ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-427/2022 от 21.07.2022 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

12-427/2022

66RS0001-01-2022-003508-93

РЕШЕНИЕ

21.07.2022 гор. Екатеринбург

Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области Черных О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Панова Артема Сергеевича на постановление заместителя руководителя Свердловского УФАС России №066/04/7.32.3-685/2022 от 07.04.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Волкова С.Н. .32.3-685/2022 от ДД.ММ.ГГГГ члену конкурсной комиссии ОАО «РЖД» Панову А.С. по ч. 8 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей.

В жалобе защитник Панова А.С. – Вятчинов В.В., действующий на основании доверенности, ставит вопрос об отмене постановления о назначении административного наказания и прекращении производства по делу. Указывает на отсутствие состава административного правонарушения. Панов А.С., принимая решение об отклонении заявки участника ООО «СК «Е2Е4», руководствовалась указанием ОАО «РЖД», поскольку согласно письму Департамента безопасности ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ № исх-6617/ЦБЗ участником ООО «СК «Е2Е4» предоставлена недостоверная информация в составе заявки и в соответствии с п. 3.9.5 конкурсной документации указанный участник должен быть отстранен от участия в конкурентной процедуре. В соответствии с должностными обязанностями Панова А.С., а также п. 44 Правил внутреннего трудового распорядка в органе управления Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №СВЕРД-725р, подпунктами «а», «в» пункта 14 Кодекса деловой этики ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГр, он обязан качественно и своевременно выполнять поручения, распоряжения, задания и указания своего непосредственного руководителя и руководства Компании. За неисполнение указания Департамента безопасности ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №исх-6617/ Панов А.С. мог быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Таким образом, принимая решение об отклонении заявки участника ООО «СК «Е2Е4», он руководствовался указанием ОАО «РЖД». Также, Панов А.С. не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, т.к. извещение было направлено только в адрес ОАО «РЖД». На составлении протокола ДД.ММ.ГГГГ участвовал защитник по доверенности, который пришел на рассмотрение дела в отношении юридического лица ОАО «РЖД» и имел доверенность от Панова А.С. Также, рассмотрение дела назначалось заместителем УФАС России по Свердловской области Анисимовым Р.Г. на ДД.ММ.ГГГГ в 15:30 по адресу: ул. 8 марта 5/ 3, 4 этаж. Фактически дело было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ в 16:15 по адресу: заместителем УФАС России по Свердловской области Волковым С.Н., при этом Панов А.С. не был извещен о переносе рассмотрения дела, был осуществлен телефонный звонок в адрес защитника.

В судебном заседании защитник Панова А.С. – Вятчинов В.В., действующий на основании доверенности, на доводах жалобы настаивал, просил ее удовлетворить, производство по делу прекратить.

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области С.Н. Волков в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения которого извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.

Выслушав в судебном заседании объяснения защитника, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ч. 8 ст. 7.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Как следует из материалов дела, документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (далее – Положение о закупках), утвержденного решением совета директоров ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) и размещенного в единой информационной системе в версии 31 от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ в единой информационной системе размещено извещение и конкурсная документация на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке объектов Свердловской дирекции пассажирских обустройств, в действующей редакции от ДД.ММ.ГГГГ.

Начальная (максимальная) цена договора 74 928 518,95 руб.

15.10.2021г. закупочной комиссией была проведена процедура подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, по ее итогам составлен Протокол о подведении итогов открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства /ОКЭ-ЦДПО/21 на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке объектов Свердловской дирекции пассажирских обустройств.

Заявка участника закупки ООО «СК «Е2Е4» с идентификационным номером 3, признана несоответствующей требованиям конкурсной документации, по следующему основанию: «заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме /ОКЭ-ЦДПО/21 отклоняются и в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме /ОКЭ-ЦДПО/21 отказано следующим участникам: - участнику на основании пункта 3.9.5 документации о закупке в связи с установлением недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки (в представленных участником документах, предусмотренных пунктом 1.2.2 приложения .4 к документации о закупке, указана информация не соответствующая действительности в части наличия квалифицированного персонала).

