Дело №г.
РЕШЕНИЕ
город Салехард 09 июня 2016 года
Судья Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Лян И.В.,
с участием защитника АО "Ямалкоммунэнерго" ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе представителя АО "Ямалкоммунэнерго" ФИО2 на постановление государственного инспектора Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, в отношении АО "Ямалкоммунэнерго", юридический и фактический адрес: ЯНАО, <адрес>, ул. Республики, <адрес>, оф. 338,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ юридическое лицо АО "Ямалкоммунэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением представитель АО "Ямалкоммунэнерго" ФИО2 обратилась в суд с жалобой, в которой просит вынесенное постановление отменить, производство по делу прекратить.
При этом в жалобе указывает, что в действиях МП "Салехардэнерго" отсутствует состав административного правонарушения. АО "Ямалкоммунэнерго" за 3 квартал 2015 года произведена оплата за негативное воздействие на окружающую среду по филиалу в <адрес> на сумму 127 895, 94 рублей, по филиалу в <адрес> на сумму 3 944 148, 60 рублей. По филиалу в <адрес> оплата не произведена. Решением Арбитражного суда ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А81-4764/2015 с АО "Ямалкоммунэнерго" в пользу Управления Росприроднадзора была взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 48 276 412, 88 копеек. Помимо этого счета АО "Ямалкоммунэнерго" арестованы, из бюджета ЯНАО субсидия на погашение выпадающих доходов за 2014-2015 годы не возмещена.
Кроме того, просит освободить от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью правонарушения, поскольку правонарушение не причинило существенного вреда, само по себе не содержит угрозы охраняемым общественным отношениям и не повлекло никаких негативных последствий.
В судебном заседании защитник АО "Ямалкоммунэнерго" выступила в соответствии с содержанием жалобы, настояла на ее удовлетворении в полном объеме. При принятии решения просила учесть затруднительное финансовое положение общества.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 данного Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Из материалов дела следует, что в отношении АО "Ямалкоммунэнерго" было выявлено нарушение, выразившееся в невнесении в установленные сроки (не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом), а именно ДД.ММ.ГГГГ за 3 квартал 2015 года по филиалу АО "Ямалкоммунэнерго" в <адрес> 127 895,94 рублей, по филиалу в. <адрес> 5 903 700,04 рублей, по филиалу в <адрес> 3 944 148,60 рублей.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом сверки взаимных расчетов с ДД.ММ.ГГГГ по 01.03.2016г.
Все собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Защитником АО "Ямалкомунэнерго предоставлены платежные поручения о внесении платы за 3 квартал 2015 года по филиалам в <адрес>, в <адрес>, однако по филиалу в <адрес> плата в установленные сроки за негативное воздействие на окружающую среду не внесена, что свидетельствует о вине предприятия в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях АО "Ямалкоммунэнерго" состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией ст. 8.41 КоАП РФ.
Постановление контролирующего органа вынесено в пределах установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
Так, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. При этом существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта административного правонарушения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Совершенное предприятием правонарушение посягает на отношения в области безопасности окружающей среды. С учетом характера и степени потенциальной опасности, конкретных обстоятельств дела, размера и тяжести вреда, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется.
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние, и носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер.
В то же время в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (статьи 9 и 58).
Как следует из преамбулы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», государственная политика в области охраны окружающей среды направлена на обеспечение и сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
С учетом изложенного, суд считает, что допущенное нарушение нельзя признать малозначительным.
Вместе с тем, в силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
С учетом того, что АО "Ямалкоммунэнерго" находится в затруднительном финансовом положении, имеет ряд долговых обязательств, до вынесения обжалуемого постановления приняло исчерпывающие меры, направленные на устранение выявленного нарушения (внесло соответствующую плату по филиалам в <адрес> и в <адрес>), суд находит возможным назначить наказание в размере менее размера административного штрафа, установленного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу представителя АО "Ямалкоммунэнерго" ФИО2 оставить без удовлетворения.
Постановление государственного инспектора по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ№, которым АО "Ямалкоммунэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, изменить:
- считать назначенным наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 суток с момента его вручения или получения.
Судья /подпись/ И.В. Лян
Копия верна:
Судья И.В. Лян