12-427/2022
66RS0001-01-2022-003508-93
РЕШЕНИЕ
21.07.2022 гор. Екатеринбург
Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области Черных О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Панова Артема Сергеевича на постановление заместителя руководителя Свердловского УФАС России №066/04/7.32.3-685/2022 от 07.04.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Волкова С.Н. №.32.3-685/2022 от ДД.ММ.ГГГГ члену конкурсной комиссии ОАО «РЖД» Панову А.С. по ч. 8 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе защитник Панова А.С. – Вятчинов В.В., действующий на основании доверенности, ставит вопрос об отмене постановления о назначении административного наказания и прекращении производства по делу. Указывает на отсутствие состава административного правонарушения. Панов А.С., принимая решение об отклонении заявки участника № ООО «СК «Е2Е4», руководствовалась указанием ОАО «РЖД», поскольку согласно письму Департамента безопасности ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ № исх-6617/ЦБЗ участником ООО «СК «Е2Е4» предоставлена недостоверная информация в составе заявки и в соответствии с п. 3.9.5 конкурсной документации указанный участник должен быть отстранен от участия в конкурентной процедуре. В соответствии с должностными обязанностями Панова А.С., а также п. 44 Правил внутреннего трудового распорядка в органе управления Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №СВЕРД-725р, подпунктами «а», «в» пункта 14 Кодекса деловой этики ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ№р, он обязан качественно и своевременно выполнять поручения, распоряжения, задания и указания своего непосредственного руководителя и руководства Компании. За неисполнение указания Департамента безопасности ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №исх-6617/ Панов А.С. мог быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Таким образом, принимая решение об отклонении заявки участника № ООО «СК «Е2Е4», он руководствовался указанием ОАО «РЖД». Также, Панов А.С. не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, т.к. извещение было направлено только в адрес ОАО «РЖД». На составлении протокола ДД.ММ.ГГГГ участвовал защитник по доверенности, который пришел на рассмотрение дела в отношении юридического лица ОАО «РЖД» и имел доверенность от Панова А.С. Также, рассмотрение дела назначалось заместителем УФАС России по Свердловской области Анисимовым Р.Г. на ДД.ММ.ГГГГ в 15:30 по адресу: ул. 8 марта 5/ 3, 4 этаж. Фактически дело было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ в 16:15 по адресу: заместителем УФАС России по Свердловской области Волковым С.Н., при этом Панов А.С. не был извещен о переносе рассмотрения дела, был осуществлен телефонный звонок в адрес защитника.
В судебном заседании защитник Панова А.С. – Вятчинов В.В., действующий на основании доверенности, на доводах жалобы настаивал, просил ее удовлетворить, производство по делу прекратить.
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области С.Н. Волков в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения которого извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.
Выслушав в судебном заседании объяснения защитника, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 8 ст. 7.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Как следует из материалов дела, документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (далее – Положение о закупках), утвержденного решением совета директоров ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) и размещенного в единой информационной системе в версии 31 от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ в единой информационной системе размещено извещение № и конкурсная документация на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке объектов Свердловской дирекции пассажирских обустройств, в действующей редакции от ДД.ММ.ГГГГ.
Начальная (максимальная) цена договора 74 928 518,95 руб.
15.10.2021г. закупочной комиссией была проведена процедура подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, по ее итогам составлен Протокол о подведении итогов открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №/ОКЭ-ЦДПО/21 на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке объектов Свердловской дирекции пассажирских обустройств.
Заявка участника закупки ООО «СК «Е2Е4» с идентификационным номером 3, признана несоответствующей требованиям конкурсной документации, по следующему основанию: «заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме №/ОКЭ-ЦДПО/21 отклоняются и в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме №/ОКЭ-ЦДПО/21 отказано следующим участникам: - участнику № на основании пункта 3.9.5 документации о закупке в связи с установлением недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки (в представленных участником документах, предусмотренных пунктом 1.2.2 приложения №.4 к документации о закупке, указана информация не соответствующая действительности в части наличия квалифицированного персонала).
