ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-426/18 от 27.08.2018 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

дело № 12-426/2018

Р Е Ш Е Н И Е

«27» августа 2018г. г. Таганрог Ростовской области

Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Фатыхова Е.М., рассмотрев в судебном заседании жалобу ЗАО "Агропром-Импорт-экспорт" на постановление от <дата> г. Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> - по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ в отношении ЗАО "Агропром-Импорт-экспорт" (статус лица: Юридическое лицо),

у с т а н о в и л:

<дата>. постановлением государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>ФИО2, юридическое лицо ЗАО "Агропром-Импорт-экспорт" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ, выразившееся в «осуществлении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов ЗАО "Агропром-Импорт-экспорт", расположенных в офисе предприятия по адресу: <адрес>, пер.Красный, 21 без разрешения на выбросы 3В» и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

В жалобе представитель ЗАО "Агропром-Импорт-экспорт" указывает, что в соответствии с указанным постановлением у ЗАО «Агропром- Импорт-экспорт» отсутствует правоустанавливающие (разрешительная) документация на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выброса ЗВ от специального уполномоченного органа в области охраны окружающей среды. Осуществляет выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствии установленных нормативов.

Отопление нежилого здания (офиса), осуществляется ЗАО «Агропром- Импорт-экспорт» самостоятельно, при помощи собственного газового оборудования - газового котла марки «ВАХ1 есоfоur». При этом стационарным организованным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является вытяжная труба диаметром около 200 мм, через которую в атмосферу выделяются продукты сгорания природного газа: диоксид углерода, оксид азота, оксид серы и др.

Кроме того, на балансе ЗАО «Агропром-Импорт-экспорт» имеются и используются две единицы автотранспорта: Lexus LS 460, Рено Сандеро. Временная стоянка автомобилей осуществляется на прилегающей территории общего пользования <адрес> Площадка для парковки автомобилей является неорганизованным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

По мнению государственного инспектора вышеуказанные нарушения являются следствием ненадлежащего исполнения ЗАО «Агропром-Импорт- экспорт» требований природоохранного законодательства РФ и непринятия им своевременных мер к соблюдению законодательства.

Как указано в обжалуемом постановлении, временем совершения правонарушения является день подписания акта проверки, а именно <дата>.

Для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих, необходимо установить его количество и (или) концентрацию превышающую установленные нормативы.

Выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения - выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

Для привлечения к административной ответственности по части - 1 статьи 8.21 КоАП РФ необходимо установить, что такие выбросы действительно имели место, и они превышают нормативно установленные концентрации.

В ходе проверки не производился отбор проб промышленных образцов в соответствии со статьями 26.5, 27.10 КоАП РФ, отсутствуют протоколы изъятия образцов, составленные в установленном порядке.

В оспариваемом постановлении указано, что отопление нежилого здания (офиса), осуществляется ЗАО «Агропром-Импорт-экспорт» самостоятельно, при помощи собственного газового оборудования - газового котла марки «ВАХ1 ecofour». При этом стационарным организованным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является вытяжная труба диаметром около 200 мм, через которую в атмосферу выделяются продукты сгорания природного газа: диоксид углерода, оксид азота, оксид серы и др.

Таким образом, из представленного постановления невозможно установить, превысило ли общество при осуществлении своей деятельности установленные нормативы выбросов вредных веществ в атмосферу.

Не представлено доказательств тому, что используемая ЗАО «Агропром-Импорт - экспорт» временная стоянка транспорта, котел «ВАХ1 ecofour» отнесены к источникам вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.

Наличие у организации одного бытового газового котла BAXI ecofour» сертифицированного в России и используемого для обогрева офиса не требует специального разрешения на его эксплуатацию.

При производстве проверки газовый котел «BAXI ecofour» не работал в силу наступления летнего периода, данные обстоятельства опровергают выводы о том, что ЗАО «Агропром-Импорт-экспорт» по состоянию на <дата> осуществляло выброс (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Как усматривается из обжалуемого постановления, стоянка транспорта, является местом общего пользования <адрес>, т.е. используется беспрепятственно неограниченным кругом лиц.

Кроме этого, доказательств того, что данная территория является площадкой для парковки автотранспортных средств как таковой, не представлено.

Более того, из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от <дата> «О нормировании выбросов» усматривается, что Минприроды России рассмотрев письмо Росприроднадзора по вопросу учета источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ от открытых автостоянок и подобных территорий сообщает, что согласно ст.1 Федерального закона от <дата>- ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», источником выброса, являются сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные(загрязняющие) вещества.

Сами открытые автостоянки и подобные территории не могут являться источниками выбросов.

Таким образом, факт выброса юридическим лицом ЗАО «Агропром- Импорт-экспорт» вредных веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные нормативы качества атмосферного воздуха, без специального на это разрешения нельзя не доказан.

Просят суд постановление . о назначении административного наказания от <дата> в отношении Закрытого акционерного общества «Агропром-Импорт-экспорт» отменить, производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Закрытого акционерного общества «Агропром-Импорт-экспорт» ввиду отсутствия события административного правонарушения прекратить.

В судебном заседании защитник Закрытого акционерного общества «Агропром-Импорт-экспорт» - Хоменко С.Б., действующий на основании доверенности от 09.06.2018г. доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить в полном объёме. Указал, что отопление нежилого здания (офиса), осуществляется ЗАО «Агропром - Импорт-экспорт» самостоятельно, при помощи собственного газового оборудования - газового котла, который не требует специального разрешения на его эксплуатацию, в летнее время котел не функционирует. Стоянка транспорта не контролируемая, является местом общего пользования <адрес>.

Государственный инспектор <адрес> в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии РО ФИО2 в судебном заседании пояснила, что на момент проведения проверки котел не работал, замеры не проводились. Кому Площадка парковки автомобилей является неорганизованным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, прихожу к следующему.

В силу прямого указания ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Статьей 26.1. КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статья 8.21 ч.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

В силу требований ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Федерального закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Исходя из Письма Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.09.2015г. «О нормировании выбросов» следует, что согласно статье 1 Федерального закона от <дата> N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" источником выброса, является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества. Таким образом, сами открытые автостоянки и подобные территории не могут являться источниками выбросов.

Судьей установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом не учтены доводы привлекаемого лица о том, что в ходе проверки не производился отбор проб промышленных образцов, что используемая ЗАО «Агропром-Импорт - экспорт» временная стоянка транспорта, котел «ВАХ1 ecofour» отнесены к источникам вредных выбросов, требующих получения специального разрешения, оценка данным доводам не дана, к материалам дела об административном правонарушении не приобщены протоколы изъятия образцов.

Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

р е ш и л:

Жалобу ЗАО "Агропром-Импорт-экспорт" на постановление от <дата>. Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> - по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ в отношении ЗАО "Агропром-Импорт-экспорт" – удовлетворить.

Постановление Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от <дата>. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ в отношении ЗАО "Агропром-Импорт-экспорт" - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ в отношении ЗАО "Агропром-Импорт-экспорт" прекратить в виду отсутствия события административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти дней со дня получения его копии.

Судья Таганрогского городского суда

Ростовской области Фатыхова Е.М.