ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-427/18 от 08.06.2018 Ангарского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

г. Ангарск 08 июня 2018г.

Судья Ангарского городского суда Иркутской области Пермяков Е.В., с участием ФИО1 - должностного лица, привлечённого к административной ответственности, рассмотрев в отрытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление № ) ст. государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ..., заместителя начальника отдела экологического надзора <данные изъяты> управления Росприроднадзора Х.. от ** о признании должностного лица - <данные изъяты>) ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Согласно постановлению № ), вынесенному должностным лицом **, ФИО1, являющимся на момент совершения административного правонарушения должностным лицом, допущено административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.6 КоАП Российской Федерации, выразившееся в следующем.

ФИО1 не обеспечил предоставление в Территориальный отдел водных ресурсов по ... данной отчетности в установленный Договорами водопользования, Приказом Федерального агентства водных ресурсов «Об организации мониторинга отдельных показателей водопользования в системе Росводресурсов» от **, срок, а именно: предоставил указанные отчеты ** (вх. ), тем самым нарушив условия пп «ж» п. 18 Договора водопользования, Приказа Федерального агентства водных ресурсов «Об организации мониторинга отдельных показателей водопользования в системе Росводресурсов» от **.

В связи с этим, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

В Ангарский городской суд поступила жалоба ФИО1, в которой он просит отменить постановление о назначении административного наказания, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с подп. «в», «е», «ж» п. 18 Договора водопользователь обязан вести регулярное наблюдение за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной по согласованной с Енисейским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов программе, прилагаемой к данному Договору и являющейся его неотъемлемой частью; предоставлять в <данные изъяты> бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующим за отчетным кварталом, отчет о результатах наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной; представлять в Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально, не позднее 25-го числа последнего месяца отчетного квартала, отчеты о выполнении условий использования водного объекта и о выполнении плана водоохранных мероприятий. В соответствии с ч.2 ст.39 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006г. № 74-ФЗ (далее - Водный кодекс РФ), собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны, в т.ч. вести в установленном порядке регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов). Необходимо отметить, что регулярное наблюдение за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной осуществляется по согласованной с Уполномоченным органом программе, являющейся неотъемлемой частью договора водопользования. В случае, если программой установлена необходимость наблюдения водопользователем за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной в определенные кварталы соответствующего года, отчеты о результатах таких наблюдений, отчеты о выполнении условий использования водного объекта должны представляться не позднее 25-го числа месяца, отчетного квартала, в котором наблюдения осуществлялись. При этом в случае, по итогам кварталов, в которых наблюдения не осуществлялись, водный объект не использовался, отчеты о результатах таких наблюдений и о выполнении условий использования водного объекта не предоставляются. Так, в соответствии с программой наблюдений за состоянием водного объекта, являющейся неотъемлемой частью договора, установлена необходимость ведения наблюдений во 2-м и 3-м квартале. Таким образом, в соответствии с программой наблюдения за состоянием водного объекта в 1-м и 4-м квартале не ведутся, отчеты о результатах таких наблюдений не составляются и не предоставляются. Более того, водный объект не используется с октября по июнь, о чем Территориальный отдел водных ресурсов по ... ежегодно уведомлялся (например, письмо от **). Следовательно, в данном случае не допущено нарушений условий Договора водопользования, устанавливающих обязанность по предоставлению отчетов о состоянии водного объекта и его водоохранной зоны, а также о выполнении условий использования водного объекта; объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, отсутствует. Также просит применить ст.2.9 КоАП РФ и признать правонарушение малозначительным.

В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы жалобы в полном объёме.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, заслушав пояснения ФИО1, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, в адрес <данные изъяты> межрегионального управления Росприроднадзора (далее - Управление) от Территориального отдела водных ресурсов по ... исх. письмом от ** поступило письмо с перечнем водопользователей (вх. от **), предоставивших квартальные отчеты в нарушение условий Договора водопользования после установленного срока (позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом), для принятия мер правового воздействия. В том числе, в отношении <данные изъяты>», не предоставившего в Территориальный отдел водных ресурсов по ... в установленный срок отчетность о выполнении условий использования водного объекта (его части) и о выполнении плана водоохранных мероприятий за ** года.

В рамках административного производства установлено, <данные изъяты>» является водопользователем на основании договора водопользования, зарегистрированного в государственном водном реестре за от ** (далее - договор водопользования).

Согласно условиям использования водного объекта, <данные изъяты>» предоставлена в пользование часть водного объекта - акватория озера ... в целях водопользования без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, сроком до **.