В соответствии с п. 16 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
16) иные сведения, определенные положением о закупке.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.
В соответствии с ч. 4 ст. 3.4 Закона о закупках конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее в целях настоящей статьи - конкурс в электронной форме), может включать следующие этапы:
1) проведение в срок до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе в электронной форме заказчиком обсуждения с участниками закупки функциональных характеристик (потребительских свойств) товаров, качества работ, услуг и иных условий исполнения договора в целях уточнения в извещении о проведении конкурса в электронной форме, документации о конкурентной закупке, проекте договора требуемых характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, работ, услуг;
2) обсуждение заказчиком предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товаров, качестве работ, услуг и об иных условиях исполнения договора, содержащихся в заявках участников конкурса в электронной форме, в целях уточнения в извещении о проведении конкурса в электронной форме, документации о конкурентной закупке, проекте договора требуемых характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, работ, услуг;
3) рассмотрение и оценка заказчиком поданных участниками конкурса в электронной форме заявок на участие в таком конкурсе;
5) сопоставление дополнительных ценовых предложений участников конкурса в электронной форме о снижении цены договора.
В соответствии с ч. 5 ст. 3.4 Закона о закупках при включении в конкурс в электронной форме этапов, указанных в части 4 настоящей статьи, должны соблюдаться следующие правила:
1) каждый этап конкурса в электронной форме может быть включен в него однократно;
2) не допускается одновременное включение в конкурс в электронной форме этапов, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 4 настоящей статьи;
3) в документации о конкурентной закупке должны быть установлены сроки проведения каждого этапа конкурса в электронной форме;
4) по результатам каждого этапа конкурса в электронной форме составляется отдельный протокол. При этом протокол по результатам последнего этапа конкурса в электронной форме не составляется. По окончании последнего этапа конкурса в электронной форме, по итогам которого определяется победитель, составляется итоговый протокол;
5) если конкурс в электронной форме включает в себя этапы, предусмотренные пунктом 1 или 2 части 4 настоящей статьи, заказчик указывает в протоколах, составляемых по результатам данных этапов, в том числе информацию о принятом им решении о необходимости уточнения функциональных характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, качества работ, услуг, иных условий исполнения договора либо об отсутствии необходимости такого уточнения. В случае принятия заказчиком решения о необходимости уточнения функциональных характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, качества работ, услуг, иных условий исполнения договора заказчик в сроки, установленные документацией о конкурентной закупке, размещает в единой информационной системе уточненное извещение о проведении конкурса в электронной форме и уточненную документацию о конкурентной закупке. В указанном случае отклонение заявок участников конкурса в электронной форме не допускается, комиссия по осуществлению конкурентной закупки предлагает всем участникам конкурса в электронной форме представить окончательные предложения с учетом уточненных функциональных характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, работ, услуг, иных условий исполнения договора. При этом заказчик в соответствии с требованиями части 3 настоящей статьи определяет срок подачи окончательных предложений участников конкурса в электронной форме. В случае принятия заказчиком решения не вносить уточнения в извещение о проведении конкурса в электронной форме и документацию о конкурентной закупке информация об этом решении указывается в протоколе, составляемом по результатам данных этапов конкурса в электронной форме. При этом участники конкурса в электронной форме не подают окончательные предложения;
6) обсуждение с участниками конкурса в электронной форме содержащихся в их заявках предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товаров, качестве работ, услуг и об иных условиях исполнения договора, предусмотренное пунктом 2 части 4 настоящей статьи, должно осуществляться с участниками конкурса в электронной форме, подавшими заявку на участие в таком конкурсе. При этом должны быть обеспечены равный доступ всех указанных участников к участию в этом обсуждении и соблюдение заказчиком положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 98-ФЗ "О коммерческой тайне";
