ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-426/21 от 23.11.2021 Кировского районного суда г. Томска (Томская область)

Мировой судья Тегичева Н.В.

УИД 70MS0014-01-2021-003363-88

Дело № 12-426/21

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

23 ноября 2021 года судья Кировского районного суда г. Томска ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» /________/ на постановление мирового судьи судебного участка /________/ Кировского судебного района г. Томска от /________/, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (/________/

установил:

постановлением мирового судьи ФГАОУ ВО «НИ ТГУ» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой указал, что при принятии решения мировым судьей нарушены нормы материального и процессуального права, поскольку обстоятельства дела выяснены не полно и не всесторонне. В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от /________//________/ «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» - создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В министерство науки и высшего образования РФ отправлено письмо с просьбой включить ТГУ в План строительства Министерства науки и высшего образования РФ убежищ от /________//________/ (приложение /________/). Получен ответ от /________/ № МН-250/73, что в настоящее время план в Министерстве не разработан (приложение /________/). Следовательно, поскольку план не разработан, университет в план не включен, выполнить требования государственного органа не представлялось возможным. Заявитель считает, что требования Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по /________/ является невыполнимым. Также указывает об отсутствии выделения финансовых средств на указанные цели университету и невозможности строительства предписанных объектов за счет внебюджетных средств. Считает, что ТГУ предпринял все меры по выполнению предписания государственного органа, проведены многочисленные мероприятия для выполнения предписания, все зависящее от университета было сделано в полном объеме, нарушений норм и правил действующего законодательства Российской Федерации по созданию убежищ не усматривается, поскольку университет не может в настоящее время по независящим от него обстоятельствам построить убежища: не разработан план строительства убежищ Минобрнауки России, который должен быть согласован с МЧС, без которого невозможно построить убежища; все защитные сооружения, расположенные вблизи университета, находятся в неудовлетворительном состоянии и не готовы к приему укрываемых, заключить соглашения с эксплуатирующими организациями университету невозможно; - проверку состояния убежищ, расположенных в районе ТГУ, с целью оценки затрат на их восстановление МТУ проводить отказалось; университет выполнил рекомендации МЧС по строительству быстровозводимых убежищ; границы зоны главного корпуса ТГУ являются зонами охраны культурного наследия, что затрудняет строительство убежищ на их территории. Кроме того, на земельных участках, расположенных в зоне ботанических садов и дендрологических парков действует режим особо охраняемых природных территорий и регламенты, установленные Проектом зон охраны объектов культурного наследия г. Томска, исключающие возможность нового строительства. Таким образом, строительство защитного сооружения гражданской обороны (убежище) на земельных участках НИ ТГУ в радиусе 1000 м от главного корпуса не представляется возможным. Однако вышеизложенные доводы не был исследованы судом, им не была дана надлежащая оценка. В связи с изложенным, заявитель просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Защитник ФГАОУ ВО «НИ ТГУ» ФИО4, будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила. В соответствии со ст.25.1 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании защитник ФГАОУ ВО «НИ ТГУ» ФИО3 доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил жалобу удовлетворить, постановление отменить.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении – ФИО5, просила отказать в удовлетворении жалобы, представила отзыв по жалобе в письменном виде.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

В рамках ч.1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП или законами субъектов Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективная сторона данного административного правонарушения, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от /________/ № 28-ФЗ "О гражданской обороне" порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Федерального закона от /________/ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Пунктом 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от /________//________/ (далее - Положение о ГО в РФ) установлено, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются:

- строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;

- подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

Пунктом 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от /________//________/, установлено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства РФ от /________//________/ «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

Согласно пунктам 3 и 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановления Правительства РФ от /________//________/, убежища создаются для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне. Организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В соответствии с п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций; строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от /________//________/ «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

Согласно п. 7.4 СП 165.1325800.2014 «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне», защиту наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места их расположения, а также организаций, отнесенных к первой и второй категориям по гражданской обороне и расположенных на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, следует предусматривать в убежищах.

Согласно п. 7.31 СП 165.1325800.2014, убежища следует располагать в местах наибольшего сосредоточения укрываемых, как правило, в зданиях наименьшей этажности, при этом должны предусматривать технические решения для обеспечения возможности выхода укрываемых из убежища в условиях заваливания прилегающей территории обломками разрушенных наземных зданий и сооружений.

Согласно п.п. 4.1, 4.2, 4.3, 4.12 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны», настоящие положения должны соблюдать при проектировании вновь строящихся и реконструируемых защитных сооружений гражданской обороны (убежищ и противорадиационных укрытий, укрытий), размещаемых в приспосабливаемых для этих целей помещениях производственных, вспомогательных, жилых и общественных зданий и других объектов, а также отдельно расположенных убежищ в заглубленных или возвышающихся сооружениях (независимо от форм собственности) с учетом требований федеральных законов и нормативных документов.

