Дело № 12-428/2018(II инст.)
Р Е Ш Е Н И Е
«02» октября 2018 года город Мирный РС(Я)
Судья Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) Воронов С.А., при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
с участием защитника должностного лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по жалобе защитника должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении на постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2018 года сентября 2018 года в отношении должностного лица - главы муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) ФИО3.
Постановлено:
признать должностное лицо - главу администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха(Якутия) ФИО3 виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа 20 000 рублей.
установил:
Постановлением № 1/15.14-2018/188 от 03.05.2018 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении вынесенным 24.05.2018 года заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) ФИО4, должностное лицо - глава администрации муниципального образования «Мирнинский район» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, защитник должностного лица обратился в суд с жалобой.
В обоснование своего требования защитник указывает, что субсидия была предоставлена на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, организацию и проведение республиканского мероприятия «Ысыах молодежи», которая является частью подпрограммы «Патриотическое воспитание молодежи» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Реализация семейной, демографической и молодежной политики в Республике Саха (Якутия) на 2014 – 2019 годы». Средства использованы по целевому назначению на достижение целей государственной (муниципальной) программы по патриотическому воспитанию молодежи. Получателем субсидии обеспечено достижение установленных значений, показателей результативности, предоставления субсидии.
Полагает, что целью распределения субсидий являлось реализация мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, а не проведение конкурса для определения получателя субсидии.
В ходе судебного заседания защитник поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление на судебное заседание не явился. Своим ходатайством просит рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на жалобу полагает, что оспариваемое постановление законно и вина должностного лица доказана, а его действия образуют состав административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы защитника, суд приходит к нижеследующему выводу.
Соглашением между муниципальным образованием и Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) от 08.05.2017 года № 19, бюджету МО «Мирнинский район» из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2017 году предоставлена субсидия в размере 2 148 214 рублей.
На основании плана контрольной деятельности Министерства на 2018 год, приказа Министерства от 20.03.2018 года № 01-04/0350 «О назначении выездной проверки в Муниципальном районе «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) и в поселениях Мирнинского района Республики Саха (Якутия) за период 2016-2017 годы» Министерством проведена выездная проверка соблюдения финансовым органом, главными распорядителями (распорядителями), получателями средств бюджета муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами за 2016-2017 годы в Администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия).
03.05.2018 года руководителем второго отдела бюджетного контроля департамента бюджетно-финансового контроля Минфина РС (Я) ФИО5 в отношении должностного лица главы МО «Мирнинский район» РС(Я) ФИО3, составлен протокол об административном правонарушении № 1/15.14-2018/188, в котором указаны нарушения, установленные проверкой - статьи 38 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2.1 Порядка предоставления и расходования субсидии из государственного бюджета республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 № 55.
По мнению должностного, лица вынесшего протокол об административном правонарушении в нарушение п. 1.1 Соглашения от 08.05.2017 года № 19, в 2017 году Администрацией муниципального образования «Мирнинский район» средства субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 2 148 214 рублей направлены МКУ «Межпоселенческое управление культуры» МО «Мирнинский район» РС (Я) на проведение и организацию мероприятий в рамках Республиканского национального праздника Ысыах молодежи-2017, а не в виде субсидии на организацию и проведения конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи.
Постановлением № 1/15.14-2018/188 от 03.05.2018 года о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении должностное лицо - глава администрации муниципального образования «Мирнинский район» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Статья 15.14. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, к которым относится, в том числе обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных получателю бюджетных средств ассигнований.
В соответствии со статьей 63.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъекта Российской Федерации.
В случаях и порядке, установленных законами субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 24.02.2014 № 2511 утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) "Реализация молодежной, семейной политики и патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2019 годы", в том числе подпрограмма «Патриотическое воспитание молодежи».
Целью подпрограммы «Патриотическое воспитание молодежи» является гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи, укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации); задачами подпрограммы – развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи; поддержка мероприятий по укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, содействие этнокультурному многообразию народов России; государственная поддержка общественных объединений патриотической направленности и допризывная подготовка молодежи.