В соответствии с п. 16 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

В соответствии с ч. 4 ст. 3.4 Закона о закупках конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее в целях настоящей статьи - конкурс в электронной форме), может включать следующие этапы:

1) проведение в срок до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе в электронной форме заказчиком обсуждения с участниками закупки функциональных характеристик (потребительских свойств) товаров, качества работ, услуг и иных условий исполнения договора в целях уточнения в извещении о проведении конкурса в электронной форме, документации о конкурентной закупке, проекте договора требуемых характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, работ, услуг;

2) обсуждение заказчиком предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товаров, качестве работ, услуг и об иных условиях исполнения договора, содержащихся в заявках участников конкурса в электронной форме, в целях уточнения в извещении о проведении конкурса в электронной форме, документации о конкурентной закупке, проекте договора требуемых характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, работ, услуг;

3) рассмотрение и оценка заказчиком поданных участниками конкурса в электронной форме заявок на участие в таком конкурсе;

5) сопоставление дополнительных ценовых предложений участников конкурса в электронной форме о снижении цены договора.

В соответствии с ч. 5 ст. 3.4 Закона о закупках при включении в конкурс в электронной форме этапов, указанных в части 4 настоящей статьи, должны соблюдаться следующие правила:

1) каждый этап конкурса в электронной форме может быть включен в него однократно;

2) не допускается одновременное включение в конкурс в электронной форме этапов, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 4 настоящей статьи;

3) в документации о конкурентной закупке должны быть установлены сроки проведения каждого этапа конкурса в электронной форме;

4) по результатам каждого этапа конкурса в электронной форме составляется отдельный протокол. При этом протокол по результатам последнего этапа конкурса в электронной форме не составляется. По окончании последнего этапа конкурса в электронной форме, по итогам которого определяется победитель, составляется итоговый протокол;

5) если конкурс в электронной форме включает в себя этапы, предусмотренные пунктом 1 или 2 части 4 настоящей статьи, заказчик указывает в протоколах, составляемых по результатам данных этапов, в том числе информацию о принятом им решении о необходимости уточнения функциональных характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, качества работ, услуг, иных условий исполнения договора либо об отсутствии необходимости такого уточнения. В случае принятия заказчиком решения о необходимости уточнения функциональных характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, качества работ, услуг, иных условий исполнения договора заказчик в сроки, установленные документацией о конкурентной закупке, размещает в единой информационной системе уточненное извещение о проведении конкурса в электронной форме и уточненную документацию о конкурентной закупке. В указанном случае отклонение заявок участников конкурса в электронной форме не допускается, комиссия по осуществлению конкурентной закупки предлагает всем участникам конкурса в электронной форме представить окончательные предложения с учетом уточненных функциональных характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, работ, услуг, иных условий исполнения договора. При этом заказчик в соответствии с требованиями части 3 настоящей статьи определяет срок подачи окончательных предложений участников конкурса в электронной форме. В случае принятия заказчиком решения не вносить уточнения в извещение о проведении конкурса в электронной форме и документацию о конкурентной закупке информация об этом решении указывается в протоколе, составляемом по результатам данных этапов конкурса в электронной форме. При этом участники конкурса в электронной форме не подают окончательные предложения;

6) обсуждение с участниками конкурса в электронной форме содержащихся в их заявках предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товаров, качестве работ, услуг и об иных условиях исполнения договора, предусмотренное пунктом 2 части 4 настоящей статьи, должно осуществляться с участниками конкурса в электронной форме, подавшими заявку на участие в таком конкурсе. При этом должны быть обеспечены равный доступ всех указанных участников к участию в этом обсуждении и соблюдение заказчиком положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 98-ФЗ "О коммерческой тайне";