7) после размещения в единой информационной системе протокола, содержащего решение о необходимости уточнения функциональных характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, качества работ, услуг, иных условий исполнения договора и составляемого по результатам этапа конкурса в электронной форме, предусмотренного пунктом 2 части 4 настоящей статьи, любой участник конкурса в электронной форме вправе отказаться от дальнейшего участия в конкурсе в электронной форме. Такой отказ выражается в непредставлении участником конкурса в электронной форме окончательного предложения;
8) участник конкурса в электронной форме подает одно окончательное предложение в отношении каждого предмета конкурса в электронной форме (лота) в любое время с момента размещения заказчиком в единой информационной системе уточненных извещения о проведении конкурса в электронной форме и документации о конкурентной закупке до предусмотренных такими извещением и документацией о конкурентной закупке даты и времени окончания срока подачи окончательных предложений. Подача окончательного предложения осуществляется в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом для подачи заявки;
10) если конкурс в электронной форме включает этап, предусмотренный пунктом 5 части 4 настоящей статьи:
а) участники конкурса в электронной форме должны быть проинформированы о наименьшем ценовом предложении из всех ценовых предложений, поданных участниками такого конкурса;
б) участники конкурса в электронной форме вправе подать на электронной площадке одно дополнительное ценовое предложение, которое должно быть ниже ценового предложения, поданного ими ранее. Продолжительность приема дополнительных ценовых предложений составляет три часа;
в) если участник конкурса в электронной форме не меняет свое ценовое предложение, он вправе не подавать дополнительное ценовое предложение. При этом ранее поданное им ценовое предложение рассматривается при составлении итогового протокола.
В соответствии с п. 238 раздела 27 Положения о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке. Извещение об осуществлении конкурентной закупки формируется в случаях, предусмотренных настоящим Положением.
В соответствии с п. 273 раздела 34 Положения о закупках в извещении о проведении открытого конкурса указывается информация, предусмотренная разделом 27 настоящего Положения.
В извещении о проведении открытого конкурса заказчик может указывать дополнительную информацию (при необходимости).
В соответствии с пп. 2 и пп. 4 п. 287 раздела 38 Положения о закупках участник не допускается к участию в открытом конкурсе в случае:
2) несоответствия участника предусмотренным конкурсной документацией требованиям;
4) несоответствия конкурсной заявки требованиям конкурсной документации, в том числе если: конкурсная заявка не соответствует форме, установленной конкурсной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям конкурсной документации.
В соответствии с п. 288 раздела 38 Положения о закупках Комиссия рассматривает конкурсные заявки участников на предмет их соответствия требованиям конкурсной документации, а также оценивает и сопоставляет конкурсные заявки в соответствии с порядком и критериями, установленными конкурсной документацией.
В соответствии с п. 289 раздела 38 Положения о закупках оценка конкурсных заявок осуществляется по критериям, установленным в конкурсной документации.
В соответствии с п. 199 раздела 20 Положения о закупках в документации о конкурентной закупке могут устанавливаться обязательные требования к участникам, в том числе:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ и принятыми во исполнение него нормативными правовыми актами к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом договора.
Иные единые требования к участникам, в том числе квалификационные требования, устанавливаются в документации о конкурентной закупке в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД» к поставщикам (исполнителям, подрядчикам).
К таким требованиям относится наличие:
1) финансовых ресурсов для исполнения договора;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и/или других материально-технических ресурсов для исполнения договора;
3) опыта осуществления поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке. При этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника закупки) по предмету закупки;
4) деловой репутации;
5) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.
В соответствии с п. 204 раздела 20 Положения о закупках заказчик вправе до подведения итогов конкурентной закупки в письменной форме запросить у государственных и иных учреждений, юридических и физических лиц информацию и документы, необходимые для подтверждения достоверности сведений, представленных в составе заявки участника, а также для подтверждения соответствия участника, предлагаемых им товаров, работ, услуг, требованиям документации о конкурентной закупке.
