ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-425/2022 от 17.06.2022 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

УИД 41RS0-39

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский,

РЕШЕНИЕ

«17» июня 2022 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Образцова Ольга Юрьевна, при секретаре Драпчук Д.А., рассмотрев жалобу защитника Лаптевой Дарьи Владимировны на постановление Административной комиссии при администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10 Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях» в отношении товарищества собственников жилья «Тушкановский»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Административной комиссии при администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Административная комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10 Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях» в отношении товарищества собственников жилья «Тушкановский» (далее - ТСЖ «Тушкановский») прекращено в связи с малозначительностью, ТСЖ «Тушкановский» объявлено устное замечание.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Лаптева Д.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения. Указала, что извещение о составлении протокола об административном правонарушении направлено несвоевременно и поступило в адрес ТСЖ «Тушкановский» ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 15 минут, что лишило юридическое лицо возможности присутствовать при составлении протокола. Обращает внимание, что при рассмотрении дела толщина слоя снега, зафиксированного на козырьках не установлена, замеры не провалились. Акт осмотра и видеозапись составлены ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период выпадения снежных осадков. Ссылаясь на п. ДД.ММ.ГГГГ Свода Правил СП 372.1325800.2018 «Здания жилые многоквартирные. Правила эксплуатации», указала, что очистка кровли от снега проводится согласно п. 11.4 СП 255.1325800.2016, в случае если фактическая нагрузка от снега равна или превышает допустимую норму. При очистке кровель из рулонных материалов следует оставлять слой снега толщиной 10 см, а на стальных 5 см. Обращает внимание, что в состав административной комиссии входит 13 человек, однако на заседании присутствовало 8 человек.

Законный представитель ТСЖ «Тушкановский» ФИО1 о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимала.

Защитник Лаптева Д.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала. Обратила внимание, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ зафиксированы атмосферные осадки, при этом ДД.ММ.ГГГГ производилась очистка снега и ледяных наростов с крыши дома и с козырьков перед входом в подъезды. Кроме того покрытие козырька состоит из технопласта ЭКП, битумного праймера, является мягким, в связи с чем с учётом свода правил допускается возможность оставлять на козырьках слой снега толщиной до 10 см.

Выслушав пояснения защитника Лаптевой Д.В., изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 1 статьи 10 Закона Камчатского края от 19.12.2008 N 209 "Об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность за нарушение требований, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования в Камчатском крае по вопросам, предусмотренным частью 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если эти действия (бездействие) не подпадают под действие статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих административную ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации в области градостроительной деятельности, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды, в области обращения с отходами, земельного законодательства Российской Федерации, жилищного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а также иных правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, находящимися во взаимосвязи с вопросами благоустройства территории.

В соответствии с ч. 13 ст. 25 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.04.2019 N 170-нд «О правилах благоустройства территории Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее – Решение № 170-нд) очистка крыш, карнизов, водосточных труб, крылец, путепроводов, мостов от снега и ледяных наростов должна производиться хозяйствующими субъектами, владельцами зданий, строений и сооружений в светлое время суток с обязательным осуществлением комплекса охранных мероприятий, обеспечивающих движение пешеходов и транспорта (ограждение тротуаров, назначение дежурных, оснащение страховочным оборудованием лиц, работающих на высоте), с немедленным вывозом снега и наледей с тротуаров и проездов. Для предотвращения сверхнормативных нагрузок на крыши, карнизы, козырьки зданий, строений и сооружений, а также самопроизвольного схода снежных масс очистка крыш от снега и ледяных наростов осуществляется после каждого обильного снегопада. Очистка кровель зданий, строений, сооружений на сторонах, выходящих на пешеходные зоны, от образования наледи должна производиться немедленно с предварительной установкой ограждений опасных участков и только в светлое время суток.

Как следует из обжалуемого постановления и материалов дела основанием привлечения ТСЖ «Тушкановский» к административной ответственности послужило то обстоятельство, что юридическое лицо ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 50 минут, зарегистрированное по адресу: г. , не приняло меры по предотвращению сверхнормативных нагрузок, очистке снега и ледяных наростов на козырьках перед входом в подъезды многоквартирного в г. Петропавловске-Камчатском, что может привести к самопроизвольному сходу снежных масс.

Юридическому лицу вменено нарушение требований ч. 13 ст. 25 Решения -нд.

Вина юридического лица установлена Административной комиссией на основании протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, и иных документов, имеющихся в материалах дела.

Однако с выводами о виновности ТСЖ «Тушкановский» в совершении вменяемого ему правонарушения согласиться нельзя ввиду следующего.

Как следует из материалов дела событие административного правонарушения выявлено в ходе проведения муниципального контроля в сфере благоустройства на основании мотивированного представления и задания от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования (л.д. 15, 16).

