ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-426/20 от 19.11.2020 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 12-426/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

Судья Советского районного суда г. Челябинска Соколова Д.Е. при секретаре Антроповой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Челябинске 19 ноября 2020 года жалобу представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г. Челябинска от 18 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г. Челябинска от 18 сентября 2020 года Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа с применением ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 170 000 руб.

В жалобе представитель Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области ФИО1 просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить. Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области является ненадлежащим субъектом ответственности, поскольку выполнение работ по содержанию автомобильной дороги <данные изъяты>, в том числе нанесение горизонтальной дорожной разметки, входит в комплекс работ по государственному контракту от 10 января 2019 года, исполнителем по которому является ЗАО «Ойкумена». В соответствии с приложением № 3 к техническому заданию государственного контракта от 10 января 2019 года № 2-д в обязанности подрядчика входя ежедневные осмотры автомобильных дорог. Министерство не вправе самостоятельно устранять выявленные нарушения автомобильных дорог при наличии заключенного государственного контракта. Кроме того, для устройства стационарного электрического освещения на автомобильной дороге необходимо проведение целого комплекса высокозатратных мероприятий: разработка проектной документации, с последующим прохождением государственной экспертизы, наличие достаточного финансирования, включения данного объекта в государственную программу и т.д. В настоящее время в Челябинской области сформирована и действует государственная программа «Развитие дорожного хозяйства в Челябинской области на 2015-2022 годы», по которой финансовые средства распределены по объектам. Искусственное освещение планируется в соответствии с принятой Программой устройства искусственного освещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Челябинской области в 2015-2030 годы, в том числе устройство стационарного электрического освещения на автомобильной дороге <данные изъяты> Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги <данные изъяты> предусмотрено установление тротуаров. Вместе с тем, установление тротуаров является дополнительной и не первоочередной мерой по приведению автомобильной дороги в соответствие с проектом организации дорожного движения. В целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, просит снизить размер назначенного наказания.

В судебном заседании представитель Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области ФИО1, действующая по доверенности, доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить, прекратив производство по делу или снизив размер назначенного наказания до 100 000 руб.

Представитель МО МВД России «Кыштымский» Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Заслушав представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Постановлением мирового судьи Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области признано виновным в том, что 19 июня 2020 года в 10:00 час. не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения <данные изъяты>, что выразилось в наличии недостатков в эксплуатационном состоянии указанной дороги на участке с 0 км по км 28+220 м в виде дефектов дорожного покрытия (выбоин), отсутствия дорожных знаков, сигнальных столбиков, тротуаров, стационарного электрического освещения, предусмотренных проектом организации дорожного движения, и является нарушением требований п. п. 5.2.4, 6.2.1, 6.6.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», п. п. 4.5.1.1, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», в связи с чем 13 августа 2020 года в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области составлен протокол об административном правонарушении 74 ОО 005550 по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями ч. 1. ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 рублей до 300 000 рублей.

В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно ч. 2 ст. 12 вышеуказанного Закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в частности, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения.

В силу ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

При этом дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В силу ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно п. п. 1, 7, 8 Положения, структуры и штатной численности Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 09 августа 2004 года № 408, Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области, к основным задачам которого относятся разработка и реализация единой государственной политики Челябинской области в подведомственных отраслях, в том числе, в сфере дорожного хозяйства, при этом Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по разработке и осуществлению мероприятий по повышению пропускной способности и благоустройству автомобильных дорог Челябинской области, охране окружающей среды, организации движения и доведения информации до пользователей дорог об условиях движения; по осуществлению регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (п. п. 8, 43, 71 Положения).

Мировым судьей верно установлено, что на участке автомобильной дороги <данные изъяты> м Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги, а именно в нарушение п. п. 5.2.4, 6.2.1, 6.6.1 ГОСТ Р 50597-2017 ввиду наличия дефектов дорожного покрытия, отсутствия знаков сигнальных столбиков, а также п.п. 4.5.1.1, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 ввиду отсутствия стационарного электрического освещения и тротуаров (дополнительных элементов обустройства), предусмотренных проектом организации дорожного движения, что угрожает безопасности дорожного движения.

Таким образом, мировой судья пришел к обоснованным выводам о том, что Министерство, как уполномоченный на то орган исполнительной власти, не обеспечило соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог при наличии у него указанной обязанности.

Обстоятельства правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении № <данные изъяты> от 13 августа 2020 года, актом выявленных недостатков от 19 июня 2020 года и другими материалами дела, получившим оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Бездействие Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, выразившееся в несоблюдении требований законодательства в области безопасности дорожного движения, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях Министерства объективной стороны состава административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления мирового судьи, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному.

При этом в настоящем случае мировым судьей наказание уже назначено ниже минимального размера, предусмотренного санкцией статьи с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основания для снижения размера штрафа не имеется.

Постановление о признании виновным в совершении административного правонарушения вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм административного законодательства, которые привели к неверному разрешению дела, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г. Челябинска от 18 сентября 2020 года в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области оставить без изменения, а жалобу представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Д.Е. Соколова