7) после размещения в единой информационной системе протокола, содержащего решение о необходимости уточнения функциональных характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, качества работ, услуг, иных условий исполнения договора и составляемого по результатам этапа конкурса в электронной форме, предусмотренного пунктом 2 части 4 настоящей статьи, любой участник конкурса в электронной форме вправе отказаться от дальнейшего участия в конкурсе в электронной форме. Такой отказ выражается в непредставлении участником конкурса в электронной форме окончательного предложения;

8) участник конкурса в электронной форме подает одно окончательное предложение в отношении каждого предмета конкурса в электронной форме (лота) в любое время с момента размещения заказчиком в единой информационной системе уточненных извещения о проведении конкурса в электронной форме и документации о конкурентной закупке до предусмотренных такими извещением и документацией о конкурентной закупке даты и времени окончания срока подачи окончательных предложений. Подача окончательного предложения осуществляется в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом для подачи заявки;

10) если конкурс в электронной форме включает этап, предусмотренный пунктом 5 части 4 настоящей статьи:

а) участники конкурса в электронной форме должны быть проинформированы о наименьшем ценовом предложении из всех ценовых предложений, поданных участниками такого конкурса;

б) участники конкурса в электронной форме вправе подать на электронной площадке одно дополнительное ценовое предложение, которое должно быть ниже ценового предложения, поданного ими ранее. Продолжительность приема дополнительных ценовых предложений составляет три часа;

в) если участник конкурса в электронной форме не меняет свое ценовое предложение, он вправе не подавать дополнительное ценовое предложение. При этом ранее поданное им ценовое предложение рассматривается при составлении итогового протокола.

В соответствии с п. 238 раздела 27 Положения о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке. Извещение об осуществлении конкурентной закупки формируется в случаях, предусмотренных настоящим Положением.

В соответствии с п. 273 раздела 34 Положения о закупках в извещении о проведении открытого конкурса указывается информация, предусмотренная разделом 27 настоящего Положения.

В извещении о проведении открытого конкурса заказчик может указывать дополнительную информацию (при необходимости).

В соответствии с пп. 2 и пп. 4 п. 287 раздела 38 Положения о закупках участник не допускается к участию в открытом конкурсе в случае:

2) несоответствия участника предусмотренным конкурсной документацией требованиям;

4) несоответствия конкурсной заявки требованиям конкурсной документации, в том числе если: конкурсная заявка не соответствует форме, установленной конкурсной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям конкурсной документации.

В соответствии с п. 288 раздела 38 Положения о закупках Комиссия рассматривает конкурсные заявки участников на предмет их соответствия требованиям конкурсной документации, а также оценивает и сопоставляет конкурсные заявки в соответствии с порядком и критериями, установленными конкурсной документацией.

В соответствии с п. 289 раздела 38 Положения о закупках оценка конкурсных заявок осуществляется по критериям, установленным в конкурсной документации.

В соответствии с п. 199 раздела 20 Положения о закупках в документации о конкурентной закупке могут устанавливаться обязательные требования к участникам, в том числе:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ и принятыми во исполнение него нормативными правовыми актами к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом договора.

Иные единые требования к участникам, в том числе квалификационные требования, устанавливаются в документации о конкурентной закупке в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД» к поставщикам (исполнителям, подрядчикам).

К таким требованиям относится наличие:

1) финансовых ресурсов для исполнения договора;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и/или других материально-технических ресурсов для исполнения договора;

3) опыта осуществления поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке. При этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника закупки) по предмету закупки;

4) деловой репутации;

5) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.

В соответствии с п. 204 раздела 20 Положения о закупках заказчик вправе до подведения итогов конкурентной закупки в письменной форме запросить у государственных и иных учреждений, юридических и физических лиц информацию и документы, необходимые для подтверждения достоверности сведений, представленных в составе заявки участника, а также для подтверждения соответствия участника, предлагаемых им товаров, работ, услуг, требованиям документации о конкурентной закупке.

