Департамент связывает невыполнение возложенных на него мероприятий с отсутствием бюджетных ассигнований. С данным доводом также нельзя согласиться по мнению заявителя. Так, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ Главный распорядитель бюджетных средств может и обязан вносить предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств. При проведении проверочных мероприятий, документов, подтверждающих вышесказанное Департаментом, не предоставлялось. В соответствии с п. 1.10.1. функции главного распорядителя средств бюджета города Севастополя, предусмотренных на содержание исполнительного органа и реализацию возложенных на него функций, а также функций главного администратора доходов бюджета города Севастополя.
Жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем, подлежит рассмотрению по существу.
В судебное заседание должностное лицо – ФИО2 не явилось, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомило.
Представитель государственного органа – ФИО3 доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просил ее удовлетворить.
Заслушав пояснения явившегося лица, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В соответствии со ст.38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника Главного управления МЧС России по г. Севастополю ФИО4 от 16.04.2020 № назначена проверка в отношении Департамента городского хозяйства города Севастополя в рамках осуществления Федерального государственного пожарного надзора.
Согласно акту проверки от 29.05.2020 №, выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно:
- не все руководители структурных подразделений Департамента городского хозяйства города Севастополя прошли обучение по специальным программам пожарно-технического минимума;
- не разработан нормативный правовой акт г.Севастополя по обеспечению свободного проезда и установки пожарной и специальной техники возле жилых домов;
- не предусматривается организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности на объектах жилищного комплекса, в том числе, проведение работ по огнезащитной обработке стропил и обрешетки, выполненных из горючих материалов, в зданиях с чердачными покрытиями;
- не предусматривается организация выполнения и осуществление мер иной безопасности на объектах жилищного комплекса, в том числе, проведение работ по восстановлению и поддержанию в работоспособном состоянии установок и систем противопожарной защиты зданий повышенной этажности (внутреннего противопожарного водопровода, систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, дымоудаления);
- с. Черноречье, с. Флотское, с. Камышлы не включены в Государственную программу города Севастополя «Развитие водоснабжения и водоотведения города Севастополя» при отсутствии в них источников наружного противопожарного водоснабжения.
- с. Черноречье, с. Флотское, с. Камышлы, с. Гончарное, с. Резервное не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения согласно предъявляемым требованиям, а также не обеспечен необходимый расход воды для целей наружного пожаротушения;
- не принимаются меры по ликвидации несанкционированных свалок в Юхариной балке и на Мекензиевых горах;
- Департаментом не проводится работа, направленная на проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
- Департаментом не осуществляется государственный контроль (надзор) в сфере благоустройства по результатам рассмотрения направленной Главным управлением МЧС России по г. Севастополю информации.
Названные обстоятельства послужили поводом к вынесению 14.07.2020 года государственным инспектором г. Севастополя по пожарному надзору – страшим дознавателем отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю майором внутренней службы ФИО5 протокола об административном правонарушении № в отношении должностного лица – исполняющего обязанности директора Департамента городского хозяйства города Севастополя – ФИО2, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого заместителем главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору – заместителем начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы – начальником отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю полковником внутренней службы ФИО1 вынесено постановление о назначении административного наказания № от 11.07.2020 года.
Проверяя законность указанного постановления должностного лица МЧС, судья районного суда не согласился с его выводами о наличии в действиях должностного лица - ФИО2 состава вмененного административного правонарушения и его виновности в его совершении, прекратив производство по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с тем, что в отношении иных сотрудников: начальника Управления экономики, финансов и правового обеспечения – ФИО6, заместителя начальника Управления – начальника отдела контроля благоустройства Управления административно-технического контроля – ФИО7 направлена заявка на обучение от 01.06.2020 №.1-13/03/20, которое входит в полномочия Департамента аппарата Губернатора города Севастополя, полномочия по организации выполнения и осуществления мер пожарной безопасности возложены на специально созданную Правительством Севастополя противопожарную службу, что именно управляющая организация является лицом, ответственным за содержание общего имущества в вышеназванных домах в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также нормами безопасности, в том числе в сфере пожарной безопасности, и лицом, обязанным осуществлять все мероприятия, обеспечивающие выполнение указанных требований, обязанности по обеспечению пожарной безопасности вышеуказанных населенных пунктов возложены на Департамент общественной безопасности города Севастополя, вывоз твердых коммунальных отходов с территории города Севастополя осуществляет региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Благоустройство города «Севастополь», мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок в Юхариной балке и на Мекензиевых горах, а также мероприятия по санитарной очистке территорий находятся в ведении соответствующего муниципального округа города Севастополя, стационарные полигоны хранения твердых бытовых отходов, находящиеся в ведении департамента городского хозяйства города Севастополя, не являются свалками, в настоящее время на них производится рекультивация.
