ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-427/2016 от 24.11.2016 Сызранского городского суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

г. Сызрань 24 ноября 2016 года

Судья Сызранского городского суда Самарской области Косьмина Е.Н.,

с участием представителя должностного лица по доверенности - Канасавской А.Н., рассмотрев по адресу: г. Сызрань, ул. Советская, 41, дело по жалобе представителя должностного лица - генерального директора АО «Порт Самара» ФИО7 по доверенности ФИО5 на постановление об административном правонарушении, вынесенное 12 сентября 2016 года гл. государственным инспектором Саратовского линейного отдела Волжского УГМРН Ространснадзора ФИО9 в отношении генерального директора акционерного общества «Самарский речной порт» (АО «Порт Самара») ФИО7 по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, которым назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № *** от 12 сентября 2016 г. гл.государственного инспектора Саратовского линейного отдела Волжского УГМРН Ространснадзора ФИО10. должностное лицо - генеральный директор акционерного общества «Самарский речной порт» ФИО7 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Представитель должностного лица по доверенности ФИО5 обратилась в Сызранский городской суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит отменить его и производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что причины, способствовавшие нарушению действующего законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений устранены АО «Порт Самара» в соответствии с представлением Сызранской транспортной прокуратуры № *** от 26.07.2016 г. об устранении нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности плавания на внутреннем водном транспорте в период навигации 2016 года в Сызранском речном порту филиале АО «Самарский речной порт». Статьей 10 Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрено составление декларации безопасности гидротехнических сооружений. В настоящее время АО «Порт Самара» подготовило декларацию безопасности грузовой стенки, с которой можно ознакомиться в Едином перечне продукции РФ, регистрационный номер РОСС RU. РА01.<адрес>. Статьей 3 Федерального закона № *** от 07.03.2001г. дано определение порта (причала) общего пользования, которым является - порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица. Из этого определения следует, что Сызранский речной порт филиал АО «Порт Самара» является портом общего пользования, так как осуществляет деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом по обращению физических и юридических лиц. Согласно ч. 1 ст. 8 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации проведение путевых работ, в том числе работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, за исключением случаев, указанных в пункте 2 данной статьи, а также содержание судоходных гидротехнических сооружений и организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются администрациями бассейнов внутренних водных путей за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также других, не запрещенных законом источников. Исходя из этого проведение путевых работ на грузовом и пассажирском причалах на территории Сызранского речного порта филиала АО «Порт Самара» должно осуществляться администрациями бассейнов внутренних водных путей. В настоящее время АО «Порт Самара» устранило нарушение, было проведено исследование подводной части грузовой стенки. 03.08.2016 г. Самарский РВПиС произвел путевые работы грузового причала Сызранского речного порта, о чем свидетельствует акт производства тральных работ. Федеральным законодательством не установлены сроки проведения путевых работ. АО «Порт Самара» в целях устранения нарушений предприняло меры и часть ремонтных работ грузовой стенки на сегодняшний день выполнена, что зафиксировано в соответствующих журналах, а именно произведены работы по размещению отбойных устройств, устранены провалы грунта на территории между подкрановыми путями в районе швартовых тумб 12-14, восстановлены поврежденные участки бетонного оголовка. Заключен договор подряда между АО «Порт Самара» и ООО «СпецМонтажСтрой», в соответствии с которым произведены работы по водолазному обследованию подводной части грузовой причальной стенки речного порта г. Сызрань длиной 325 метров, в целях дальнейшей паспортизации. Усилен контроль за соблюдением норм действующего законодательства и предпринимаются меры по недопущению повторного нарушения, должностные лица, ответственные за эксплуатацию указанного гидротехнического сооружения привлечены к дисциплинарной ответственности в виде устного замечания. Постановление вынесено после устранения нарушений, ущерб жизни и здоровью гражданам и окружающей среде не нанесен, что свидетельствует о малозначительности данного правонарушения, считая возможным освободить должностное лицо от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ. Так же считает квалификацию правонарушения неправильной. Грузовая причальная стенка является гидротехническим сооружением, КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений по ст. 9.2 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала изложенные в жалобе доводы.

