ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-426/2021 от 18.10.2021 Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Материал №2-426/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 октября 2021 года г. Новороссийск

Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Литвинова А.Н.,

с участием представителей юридического лица и административного органа, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением государственного инспектора Черноморо-Азовского моского управления Росприроднадзора Кочетова В.В. №0159/03/355-ОГ/ПП/2021 от 23 июня 2021 года АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей.

Решением старшего государственного инспектора Черноморо-Азовского моского управления Росприроднадзора Масехин от 24 августа 2021 года постановление по делу об административном правонарушении №0159/03/355-ОГ/ПП/2021 от 23 июня 2021 года оставлено без изменения, жалоба АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» - без удовлетворения.

Не согласившись с принятыми решениями АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» обратилось в суд с жалобой, в которой указывает на отсутствие в материалах дела об административном правонарушении бесспорных доказательств факта разливом нефтепродуктов.

В судебном заседании представитель АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» Нечипоренко Л.М. жалобу поддержала, ссылаясь на изложенные в ней обстоятельства.

Представитель административного органа Кочетов В.В. просил постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Проверив дело в полном объеме, суд находит жалобу не обоснованной.

Часть 4 статьи 8.13 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса (невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 2 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей I статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному I использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Положением ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" запрещается ахоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения донного грунта, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море.

В силу п. 3 ч. 2. ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры рекою порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами.

Согласно ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 56 Федерального закона от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Из материалов дела видно, что 07.04.2021 в адрес Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора из Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обращение <ФИО3 (вх. № 355-ОГ от 07.04.2021) поступило обращение <ФИО3, в котором содержались сведения об инциденте, произошедшем 15.02.2021 в акватории Черного моря в районе терминала КТК-Р морского порта Новороссийск, связанного с разливом нефтепродуктов, со ссылкой на видеоролик, опубликованный в сети Интернет.

Из видеоролика, доступного по ссылке <№>, усматривается, что в акватории морского порта Новороссийск, район нефтеналивного терминала АО «КТК-Р» осуществлялись работы по замене гибкого шланга выносного причального устройства №2. Работы осуществляются с использованием судна - морского несамоходного плавучего крана <№> а также трех неустановленных судов. При этом, на поверхности воды наблюдаются отдельные пятна и серые пленки серебристого налета исходящие от ВПУ, которые свидетельствуют о загрязнении акватории, предположительно нефтепродуктами.

Из опубликованной 04.03.2021 в средстве массовой информации «Интерфакс» статьи следует, что 15 февраля 2021 года при плановом осмотре оборудования терминала после шторма сотрудниками АО «КТК-Р» было обнаружено образование гофры на шланге внутренней линии выносного причального устройства (ВПУ) № 2. Подача нефти была прекращена, запорная арматура закрыта.

20.04.2021 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО «КТК-Р» и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Из представленных Капитаном морского порта Новороссийск сведений следует, что 14 марта 2021 на объекте ВПУ КТК-2 проводились подготовительные работы для демонтажа шлангов, 15 марта один шланг был демонтирован и отбуксирован в порт, второй шланг оставался закрепленным у ВПУ КТК-2.

Работы по демонтажу шлангов производились подрядчиком <данные изъяты> с использованием судов «<данные изъяты><данные изъяты>», <данные изъяты> «<данные изъяты>». «<данные изъяты>».

В ходе подробного изучения видеозаписи, опубликованной в сети интернет, подтверждено наличие в акватории Черного моря в районе ВПУ КТК-2 вышеуказанных судов. К материалам дела приобщены выкопировки (скриншоты) из видеоролика (https://wwvy.voutube.com/watch?v=oiaChEuHlFlJ&ab channcNBIackSea), а также фотографии судов, ранее опубликованные на сайте hups: 711cctphoto.ru, которые подтверждают факт нахождения указанных судов 15 марта 2021 в акватории Черного моря в районе ВПУ КТК-2.

В ответ на определение об истребовании сведений от 23.04.2021 АО «КТК-Р» сообщено, что в период с 14 по 16 марта 2021 на морском терминале АО «КТК-Р» осуществлялись работы по подготовке к замене морских шлангов ВПУ КТК-2, при этом разливы нефтепродуктов или иных загрязняющих веществ отсутствовали.

В ответ на определение об истребовании сведений от 27.04.2021 АО «КТК-Р» сообщено, что для предотвращения загрязнения окружающей среды были выполнены следующие мероприятия: закрыт 42 дюймовый клапан ОПТМ ВПУ КТК-2 для отсечения морского подводного трубопровода от ВПУ КТК-2, выполнена промывка трубной обвязки и морских шлангов ВПУ КТК-2 с помощью танкера <данные изъяты>. Нефть из морских шлангов была погружена на экспортный танкер <данные изъяты> перед заменой морских шлангов. Представлены заказ-наряды на выполнение работ от 01.03.2021, 26.02.2021, 20.02.2021, 18.02.2021.