Кроме того, обязанности по выполнению работы, направленной на проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности, исходя из пункта 1.1 Положения о Департаменте общественной безопасности города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 13.09.2016 № 859-ПП «Об утверждении положения о Департаменте общественной безопасности города Севастополя» возложены именно на указанный Департамент.
Относительно правонарушения в части неосуществления Департаментом городского хозяйства города Севастополя государственного контроля (надзора) в сфере благоустройства по результатам рассмотрения направленной Главным управлением МЧС России по г. Севастополю информации доказательства в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют, когда и какая информация направлялась Управлением Департаменту для исполнения из материалов дела неясно.
Также, проверка исполнения Департаментом городского хозяйства города Севастополя информации, направленной Главным управлением МЧС России по г. Севастополю не входит в компетенцию органа, проводившего проверку.
Однако с состоявшимся судебным актом согласиться нельзя в силу следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Положения названных норм во взаимосвязи со статьей 2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 названного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Согласно положениям ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.
Приведённые требования КоАП РФ распространяются на все стадии производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
Должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. (ст. 2.4 КоАП РФ).
Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм.
Однако, материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений, из которых следовало бы о назначении ФИО2 на занимаемую им должность по отношению к дате выявления вменяемого административного правонарушения, при проведении плановой, выездной проверки в отношении Департамента, кроме того, судья районного суда должным образом не мотивировал в силу каких имеющихся в деле доказательств, указанное должностное лицо не является субъектом вменённого административного правонарушения, в частности, ответственным лицом за соблюдением требований пожарной безопасности, указанных в акте проверки органа государственного контроля № от 29.05.2020 года.
Материалы дела об административном правонарушении содержат приказ №-ОД от 24.05.2019 года о назначении заместителя директора – начальника Управления административно – технического контроля ФИО2 ответственным лицом за пожарную безопасность и проведение противопожарного инструктажа.
Доказательства, подтверждающие или опровергающие осуществление должностным лицом ФИО2, как исполняющим обязанности директора Департамента, деятельности, при которой допущено нарушение требований пожарной безопасности, судьей районного суда в обжалуемом решении не приведены, доводы о том, что должностное лицо – ФИО2 не является субъектом описанного выше правонарушения в полной мере не проверены и не оценены судом, исходя из отсутствия в материалах дела должностной инструкции - исполняющего обязанности директора Департамента городского хозяйства города Севастополя, согласно которой можно было бы судить о возложенных на данное должностное лицо обязанностях.
Однако указанное судьей районного суда при вынесении обжалуемого решения не принято во внимание, последним при рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания не проверялось, какие именно организационно-распорядительные функции и (или) административно-хозяйственные функции были возложены на ФИО2, в связи с назначением его на должность исполняющего обязанности директора Департамента городского хозяйства города Севастополя.
Вышеизложенное свидетельствует о нарушении судьей районного суда процессуальных требований, предусмотренных ст. ст. 24.1, 26.1, 26. 2, ст. 26.11, 30.6 КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, такое рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не соответствует закону.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение должностным лицом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 названного Кодекса, составляет один год.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент рассмотрения в Севастопольском городском суде срок давности привлечения должностного лица – ФИО2 к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, обжалуемое решение судьи подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении судье следует учесть изложенное, рассмотреть жалобу в соответствии требованиями действующего законодательства и надлежащей оценкой имеющихся в деле доказательств, дать оценку законности и обоснованности постановления должностного лица, и вынести мотивированное решение в соответствии с требованиями ст. 29.10, 30.6 - 30.7 КоАП РФ и положениями Закона о пожарной безопасности.
Руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, -
решил:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 06 октября 2020 года – отменить.
Материалы дела по жалобе должностного лица – исполняющего обязанности директора Департамента городского хозяйства города Севастополя ФИО2 на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору – заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы – начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю полковника внутренней службы ФИО1 № от 11.07.2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - исполняющего обязанности директора Департамента городского хозяйства города Севастополя ФИО2, возвратить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Севастополя.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья С.Н. Исаев