Представитель Саратовского линейного отдела Волжского УГМРН Ространснадзора в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просили рассмотреть жалобу в их отсутствие, в письменном отзыве, направленном в адрес суда, возражали против доводов, изложенных в жалобе, ссылаясь на то, что постановление вынесено законно и обоснованно, т.к. согласно п. 520 Технического регламента № *** «по результатам обследования, проведенного аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и на основе собственных доказательств соответствия, заявитель составляет декларацию о соответствии причала или причального сооружения требованиям настоящего технического регламента». Обследование грузовой стенки с подкрановыми путями территории речного порта г. Сызрань проводилось в начале октября 2011 года. Паспорт причала был составлен 09 октября 2011 года. На момент совместной проверки с Сызранской транспортной прокуратурой в июле 2016 года, было установлено, что декларация соответствия отсутствовала, за четыре с половиной года ничего не было сделано для составления данной декларации. В соответствии с п.482 (а) Технического регламента № *** «Наблюдения за техническим состоянием гидротехнических сооружений должны включать: для причальных сооружений визуальное обследование конструкций; промеры глубин в прикордонной полосе акваторий; наблюдения за смещениями сооружений в плане; наблюдения за высотными смещениями сооружений; наблюдения за креном сооружений; наблюдения за состоянием материалов элементов конструкций причальных сооружений; контроль изменения плотности грунта засыпки; контроль состояния подкрановых путей». Промеры глубин в прикордонной полосе акваторий проводятся в соответствии с Приложением 7 ФИО8 54523-2011, а также главой 3 § 2, с периодичностью наблюдений указанной в Приложении 1.1. «Правил технической эксплуатации портовых сооружений» Министерства речного флота РСФСР 1985 года. Путевые же работы в виде траления подхода к причалу не являются наблюдением за техническим состоянием гидротехнического сооружения. При этом траление подхода к причалу эксплуатанты причалов должны проводить перед открытием навигации, пр. 10.2. «Правил технической эксплуатации портовых сооружений» и обеспечить подходы к причалам судом, в виде траления на них, для безопасности плавания, пр. 260 «Правила плавания ВВП РФ» приказ № *** Минтранса России, а не когда возникла необходимость их проведения, как утверждает представитель АО «Порт Самара». В соответствии с требованиями п. 452 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № *** «для поддержания безопасной эксплуатации причала или причального сооружения эксплуатирующая организация, организация-балансодержатель или собственник сооружения осуществляет его ремонт. Ремонтные работы должны обеспечить восстановление технических и эксплуатационных характеристик, необходимую долговечность конструкции и безопасность эксплуатации объекта регулирования». Согласно заключению о техническом состоянии сооружения по результатам освидетельствования, проведенного в период с 06 по 08 октября 2011 года, требовалось согласно извещению от 09.11.2011 г. выполнить ремонтные работы в срок до 06 октября 2012 года. На момент проверки ремонтные работы не были проведены в полном объеме: не выполнены работы по обеспечению грунтонепроницаемости швов, ремонт крестовых швартовных тумб № ***, 11, отбойные устройства размещены не в соответствии с проектом. Утверждение о том, что постановление было вынесено после устранения всех нарушений является голословным, ФИО7 на рассмотрение дела не явился, документы об устранении нарушений не представил. Что касается неправильной квалификации, то согласно ч.1 ст. 23.36 КоАП РФ Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор, рассматривает дела об административных правонарушения, предусмотренных ст. 9.2 (в отношении судоходных гидротехнических сооружений). Согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта «судоходные гидротехнические сооружения - гидротехнические сооружения, представляющие собой инженерно - технические сооружения (в том числе берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, плотины, подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели и иные объекты) и предназначенные для обеспечения установленных габаритов судовых ходов и обеспечения пропуска судов, а также комплекс таких гидротехнических сооружений». Грузовая стенка с подкрановыми путями территории речного порта г. Сызрань, является портовым причальным сооружением, ст. 3 КВВТ РФ: причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов; речной порт - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования. Согласно ст. 1 ФЗ « 184-ФЗ от <дата> «О техническом регулировании», настоящий закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания) производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. № *** утвержден Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, согласно п. 1 которого установлены обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования, направленные на достижение предусмотренных ТР целей, требований к маркировке и правила нанесения, а также правила идентификации объектов регулирования. В соответствии с п. 2 действие Технического регламента распространяется на объекты регулирования и связанные с требованиями к безопасности объектов регулирования процессы проектирования (включая изыскания) производства, строительства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации. На основании п.3 ТР в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» ТР применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности. В действиях генерального директора АО «Самарский речной порт» Клевцова Д.В. усматриваются именно признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Извещенный надлежащим образом, представитель Сызранской транспортной прокуратуры не явился, ходатайств об отложении разбирательства не заявлено, в связи с чем судом определено рассмотреть жалобу в отсутствие прокурора.

Проверив материалы дела, заслушав стороны, суд находит обжалуемое постановление законным и обоснованным, а жалобу представителя должностного лица не подлежащей удовлетворению.

Часть 1 ст.14.43 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.

Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие) изготовителя, исполнителя, продавца, выражающиеся в несоблюдении (нарушении) конкретных требований технических регламентов или действующих до принятия технических регламентов требований к конкретной продукции, а также требований, связанных с процессом производства, хранения, транспортирования, реализации, установленных соответственно, для изготовления продавца.

Нарушение допущено в форме неисполнения требований Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.

В свою очередь, пунктом 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

На основании договора субаренды недвижимого имущества между ООО «Аврора» и АО «Порт Самара» от <дата>, АО «Порт Самара» переданы объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Самарская область, г. Сызрань, речной порт, в том числе: грузовая стенка территория порта толщиной 1,60 м., высотой 8,50 м, кадастровый № ***(№ ***, инвентарный № ***, литера Н, реестровый номер федерального имущества П12630001572 сроком до <дата>.