В соответствии с п. 205 раздела 20 Положения о закупках отстранение участника закупки от участия в конкурентной закупке или отказ от заключения договора с победителем конкурентной закупки осуществляется в любой момент до заключения договора, если заказчик или комиссия обнаружит, что участник не соответствует требованиям, указанным в пунктах 199 - 201 настоящего Положения, при условии их установления в документации о конкурентной закупке, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В соответствии с п. 212 раздела 21 Положения о закупках оценка заявок осуществляется по критериям и в порядке, указанным в документации о конкурентной закупке, на основании технического предложения, иных документов, представленных в соответствии с требованиями документации о конкурентной закупке, а также документов, перечисленных в документации о конкурентной закупке.
В соответствии с пп. 3 п. 278 раздела 36 Положения о закупках конкурсная заявка оформляется и подается в соответствии с разделом 29 настоящего Положения.
Конкурсная заявка должна содержать всю указанную в конкурсной документации информацию и документы. В случае наличия таких требований в документации, в составе заявки должны быть представлены:
3) документы (копии документов), подтверждающие соответствие участников закупки установленным требованиям конкурсной документации и условиям допуска к участию в открытом конкурсе:
б) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, предусмотренным разделом 20 настоящего Положения.
В соответствии с п. 3.3.1. раздела 3.3 «Требования к участникам» конкурсной документации участник должен соответствовать обязательным и иным требованиям (пункт 3.3.2 конкурсной документации), установленным конкурсной документацией требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки. Заявка участника должна соответствовать требованиям технического задания (приложение №.1 конкурсной документации). Для подтверждения соответствия требованиям конкурсной документации в составе конкурсной заявки должны быть представлены все необходимые документы и информация в соответствии с требованиями конкурсной документации.
В соответствии с п. 3.3.2. раздела 3.3 «Требования к участникам» конкурсной документации участник (каждое лицо, выступающее на стороне участника) должен соответствовать обязательным и иным требованиям конкурсной документации, а именно:
3.3.2.1. не проведение ликвидации участника конкурса – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника конкурса – юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3.3.2.2. не приостановление деятельности участника в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи конкурсной заявки на участие в конкурсе;
3.3.2.3. отсутствие у участника конкурса – физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом конкурса, и административного наказания в виде дисквалификации;
3.3.2.4. отсутствие у участника конкурса недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника конкурса, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник конкурса считается соответствующим установленному требованию в случае, если таким участником в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения конкурсной заявки не принято;
3.3.2.5. участник закупки – юридическое лицо в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
3.3.2.6. отсутствие сведений об участнике в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных частью 7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
3.3.2.7. участник конкурса обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты);
3.3.2.8. участник конкурса обладает правами использования результата интеллектуальной деятельности (в случае использования такого результата при исполнении договора, заключаемого по результатам конкурса).
В соответствии с п. 3.3.3. раздела 3.3 «Требования к участникам» конкурсной документации соответствие обязательным и иным требованиям, установленным пунктом 3.3.2 конкурсной документации, подтверждается участником путем подачи заявки на участие в конкурсе, а также в декларации, предоставляемой участником конкурса в составе заявки на участие в конкурсе посредством функционала программно-аппаратных средств ЭТЗП.
В соответствии с п. 3.9.5. раздела 3.9. «Рассмотрение и оценка конкурсных заявок» Части 3 «Порядок проведения конкурса» конкурсной документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника конкурса на любом этапе проведения конкурса.
Приложением №.4 к конкурсной документации заказчиком установлены критерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок Вместе с тем, как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика, дополнительных требований к участникам закупки со стороны заказчика в конкурсной документации предъявлено не было.
Комиссией Свердловского УФАС России пришла к выводу о том, что установленный заказчиком в конкурсной документации пункт 3.9.5. противоречит п. 205 раздела 20 Положения о закупках, так как указанный пункт Положения о закупках указывает на возможность отстранения участников от дальнейшего участия в закупке только в случае предоставления таким участником в составе заявки документов, содержащих недостоверную информацию, в соответствии с установленными заказчиком в конкурсной документации единым и дополнительным требованиям к участникам проводимой закупки.