В соответствии с п. 205 раздела 20 Положения о закупках отстранение участника закупки от участия в конкурентной закупке или отказ от заключения договора с победителем конкурентной закупки осуществляется в любой момент до заключения договора, если заказчик или комиссия обнаружит, что участник не соответствует требованиям, указанным в пунктах 199 - 201 настоящего Положения, при условии их установления в документации о конкурентной закупке, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

В соответствии с п. 212 раздела 21 Положения о закупках оценка заявок осуществляется по критериям и в порядке, указанным в документации о конкурентной закупке, на основании технического предложения, иных документов, представленных в соответствии с требованиями документации о конкурентной закупке, а также документов, перечисленных в документации о конкурентной закупке.

В соответствии с пп. 3 п. 278 раздела 36 Положения о закупках конкурсная заявка оформляется и подается в соответствии с разделом 29 настоящего Положения.

Конкурсная заявка должна содержать всю указанную в конкурсной документации информацию и документы. В случае наличия таких требований в документации, в составе заявки должны быть представлены:

3) документы (копии документов), подтверждающие соответствие участников закупки установленным требованиям конкурсной документации и условиям допуска к участию в открытом конкурсе:

б) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, предусмотренным разделом 20 настоящего Положения.

В соответствии с п. 3.3.1. раздела 3.3 «Требования к участникам» конкурсной документации участник должен соответствовать обязательным и иным требованиям (пункт 3.3.2 конкурсной документации), установленным конкурсной документацией требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки. Заявка участника должна соответствовать требованиям технического задания (приложение .1 конкурсной документации). Для подтверждения соответствия требованиям конкурсной документации в составе конкурсной заявки должны быть представлены все необходимые документы и информация в соответствии с требованиями конкурсной документации.

В соответствии с п. 3.3.2. раздела 3.3 «Требования к участникам» конкурсной документации участник (каждое лицо, выступающее на стороне участника) должен соответствовать обязательным и иным требованиям конкурсной документации, а именно:

3.3.2.1. не проведение ликвидации участника конкурса – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника конкурса – юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

3.3.2.2. не приостановление деятельности участника в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи конкурсной заявки на участие в конкурсе;

3.3.2.3. отсутствие у участника конкурса – физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом конкурса, и административного наказания в виде дисквалификации;

3.3.2.4. отсутствие у участника конкурса недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника конкурса, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник конкурса считается соответствующим установленному требованию в случае, если таким участником в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения конкурсной заявки не принято;

3.3.2.5. участник закупки – юридическое лицо в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

3.3.2.6. отсутствие сведений об участнике в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных частью 7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3.3.2.7. участник конкурса обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты);

3.3.2.8. участник конкурса обладает правами использования результата интеллектуальной деятельности (в случае использования такого результата при исполнении договора, заключаемого по результатам конкурса).

В соответствии с п. 3.3.3. раздела 3.3 «Требования к участникам» конкурсной документации соответствие обязательным и иным требованиям, установленным пунктом 3.3.2 конкурсной документации, подтверждается участником путем подачи заявки на участие в конкурсе, а также в декларации, предоставляемой участником конкурса в составе заявки на участие в конкурсе посредством функционала программно-аппаратных средств ЭТЗП.

В соответствии с п. 3.9.5. раздела 3.9. «Рассмотрение и оценка конкурсных заявок» Части 3 «Порядок проведения конкурса» конкурсной документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника конкурса на любом этапе проведения конкурса.

Приложением .4 к конкурсной документации заказчиком установлены критерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок Вместе с тем, как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика, дополнительных требований к участникам закупки со стороны заказчика в конкурсной документации предъявлено не было.

Комиссией Свердловского УФАС России пришла к выводу о том, что установленный заказчиком в конкурсной документации пункт 3.9.5. противоречит п. 205 раздела 20 Положения о закупках, так как указанный пункт Положения о закупках указывает на возможность отстранения участников от дальнейшего участия в закупке только в случае предоставления таким участником в составе заявки документов, содержащих недостоверную информацию, в соответствии с установленными заказчиком в конкурсной документации единым и дополнительным требованиям к участникам проводимой закупки.