Согласно п. 2.2.2 указанного договора АО «Порт Самара» обеспечивает соблюдение требований безопасности эксплуатации объектов субаренды, а именно пассажирской и грузовой стенок Сызранского речного порта филиала АО «Порт Самара».

В соответствии с п. 3.2.1 Устава АО «Порт Самара» для осуществления прибыли общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации, в том числе, осуществление пассажирских и грузовых перевозок, оказание прочих транспортных услуг, погрузо-разгрузочные работы, хранение грузов.

В соответствии со ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от <дата> № 184-ФЗ «О техническом регулировании» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, ФИО2, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Постановлением Правительства РФ от <дата>№ *** утвержден Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (далее Технический регламент).

Согласно п. 1 Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования (далее - объекты регулирования), направленные на достижение предусмотренных настоящим техническим регламентом целей, требования к маркировке и правила ее нанесения, а также правила идентификации объектов регулирования.

В соответствии с п. 2. Технического регламента действие технического регламента распространяется на объекты регулирования и связанные с требованиями к безопасности объектов регулирования процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации.

На основании п. 3 Технического регламента в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» настоящий технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.

В ходе проверки, проведенной в июле 2016 г. государственным инспектором Саратовского линейного отдела Волжского ФИО1 совместно с Сызранским транспортным прокурором было установлено, что со стороны должностного лица – генерального директора АО «Порт Самара» ФИО7 при эксплуатации гидротехнического сооружения - грузовой причальной стенки территории речного порта г. Сызрань, выявлены нарушения Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта № ***: не предпринято достаточных мер для надлежащего выполнения требований закона, на грузовой причальной стенке не полностью проведены ремонтные работы, согласно извещению № *** о необходимости выполнения ремонтных работ: не выполнены работы по обеспечению грунтонепроницаемости швов, не выполнен ремонт крестовых швартовных тумб № ***, № ***, обойные устройства размещены не в соответствии с проектом (Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта № *** п. 452, п. 458 (з)) Не проведен промер глубин акватории в прикордонной полосе (п. 482 (а), отсутствует декларация о соответствии грузовой причальной стенке.

Выявленные нарушения подтверждаются справкой от 21.07.2016 г. о проведенной проверке государственным инспектором Саратовского ЛО Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и материалами проверки.

Требования, установленные Техническим регламентом должностным лицом - генеральным директором АО «Самарский речной порт» ФИО7 не обеспечены на грузовой причальной стенке территории речного порта г. Сызрань АО «Порт Самара».

Нарушения федерального законодательства, выявленные в ходе проверки, свидетельствует о том, что генеральным директором АО «Порт Самара» ФИО7 не предпринимались все достаточные меры для надлежащего соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, которым в данном случае является грузовая стенка речного порта.

Деятельность генерального директора акционерного общества «Самарский речной порт» ФИО7, эксплуатирующего гидротехническое сооружение с нарушением требований законодательства, не гарантирует безопасность членов экипажей водных судов, создает угрозу причинения здоровью пассажиров, членов экипажей, а также работников порта.

По основаниям, изложенным выше, суд не может принять во внимание доводы заявителя о невиновности и отсутствии умысла на совершение правонарушения, а также устранение ряда нарушений после проведенной проверки.

Должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела не содержат доказательств принятия должностным лицом всех необходимых и своевременных мер для соблюдения установленных требований, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства в установленный срок.

Таким образом, квалификация правонарушения, как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях с учетом названных обстоятельств, при этом применение положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью должностного лица административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении.

Исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершенное административное правонарушение малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении настоящей жалобы не усматривается

Суд считает, что вина должностного лица в совершении вышеуказанного правонарушения полностью доказана и подтверждается совокупностью исследованных в суде доказательств, каковыми в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ могут быть любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Наказание должностному лицу назначено в пределах санкции, нарушений норм материального, процессуального права, влекущих обязательную отмену постановления, судом не установлено.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым постановление от 12 сентября 2016 года гл.государственного инспектора Саратовского линейного отдела Волжского УГМРН Ространснадзора ФИО11 в отношении должностного лица - генерального директора акционерного общества «Самарский речной порт» ФИО7 по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, которым назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, оставить без изменения, жалобу представителя должностного лица без удовлетворения.

На основании ст. 30.6, п.1 части 1 ст. 30.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление от 12 сентября 2016 года № *** гл.государственного инспектора Саратовского линейного отдела Волжского УГМРН Ространснадзора ФИО12 в отношении должностного лица - генерального директора АО «Порт Самара» ФИО7 по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, которым назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, оставить без изменения, жалобу представителя должностного лица генерального директора АО «Порт Самара» ФИО7 по доверенности ФИО5 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

* * *

Судья: Е.Н. Косьмина

* * *

* * *

* * *