Создание объектов гражданской обороны (убежищ, ПРУ, укрытий) осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов.

Строительство быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны осуществляется в период нарастания угрозы до объявления мобилизации, в период мобилизации или в военное время с применением сборных ограждающих конструкций или других материалов, в соответствии с общими требованиями, изложенными в данном своде правил.

Встроенные убежища следует размещать в подвальных, цокольных и первых этажах зданий и сооружений.

При проектировании помещений, приспосабливаемых под защитные сооружения, следует предусматривать наиболее экономичные объемно-планировочные и конструктивные решения, принятые с учетом современных достижений науки, техники и технологи.

Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС по /________/ФИО6/________/-ГО от /________/ в отношении ФГАОУ ВО «НИ ТГУ» была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены факты невыполнения юридическим лицом в установленный срок до /________/ предписания /________/-ГО от /________/, а именно, пункта 1 указанного предписания - не создано убежище для работников наибольшей работающей смены организации, в нарушение требований ст. 9 Федерального закона от /________/ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 2 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от /________//________/; п. 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства РФ от /________//________/, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях, утв. Приказом МЧС России от /________//________/.

По результатам внеплановой выездной проверки соблюдения выполнения предписания в отношении ФГАОУ ВО «НИ ТГУ» составлен акт проверки от /________/, и было выдано предписание /________/-ГО от /________/ об устранении в срок до /________/ выявленных в ходе проведения проверки вышеуказанных нарушений требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области гражданской обороны.

/________/ в отношении юридического лица - ФГАОУ ВО «НИ ТГУ» был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за не выполнение в установленный срок законного предписания уполномоченного должностного лица от /________//________/-ГО.

Указанные обстоятельства подтверждены представленными по делу доказательствами, которые были исследованы в судебном заседании как при рассмотрении дела мировым судьей, так и при рассмотрении жалобы. Данные доказательства подтверждают неисполнение ФГАОУ ВО «НИ ТГУ» в установленный срок до /________/ предписания должностного лица, юридическим лицом, привлеченным к административной ответственности не осуществляется реализация полномочий, возложенных на организацию, в соответствии со ст. 9 Федерального закона Федерального закона от /________/ № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Таким образом, действия ФГАОУ ВО «НИ ТГУ» образуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ.

Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ссылка заявителя на письмо, в котором изложена просьба о включении ТГУ в План строительства Министерства науки и высшего образования РФ убежищ от /________//________/ и ответ от /________/ № МН-250/73 на указанное обращение, указывает лишь на то, что ТГУ признаны выявленные нарушения, и юридическое лицо начало принимать меры к выполнению предписания. Данное обращение в Минобрнауки России было осуществлено /________/.

Кроме того, в адрес Главного управления МЧС России по /________//________/ было направлено обращение за подписью проректора по безопасности ФИО7 с просьбой оказания методической помощи в определении порядка действий НИ ТГУ для устранения замечаний, связанных с отсутствием убежища для работников наибольшей работающей смены, в ответ на которое начальником управления гражданской защиты ФИО8 дан ответ /________/ с разъяснениями.

Документального подтверждения тому, что были приняты иные меры по устранению выявленного нарушения юридическим лицом не представлено. У юридического лица, привлеченного к административной ответственности имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от них меры по их соблюдению. При этом представление от /________/ не было обжаловано, срок его исполнения в законном порядке не продлевался.

Кроме того, довод жалобы о невозможности выполнить требование выданного предписания не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного постановления, поскольку заявителем указанное предписание в установленном законодательством порядке не обжаловалось, незаконным признано не было, ходатайства о продлении срока исполнения предписания в административный орган от привлекаемого юридического лица не поступало. Доводы защитника направлены на уклонение от ответственности и не принимаются судом.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

Фактические обстоятельства совершения правонарушения мировым судьей была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Обжалуемое постановление вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу ФГАОУ ВО «НИ ТГУ», при рассмотрении жалобы не установлено.

Доводы защитника, изложенные в жалобе, не влияют на вывод суда о законности принятого решения мировым судьей.

Наказание ФГАОУ ВО «НИ ТГУ» назначено с соблюдением положений ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ в минимальных пределах санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП. Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, влекущих за собой отмену постановления мирового судьи, по делу допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи, в том числе и по доводам жалобы, не усматривается.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка /________/ Кировского судебного района г. Томска от /________/ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении ФГАОУ ВО «НИ ТГУ» - оставить без изменения, а жалобу защитника – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья /подпись/ ФИО2

ВЕРНО

Судья