При этом в ходе выездного обследования производился осмотр многоквартирного в г. Петропавловске-Камчатском.

Следует учесть, что в соответствии с ч. 1, 3 ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) под выездным обследованием в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.

В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах может осуществляться осмотр.

Вместе с тем на основании ч. 6 ст. 1 Федерального закона N 248-ФЗ муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 248-ФЗ порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается для вида муниципального контроля - положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.

Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.11.2021 N 427-нд утверждено Положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Положение № 427-нд).

Разделом 3 Положения № 427-нд предусмотрен порядок организации муниципального контроля в сфере благоустройства на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.

В соответствии с п. 3.3 Положения № 427-нд в рамках осуществления муниципального контроля при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные мероприятия: 3.3.1. инспекционный визит; 3.3.2. документарная проверка; 3.3.3. выездная проверка; 3.3.4. рейдовый осмотр.

В силу п. 3.4 Положения № 427-нд без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные мероприятия - наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности).

Таким образом Положением № 427-нд не предусмотрена возможность проведения муниципального контроля в сфере благоустройства на территории Петропавловск-Камчатского городского округа путём выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом.

При таких обстоятельствах, учитывая, что порядок проведения муниципального контроля в сфере благоустройства в отношении ТСЖ «Тушкановский» не соблюдён, признаю мотивированное представление, задание на проведение контрольного мероприятия, а также протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с видеозаписью недопустимыми доказательствами по делу.

Кроме того из описания события административного правонарушения, изложенного в постановлении, усматривается, что юридическому лицу вменено, в том числе, непринятие мер по предотвращению сверхнормативных нагрузок на козырьках перед входом в подъезд.

Между тем каким образом и на основании каких нормативных актов подлежит определению сверхнормативная нагрузка от снега и ледяных наростов на козырьках перед входом в подъезд, в постановлении не приведено, в связи с чем доводы жалобы в указанной части заслуживают внимания.

Вместе с тем ссылки защитника на своды правил в данном случае не состоятельны ввиду следующего.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр утверждён свод правил СП 372.1325800.2018 «Здания жилые многоквартирные. Правила эксплуатации», который введён в действие ДД.ММ.ГГГГ (далее - СП 372.1325800.2018).

В соответствии с п. 1 СП 372.1325800.2018 настоящий свод правил распространяется на эксплуатацию жилых многоквартирных зданий, в том числе на эксплуатационный контроль, техническое обслуживание и ремонт.

На основании п. ДД.ММ.ГГГГ СП 372.1325800.2018 очистку кровли от снега следует проводить согласно пункту 11.4 СП 255.1325800.2016.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр утверждён свод правил СП 255.1325800.2016 «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», который введён в действие ДД.ММ.ГГГГ (далее - СП 255.1325800.2016).

В силу п. 11.4 СП 255.1325800.2016 при очистке кровель из рулонных или мастичных материалов следует оставлять слой снега толщиной около 10 см, а на стальных - около 5 см. Очистка поверхности кровли от наледей не допускается. Наледи следует удалять только с карнизов, желобов, воронок и водосточных труб.

Из буквального толкования указанных норм следует, что допускается возможность оставлять слой снега толщиной около 10 см при очистке именно кровель из соответствующих материалов.

Между тем кровля представляет собой верхний слой крыши, подвергающийся атмосферным воздействиям.

В соответствии с п. 4.ДД.ММ.ГГГГ Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 170 мягкие кровли от снега не очищают, за исключением снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков.

Таким образом законодатель разделяет понятие кровли и козырька.

Учитывая, что пункт 11.4 СП 255.1325800.2016 распространяется на кровли, в то время, как козырьки перед входом в подъезды к числу таковых не относятся, прихожу к выводу, что пункт ДД.ММ.ГГГГ СП 372.1325800.2018 не подлежит применению к возникшим правоотношениям.

Кроме того, в соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Как следует из материалов дела, извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенном на ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 30 минут получено юридическим лицом в день составления указанного протокола, что подтверждается, в том числе, отчётом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (л.д. 17, 18, 20, 14).

Таким образом ТСЖ «Тушкановский» не было заблаговременно извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что свидетельствует о несоответствии данного процессуального документа требованиям ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также нарушении права юридического лица на защиту.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая, что протокол об административном правонарушении, не соответствующий требованиям ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также результаты проведения муниципального контроля в сфере благоустройства, не соответствующие Положению -нд не могут использоваться в качестве доказательств по делу, считаю необходимым обжалуемое постановление отменить, а производство по делу – прекратить в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу защитника Лаптевой Дарьи Владимировны удовлетворить.

Постановление Административной комиссии при администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10 Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях» в отношении товарищества собственников жилья «Тушкановский» отменить, производство по делу прекратить, на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья О.Ю. Образцова