При этом, квалификация персонала является критерием оценки, установленным в конкурсной документации, а именно: в случае не предоставления документов заявке участника присваивается 0 баллов.

На основании изложенного, пункт 3.9.5. конкурсной документации выходит за рамки требований п. 205 раздела 20 Положения о закупках ОАО «РЖД» в части отнесения заказчиком критерия оценки заявок «Квалификация персонала» к перечню единых и дополнительных требований, несоответствие которым может привести к отстранению заявки участника.

В соответствии с ч. 19.2. ст. 3.4. Закона о закупках в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что согласно извещению о проведении закупки заказчиком ОАО «РЖД» данная закупка проводится только среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно Протоколу о подведении итогов открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства /ОКЭ-ЦДПО/21 на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке объектов Свердловской дирекции пассажирских обустройств заявка ООО «СК Е2Е4» (далее – Протокол /ОКЭ-ЦДПО/21) была не допущена к участию в закупке на основании недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

При этом, конкурсная документация должна соответствовать как требованиям Положения о закупках, так и требованиям Закона о закупках. Пункт 3.9.5. конкурсной документации позволяет закупочной комиссии отклонять заявку участника в случае выявления недостоверных сведений в любых документах в составе заявки. Положение о закупках ограничивает это право только теми документами, которые представляются в составе заявки в качестве подтверждения соответствия участника обязательным требованиям к участнику закупки, а ч. 19.2. ст. 3.4. Закона о закупках прямо устанавливает запрет на возможность отклонения заявки в случае отсутствия документов, представляемых в качестве подтверждения соответствия нестоимостному критерию оценки.

Из изложенного следует, что поскольку нестоимостные критерии оценки необходимы для выявления лучших условий исполнения договора и выбора с учетом результатов оценки победителя конкурса, непредставление участником таких документов, ровно как и представление таких документов с пороками (противоречивыми, недостоверными сведениями и т.п.) не может быть основанием для отклонения такой заявки, но может являться основанием, исключающим оценку таких порочных документов (при наличии доказательств, подтверждающих соответствующие обстоятельства) по соответствующему критерию оценки.

Однако конкурсная комиссия в нарушение ч. 19.2. ст. 3.4. Закона о закупках вместо оценки представленных документов по нестоимостному критерию с учетом изложенного приняла решение о признании заявки участника несоответствующей документации.

При этом, доказательств того, что участником закупки представлены недостоверные сведения по тем документам, которые являются обязательными к представлению в составе заявки (требования к участнику закупки) Комиссии Свердловского УФАС России не представлено.

На основании вышеизложенного, должностное лицо пришло к выводу о том, что конкурсной комиссией заказчика в лице ОАО «РЖД» неправомерно отклонена заявка участника закупки ООО «СК Е2Е4» по основаниям, указанным в Протоколе /ОКЭ-ЦДПО/21, в нарушение ч. 19.2. ст. 3.4. Закона о закупках.

Вместе с тем согласиться с постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области С.Н. Волковым нельзя ввиду нижеследующего.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № СВЕРД-355 (в редакции приказа от ДД.ММ.ГГГГ № СВЕРД-201) создана конкурсная комиссия Свердловской железной дороги.

ДД.ММ.ГГГГ в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), а также на сайтах https://company.rzd.ru/ (раздел «Закупки и торги») и http://rts-tender.ru опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства /ОКЭ-ЦЦПО/21 на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке объектов Свердловской дирекции пассажирских обустройств (далее - Закупка).

ДД.ММ.ГГГГ конкурсной комиссией Свердловской железной дороги подведены итоги Закупки, принято решение согласиться с выводами, изложенными в приложении к протоколу заседания экспертной группы.