При этом, квалификация персонала является критерием оценки, установленным в конкурсной документации, а именно: в случае не предоставления документов заявке участника присваивается 0 баллов.
На основании изложенного, пункт 3.9.5. конкурсной документации выходит за рамки требований п. 205 раздела 20 Положения о закупках ОАО «РЖД» в части отнесения заказчиком критерия оценки заявок «Квалификация персонала» к перечню единых и дополнительных требований, несоответствие которым может привести к отстранению заявки участника.
В соответствии с ч. 19.2. ст. 3.4. Закона о закупках в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что согласно извещению о проведении закупки № заказчиком ОАО «РЖД» данная закупка проводится только среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно Протоколу о подведении итогов открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №/ОКЭ-ЦДПО/21 на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке объектов Свердловской дирекции пассажирских обустройств заявка ООО «СК Е2Е4» (далее – Протокол №/ОКЭ-ЦДПО/21) была не допущена к участию в закупке на основании недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
При этом, конкурсная документация должна соответствовать как требованиям Положения о закупках, так и требованиям Закона о закупках. Пункт 3.9.5. конкурсной документации позволяет закупочной комиссии отклонять заявку участника в случае выявления недостоверных сведений в любых документах в составе заявки. Положение о закупках ограничивает это право только теми документами, которые представляются в составе заявки в качестве подтверждения соответствия участника обязательным требованиям к участнику закупки, а ч. 19.2. ст. 3.4. Закона о закупках прямо устанавливает запрет на возможность отклонения заявки в случае отсутствия документов, представляемых в качестве подтверждения соответствия нестоимостному критерию оценки.
Из изложенного следует, что поскольку нестоимостные критерии оценки необходимы для выявления лучших условий исполнения договора и выбора с учетом результатов оценки победителя конкурса, непредставление участником таких документов, ровно как и представление таких документов с пороками (противоречивыми, недостоверными сведениями и т.п.) не может быть основанием для отклонения такой заявки, но может являться основанием, исключающим оценку таких порочных документов (при наличии доказательств, подтверждающих соответствующие обстоятельства) по соответствующему критерию оценки.
Однако конкурсная комиссия в нарушение ч. 19.2. ст. 3.4. Закона о закупках вместо оценки представленных документов по нестоимостному критерию с учетом изложенного приняла решение о признании заявки участника несоответствующей документации.
При этом, доказательств того, что участником закупки представлены недостоверные сведения по тем документам, которые являются обязательными к представлению в составе заявки (требования к участнику закупки) Комиссии Свердловского УФАС России не представлено.
На основании вышеизложенного, должностное лицо пришло к выводу о том, что конкурсной комиссией заказчика в лице ОАО «РЖД» неправомерно отклонена заявка участника закупки ООО «СК Е2Е4» по основаниям, указанным в Протоколе №/ОКЭ-ЦДПО/21, в нарушение ч. 19.2. ст. 3.4. Закона о закупках.
Вместе с тем согласиться с постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области С.Н. Волковым нельзя ввиду нижеследующего.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № СВЕРД-355 (в редакции приказа от ДД.ММ.ГГГГ № СВЕРД-201) создана конкурсная комиссия Свердловской железной дороги.
ДД.ММ.ГГГГ в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), а также на сайтах https://company.rzd.ru/ (раздел «Закупки и торги») и http://rts-tender.ru опубликовано извещение № о проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №/ОКЭ-ЦЦПО/21 на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке объектов Свердловской дирекции пассажирских обустройств (далее - Закупка).
ДД.ММ.ГГГГ конкурсной комиссией Свердловской железной дороги подведены итоги Закупки, принято решение согласиться с выводами, изложенными в приложении № к протоколу заседания экспертной группы.
