ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-427/2021 от 28.10.2021 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 12-427/2021

Р Е Ш Е Н И Е

28 октября 2021 года г. Калининград

Судья Центрального районного суда г. Калининграда Стома Д.В.,

при секретаре Зварич Ю.В.,

с участием старшего помощника военного прокурора Калининградского гарнизона О,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Главное управление обустройства войск» М на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора И от < Дата > по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора И от < Дата >, юридическое лицо АО «Главное управление обустройства войск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за нарушение требований природоохранного законодательства, предусмотренных ст. 42 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 35, ст. 39, ч. 1 ст. 51, п.2 ч.2 ст. 51, Федерального закона от < Дата > № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от < Дата > № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», выразившееся в складировании бытовых и строительных отходов, представленных фрагментами красного кирпича, древесными обломками, использованными пластиковыми бутылками, полиэтиленовыми пакетами, автомобильными покрышками, металлоломом, остатками продуктов питания, бумажной упаковкой на территории, расположенной по адресу: < адрес >, строительная площадка аэродрома «Чкаловск».

Не согласившись с данным постановлением, защитник юридического лица обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление признать незаконным. Указывает, что ранее на основании решения высших должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации в целях экономии бюджетных средств было принято решение о временном размещении на территории аэродрома «Чкаловск» отходов строительства, а именно бетонного боя после сноса и разборки зданий. Позднее было установлено, что на строительную площадку аэродрома «Чкаловск» под видом боя бетона и лома кирпичной кладки (относящегося к V классу опасности) фактически осуществлен ввоз строительного мусора, относящегося к отходам IV класса опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. По факту данного нарушения < Дата > в отношении АО «ГУОВ» военной прокуратурой Калининградского гарнизона было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. По результатам проведенных проверок административный орган вынес постановление от < Дата > о признании АО «ГУОВ» виновным в совершении указанного правонарушения с назначением административного штрафа в размере 200000 рублей. Решением центрального районного суда г. Калининграда от < Дата > постановление было изменено с заменой административного наказания на предупреждение. ООО «ГЕОИЗОЛ» осуществило вывоз строительного мусора с территории строительной площадки аэродрома «Чкаловск». По состоянию на < Дата > с территории строительной площадки было вывезено 99% всего объема строительного мусора, осталось около 4 тонн (4 самосвала), которые не успели вывезти физически. Полностью строительная площадка была освобождена от строительного мусора < Дата >, что подтверждается актом. Однако < Дата > на следующий день после вынесения судом решения, представитель военной прокуратуры выехал с внеплановой проверкой войсковой части и выявил на территории военного аэродрома «Чкаловск» нарушения требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования, вменив Обществу складирование бытовых отходов потребления, что не соответствует действительности. Административным органом данное правонарушение рассматривается как самостоятельное однородное, совершенное повторно в течение года. Однако постановление от < Дата > на тот момент еще не вступило в законную силу. Фактически постановление вынесено за то же самое нарушение, которое на момент проведения проверки не было устранено до конца. Повторное привлечение к административной ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

В судебном заседании М, действующий по доверенности, жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.

Заслушав защитника, прокурора, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, между Министерством обороны РФ и АО «Главное управление обустройства войск» заключен государственный контракт от < Дата > на выполнение полного комплекса работ по реконструкции объектов летного поля аэродрома «Чкаловск», 2 этап, 1 очередь, расположенного по адресу: < адрес >.

Согласно акту приема - передачи строительной площадки от < Дата > АО «Главное управление обустройства войск» приняло строительную площадку аэродрома «Чкаловск», расположенную на земельном участке с кадастровым номером , площадью 6731980 кв.м, в границах проектирования и красных линий, в котором содержатся требования к АО «Главное управление обустройства войск» о выполнении в ходе строительства мероприятий, в том числе и по охране окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от < Дата > № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В силу ст. 35 ФЗ «ОБ охране окружающей среды» территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территории осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду с учетом ближайших и отдаленных экологических последствий эксплуатации планируемых к строительству объектов капитального строительства и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия.

Согласно ст. 39 того же Федерального закона эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 51, п. 2 ч. 2 ст. 51 этого же Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Согласно ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от < Дата > № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно материалам дела, в ходе прокурорской проверки, проведенной < Дата >, было установлено нарушение вышеуказанных норм и правил в области охраны окружающей среды на строительной площадке аэродром «Чкаловск».

Так, в марте 2020 осуществлено накопление насыпью строительного мусора, представленного фрагментами красного кирпича, древесными обломками, автомобильными покрышками, металлоломом, образовавшимися после демонтажа зданий и сооружений казарм и зданий хозяйственного назначения, при строительстве Нахимовского военно-морского училища в г. Калининграде, в том числе на почве, объемом не менее 8 тысяч тонн.

Вина АО «Главное управление обустройства войск» в совершении вмененного административного правонарушения установлена вступившим в законную силу постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора И от < Дата > по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении АО «ГУОВ».

Решением Центрального районного суда г. Калининграда от < Дата > постановление изменено, назначенное АО «Главное управление обустройства войск» административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей изменено на предупреждение.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении 12-162/2021 судом было установлено, что юридическое лицо приняло меры к устранению допущенных нарушений, организовало вывоз строительного мусора и отходов со строительной площадки.

Согласно акту от < Дата > об освобождении территории строительной площадки, подписанным представителем АО «ГУОВ», инженером-инспектором группы строительного контроля ОКС БФ РУЗКС ЗВО (заказчиком), командиром в/ч , весь мусор был полностью вывезен с территории аэродрома.

При этом, < Дата > военной прокуратурой Калининградского гарнизона организована внеплановая проверка войсковой части , в ходе которой были выявлены аналогичные ранее выявленным нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользования.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодека РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу положений чч. 1, 4 ст. 1.5 Кодека РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ч. 1 ст. 4.6 Кодека РФ об административных правонарушениях, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

Принимая во внимание даты проведения предыдущей прокурорской проверки, объем строительного мусора и отходов, подлежавших вывозу с территории строительной площадки аэродрома «Чкаловск» силами АО «ГУОВ», цель и порядок проведения внеплановой прокурорской проверки юридического лица на следующий день после вынесения судом решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, дату вступления решения в силу, суд считает, что правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.2 Кодекса, вменено АО «ГУОВ» необоснованно.

Фактически, на момент повторной проверки, АО «ГУОВ» продолжало осуществлять устранение ранее допущенного нарушения, что подтверждается актом об освобождении площадки от строительного мусора и отходов, что также следует из письменных объяснений должностных лиц.

Представленные в обоснование привлечения АО «ГУОВ» к административной ответственности фотографии нельзя признать допустимыми доказательствами, поскольку из них невозможно установить время и место фотографирования, состав мусора и причинно-следственную связь с деятельностью АО «ГУОВ».

Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о назначении административного наказания, не содержится состава административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодека РФ об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора И от < Дата > № АД по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении АО «ГУОВ» – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд в течение 10 дней с момента вручения или получения копии решения.

Судья Д.В. Стома