Определением от 30.04.2021 у АО «КТК-Р» истребованы письменные пояснения по содержанию видеоролика, опубликованного 28.03.2021 на сервисе Youtube. доступного по ссылке <данные изъяты>.

Аналогичные сведения были истребованы у ООО «Транснефть-Сервис» определением от 11.05.2021.

В ответ на указанное определение АО «КТК-Р» повторно сообщено об отсутствии разливов нефтепродуктов или иных загрязняющих веществ в период с 14 по 16 марта 2021.

<данные изъяты>» во исполнение определения от 11.05.2021 представлены пояснения, из которых следует, что Обществом действительно осуществлялись работы по замене шлангов ВПУ КТК-2 в рамках имеющихся договорных отношений. При выполнении работ не было допущено разливов каких-либо веществ. При этом видеофиксация работ не осуществлялась ни представителями АО «КТК-Р», ни представителями <данные изъяты> Также Обществом сообщено, что видеоролик, опубликованный в сети интернет, не позволяет однозначно идентифицировать место, где происходили снятые на видео события, дату, в которую производилась видеосъемка, отображенные силы и средства, ввиду чего <данные изъяты> считает, что вывод о том, что в ролике отражены работы по замене морских шлангов ВПУ КТК-2. выполняемые Обществом, в ходе которых от ВПУ исходят следы неустановленного вещества необоснованно. Также Общество полагает, что указанный видеоролик мог быть синтезирован искусственно.

Определением от 20.05.2021 у АО «КТК-Р» истребованы фото и видеоматериалы фиксации работ по замене морских шлангов ВПУ КТК-Р. производившихся с 14 по 16 марта 2021.

В ответ на определение представлены лишь фотоматериалы, на которых усматривается, нахождение в акватории судна «<данные изъяты>» (судовладелец <данные изъяты>»), в том числе выполнение указанным судном буксировки демонтированного шланга.

Исходя из сведений, ранее представленных Капитаном морского порта Новороссийск, именно 15 марта 2021 года шланг был демонтирован и отбуксирован в порт.

Таким образом, вышеуказанные сведения свидетельствуют о том, что опубликованный в сети Интернет видеоролик снят именно 15 марта 2021, в акватории Черного моря в районе расположения ВПУ КТК-2, а доводы ООО <данные изъяты>» несостоятельны.

В опубликованном видеоролике зафиксировано наличие следов неустановленного вещества серого цвета, исходящие от ВГ1У КТК-2. Согласно таблице №15, являющейся приложением к Приказу Минприроды России от 13 апреля 2009 г. N 87 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" масса нефтепродуктов на акватории может быть определена при различном внешнем виде пленки нефти, нефтепродуктов. Так п. 3 указанной таблицы предусмотрено, что при обнаружении на поверхности акватории отдельных пятен и серых пленок серебристого налета на поверхности воды, наблюдаемые при спокойном состоянии поверхности акватории водного объекта, появление первых признаков цветности масса нефтепродуктов составляет 0,2 грамма на квадратный метр.

По результатам административного расследования, исходя из совокупности доказательств, ввиду того что ВПУ КТК-2 используется для погрузки на суда нефти и нефтепродуктов, установлено, что 15.03.2021 при выполнении работ по замене морских шлангов ВПУ КТК-2 АО «КТК-Р» допущено загрязнение акватории Черного моря нефтепродуктами, что является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 KoAП РФ. Местом совершения административного правонарушения является акватория Черного моря в границах морского порта Новороссийск в районе морского терминала КТК-Р.

Вышеуказанные нарушения явились следствием того, что Предприятием не предпринимались все зависящие меры, направленные на соблюдение указанных обязательных требований (правил и норм), а также явились следствием того, что указанным лицом были нарушены обязательные требования законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования. За нарушение указанных требований КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Данное лицо несет ответственность за совершение вышеуказанного нарушения.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

АО «КТК-Р» не представило доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. У юридического лица имелась возможности для обеспечения исполнения требований, предусмотренных природоохранным законодательством.

Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ, должностным лицом им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Постановление о привлечении АО «КТК-Р» к административной ответственности принято с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено АО «КТК-Р» в соответствии с санкцией ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Поскольку нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, оснований для отмены постановления и решения руководителя административного органа не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление государственного инспектора Черноморо-Азовского моского управления Росприроднадзора Кочетова В.В. №0159/03/355-ОГ/ПП/2021 от 23 июня 2021 года о назначении Акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ административного наказания в виде штрафа в размере 150000 рублей и решение старшего государственного инспектора Черноморо-Азовского моского управления Росприроднадзора Масехина С.А. от 24 августа 2021 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении №0159/03/355-ОГ/ПП/2021 от 23 июня 2021 года оставить без изменения, жалобу Акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение десяти суток со дня получения копии.

Судья А.Н. Литвинов