Согласно п. 4 приложения № к протоколу по итогам рассмотрения организатором и экспертной группой первой и второй частей заявки допущен к участию в открытом конкурсе один участник, заявки трех участников отклонены, в том числе заявка участника № ООО «СК «Е2Е4».
Согласно п. 3.1 приложения № к протоколу заявка участника № ООО «СК «Е2Е4» отклонена и отказано в допуске на основании пункта 3.9.5 документации о закупке в связи с установлением недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки. Так, в представленных участником документах указана информация не соответствующая действительности в части наличия квалифицированного персонала.
Основание для отклонения заявки предусмотрено пунктом 3.9.5 конкурсной документации, согласно которому в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника конкурса на любом этапе проведения конкурса.
Договор решено заключить с единственным участником ООО СК «Нордвил».
Принимая решение об отклонении заявки участника № ООО «СК «Е2Е4», Панов А.С. руководствовался указанием ОАО «РЖД».
Так, согласно письму Департамента безопасности ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ № исх-6617/ЦБЗ участником ООО «СК «Е2Е4» предоставлена недостоверная информация в составе заявки и в соответствии с п. 3.9.5 конкурсной документации, указанный участник должен быть отстранен от участия в конкурентной процедуре.
В соответствии с должностными обязанностями, а также п. 44 Правил внутреннего трудового распорядка в органе управления Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №СВЕРД-725р, подпунктами «а», «в» пункта 14 Кодекса деловой этики ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ№р, Панов А.С. обязан качественно и своевременно выполнять поручения, распоряжения, задания и указания своего непосредственного руководителя и руководства Компании.
Таким образом, принимая решение об отклонении заявки участника № ООО «СК «Е2Е4», Панов А.С. руководствовался указанием ОАО «РЖД». Соответственно в действиях Панова А.С. отсутствует вина (субъективная сторона правонарушения), что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
Конкурсная документация №/ОКЭ-ЦДПО/21 подготовлена на основании форм документации, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ№/р и актуализированных письмом Центральной дирекции закупок и снабжения ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №ИСХ-11390/ЦЗДС.
Пункт 3.9.5 конкурсной документации №/ОКЭ-ЦЦПО/21 аналогичен пункту 3.9.5 примерной формы конкурсной документации и предусматривает то, что при проведении закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника конкурса на любом этапе проведения конкурса.
Принимая во внимание то, что обязанность отклонения заявки ООО «СК «Е2Е4», представившего недостоверные документы в части наличия квалифицированного персонала, продиктована указанием центрального аппарата ОАО «РЖД», требованиями конкурсной документации №/ОКЭ-ЦДПО/21, судья приходит к выводу, что в действиях Панова А.С. отсутствует состав административного правонарушения.
Согласно ч.ч. 3, 4, 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из анализа приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
УФАС России по Свердловской области в судебное заседание не представлено доказательств извещения Панова А.С. о времени и месте составления протокола ДД.ММ.ГГГГ. При составлении протокола участвовал защитник, действующий на основании доверенности. В судебном заседании защитник Вятчинов В.В. указал, что извещение о составлении протокола было направлено в адрес юридического лица ОАО «РЖД». На составление протокола в отношении юридического лица ОАО «РЖД» явился защитник, который также имел доверенность от Панова А.С., поэтому он участвовал при составлении протокола в отношении Панова А.С.
При этом судья отмечает, что о времени и месте рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ Панов А.С. был извещен надлежащим образом по адресу: 23. Также, судья не находит процессуальных нарушений при переносе рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ из одного помещения в другое.
Таким образом, судья соглашается с доводом защитника привлекаемого лица о том, что Панов А.С. не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении должностным лицом требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
При указанных обстоятельствах в действиях Панова А.С. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. ч. 8 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также он не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя руководителя Свердловского УФАС России №.32.3-685/2022 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Панова Артема Сергеевича отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу защитника Панова Артема Сергеевича – Вятчинова В.В., действующего на основании доверенности, удовлетворить.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд Свердловской области.
Судья Черных О.А.