Согласно ст.ст.11-13 Водного кодекса РФ, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются в пользование, в том числе для использования акватории водных объектов, на основании договоров водопользования (решений о предоставлении водного объекта в пользование). По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования. Договор водопользования должен содержать, в том числе цель, виды и условия использования водного объекта.

Согласно пп «а» п. 18 Договора водопользования, водопользователь (<данные изъяты>») обязан выполнять в полном объеме условия настоящего Договора.

В соответствии с условиями пп «ж» п. 18 договора водопользования, <данные изъяты>» обязано представлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 25 числа последнего месяца отчетного квартала, отчеты о выполнении условий использования водного объекта (его части) и о выполнении плана водоохранных мероприятий. Таким образом, сроком предоставления в уполномоченный орган отчетов о выполнении условий использования водного объекта (его части) и о выполнении плана водоохранных мероприятий за ** года, является **.

Приказом Федерального агентства водных ресурсов «Об организации мониторинга отдельных показателей водопользования в системе Росводресурсов» от ** установлен срок предоставления водопользователями отчетности о выполнении плана водоохранных мероприятий и о выполнении условий водопользования с указанием освоенных средств, регламентированной в договорах водопользования и решениях о предоставлении водных объектов в пользование, а именно: ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Из анализа указанной нормы права следует, что с ** предоставление отчетности в уполномоченный орган (Территориальный отдел водных ресурсов по ...) о выполнении плана водоохранных мероприятий и о выполнении условий водопользования с указанием освоенных средств, указанных в Договоре водопользования, за IV квартал 2017 года водопользователями осуществляется в срок не позднее **.

Отчетность о выполнении условий использования водного объекта (его части) и о выполнении плана водоохранных мероприятий за ** года в Территориальный отдел водных ресурсов по ...<данные изъяты>» предоставило после установленного срока - ** (вх.).

Непредоставление в установленный срок отчетности в уполномоченный орган приводит к невозможности осуществления возложенных на него функций по управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

Распоряжением от ** начальник <данные изъяты>» ФИО1 назначен ответственным лицом за обеспечение соблюдений условий договоров водопользования, в том числе Договора водопользования от **.

Согласно п.2.13 Распоряжения от **, ФИО1 обязан предоставлять в уполномоченный орган отчетность о выполнении условий использования водного объекта (его части) и о выполнении плана водоохранных мероприятий.

Таким образом, на должностное лицо <данные изъяты> ФИО1 возложены обязанности по соблюдению условий договора водопользования в части предоставления отчетов о выполнении плана водоохранных мероприятий и о выполнении условий водопользования.

Однако, ФИО1 не обеспечил предоставление в Территориальный отдел водных ресурсов по ... данной отчетности в установленный Договорами водопользования, Приказом Федерального агентства водных ресурсов «Об организации мониторинга отдельных показателей водопользования в системе Росводресурсов» от **, срок, а именно: предоставил указанные отчеты ** (вх. ), тем самым нарушив условия пп «ж» п. 18 Договора водопользования, Приказа Федерального агентства водных ресурсов «Об организации мониторинга отдельных показателей водопользования в системе Росводресурсов» от **.

Учитывая вышеизложенное, в бездействии должностного лица <данные изъяты> ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ.

Доводы жалобы об отсутствии у ФИО1 обязанности предоставления отчета в зимний период, суд считает несостоятельными, так как они опровергаются материалами дела и самим договором.

Оценив все доказательства, должностное лицо обоснованно пришло к выводу о нарушении ФИО1 условий Водопользование (договор водопользования от **), на основании которых возникает право пользования водных объектов или их частью (акватория озера Байкал). Эти его действия были правильно квалифицированы по ст.7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, при решении вопроса о привлечении ФИО1 к административной ответственности, должностным лицом не были учтены в полной мере обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Согласно материалам дела, предоставление отчёта ФИО1 позже установленного срока и в зимний период, когда акватория озера Байкал не используется, формально содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ.

Однако, имеются основания для освобождения должностного лица от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Согласно ст.2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.

В соответствии с разъяснениями п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, то на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. В соответствии с абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая отсутствие по делу доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий и доказательств наличия существенной угрозы охраняемым общественным интересам, существенного вреда для личности, общества или государства, допущенное ФИО1 административное правонарушение можно признать малозначительным, что на основании ст.30.17 КоАП РФ влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.9, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Отменить постановление № ) ст. государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ..., заместителя начальника отдела экологического надзора <данные изъяты> управления Росприроднадзора Х.. от ** о признании должностного лица - <данные изъяты>») ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, освободить ФИО1 от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью административного правонарушения, с объявлением устного замечания.

Производство по делу прекратить.

Настоящее решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: ______________________ Е.В. Пермяков

Копия верна судья Е.В. Пермяков

_______________________