Согласно п. 4 приложения к протоколу по итогам рассмотрения организатором и экспертной группой первой и второй частей заявки допущен к участию в открытом конкурсе один участник, заявки трех участников отклонены, в том числе заявка участника ООО «СК «Е2Е4».

Согласно п. 3.1 приложения к протоколу заявка участника ООО «СК «Е2Е4» отклонена и отказано в допуске на основании пункта 3.9.5 документации о закупке в связи с установлением недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки. Так, в представленных участником документах указана информация не соответствующая действительности в части наличия квалифицированного персонала.

Основание для отклонения заявки предусмотрено пунктом 3.9.5 конкурсной документации, согласно которому в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника конкурса на любом этапе проведения конкурса.

Договор решено заключить с единственным участником ООО СК «Нордвил».

Принимая решение об отклонении заявки участника ООО «СК «Е2Е4», Панов А.С. руководствовался указанием ОАО «РЖД».

Так, согласно письму Департамента безопасности ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ № исх-6617/ЦБЗ участником ООО «СК «Е2Е4» предоставлена недостоверная информация в составе заявки и в соответствии с п. 3.9.5 конкурсной документации, указанный участник должен быть отстранен от участия в конкурентной процедуре.

В соответствии с должностными обязанностями, а также п. 44 Правил внутреннего трудового распорядка в органе управления Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №СВЕРД-725р, подпунктами «а», «в» пункта 14 Кодекса деловой этики ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГр, Панов А.С. обязан качественно и своевременно выполнять поручения, распоряжения, задания и указания своего непосредственного руководителя и руководства Компании.

Таким образом, принимая решение об отклонении заявки участника ООО «СК «Е2Е4», Панов А.С. руководствовался указанием ОАО «РЖД». Соответственно в действиях Панова А.С. отсутствует вина (субъективная сторона правонарушения), что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.

Конкурсная документация /ОКЭ-ЦДПО/21 подготовлена на основании форм документации, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ/р и актуализированных письмом Центральной дирекции закупок и снабжения ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №ИСХ-11390/ЦЗДС.

Пункт 3.9.5 конкурсной документации /ОКЭ-ЦЦПО/21 аналогичен пункту 3.9.5 примерной формы конкурсной документации и предусматривает то, что при проведении закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника конкурса на любом этапе проведения конкурса.

Принимая во внимание то, что обязанность отклонения заявки ООО «СК «Е2Е4», представившего недостоверные документы в части наличия квалифицированного персонала, продиктована указанием центрального аппарата ОАО «РЖД», требованиями конкурсной документации /ОКЭ-ЦДПО/21, судья приходит к выводу, что в действиях Панова А.С. отсутствует состав административного правонарушения.

Согласно ч.ч. 3, 4, 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Из анализа приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.

Иное толкование приведенных выше норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

УФАС России по Свердловской области в судебное заседание не представлено доказательств извещения Панова А.С. о времени и месте составления протокола ДД.ММ.ГГГГ. При составлении протокола участвовал защитник, действующий на основании доверенности. В судебном заседании защитник Вятчинов В.В. указал, что извещение о составлении протокола было направлено в адрес юридического лица ОАО «РЖД». На составление протокола в отношении юридического лица ОАО «РЖД» явился защитник, который также имел доверенность от Панова А.С., поэтому он участвовал при составлении протокола в отношении Панова А.С.

При этом судья отмечает, что о времени и месте рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ Панов А.С. был извещен надлежащим образом по адресу: 23. Также, судья не находит процессуальных нарушений при переносе рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ из одного помещения в другое.

Таким образом, судья соглашается с доводом защитника привлекаемого лица о том, что Панов А.С. не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении должностным лицом требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

При указанных обстоятельствах в действиях Панова А.С. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. ч. 8 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также он не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление заместителя руководителя Свердловского УФАС России .32.3-685/2022 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Панова Артема Сергеевича отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу защитника Панова Артема Сергеевича – Вятчинова В.В., действующего на основании доверенности, удовлетворить.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд Свердловской области.

Судья Черных О.А.