В соответствии с Приложением № 7 к Указу Президента РС (Я) от 24.02.2014 № 2511 в систему программных мероприятий подпрограммы «Патриотическое воспитание молодежи» входит, в том числе организация и проведение Республиканского Ысыаха молодежи (пункт 2.2.2).На основании статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 27 части 1 статьи 15, пункта 34 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях обеспечения мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных районах и городских округах Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) постановлением от 14.03.2015 № 55 утвердило Порядок предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
Вышеуказанный порядок устанавливает цель, условия, критерии отбора по предоставлению и расходованию субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка целью предоставления и расходования субсидии является софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
Расходование средств осуществляется в соответствии с заключенными между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и муниципальными районами (городскими округами) Соглашениями на предоставление Субсидии (пункт 4.2 Порядка).
Из материалов дела - постановления Правительства РС (Я) от 28.04.2017 № 152 "О распределении субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) в 2017 году" пунктом вторым предписано Министерству по делам молодежи и семейной политике РС(Я) заключить соглашение с муниципальными(городскими округами) Республики Саха (Якутия) о предоставлении и расходованию субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи на 2017 год. Мирнинскому району выделена субсидия из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 2 148 214 рублей.
Как следует из протокола заседания комиссии Министерства по делам молодежи и семейной политике РС(Я) от 04 апреля 2017 года утвержден список получателей (в том числе Мирнинский район) субсидий из государственного бюджета РС(Я) местным бюджетам на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи на 2017 год.
Вместе с тем, Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и Администрацией муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) заключено Соглашение от 08.05.2017 № 19 о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2017 году бюджету МО «Мирнинский район» субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в размере 2 148 214 рублей.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается Администрацией, что субсидия в размере 2 148 214 рублей была перечислена МКУ «Межпоселенческое управление культуры» и использовано указанным учреждением на оплату расходов на подготовку и проведение в Мирнинском районе республиканского национального праздника «Ысыах молодежи».
Рассматривая доводы изложенные в жалобе прихожу к выводу о их обоснованности по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 года № 1493 утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2016 - 2020 годы».
В разделе II данной Программы отражено, что целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.12.2016 года № 1675-р утвержден План мероприятий по патриотическому воспитанию граждан в Республике Саха (Якутия) на 2017-2019 годы. Данный План содержит конкретный перечень мероприятий, которые надлежит выполнить соответствующим министерствам и ведомствам, перечисленным в Плане.
В постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) № 55 от 14.03.2015 года об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальный образованиях Республики Саха (Якутия) указано, что данный Порядок утверждается в целях обеспечения мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных районах и городских округах Республики Саха (Якутия).
Согласно пункту 2.1 Порядка целью предоставления и расходования Субсидии является софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 2.2. Порядка условиями предоставления и расходования субсидии является
а) наличие нормативного правового акта муниципального района и городского округа, устанавливающего расходное обязательство, на исполнение которого предоставляется субсидия;
б) наличие в местном бюджете муниципального района и городского округа бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в размере не менее 20% от общего объема субсидии или гарантийное письмо муниципального района и городского округа о софинансировании субсидии на очередной год;
в) наличие соглашения между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и муниципальными районами и городскими округами о предоставлении и расходовании субсидии;
г) наличие муниципальной программы (подпрограммы) в области молодежной политики;
д) обязательство по установлению муниципальными программами и иными муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих значений показателей результативности предоставления субсидии, определенных соглашением между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления о предоставлении субсидий.
Согласно пункту 2.3 Порядка критериями для предоставления и расходования субсидии являются:
а) наличие заявки на предоставление Субсидии;
б) потребность в софинансировании расходных обязательств, возникающих на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия);
в) наличие информационной карты участника отбора;
г) доля молодежи от общей численности молодежи в муниципальных районах (городских округах) в возрасте от 14 до 30 лет, охваченной мероприятиями по патриотическому воспитанию молодежи.
Таким образом, целью предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам являлось финансовое обеспечение выполнения конкретных мероприятий, согласно представленному плану, по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных районах и городских округах Республики Саха (Якутия), закрепленных в соответствующих муниципальных планах мероприятий, а не проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи.
Согласно отчету «Об использовании средств субсидий из государственного бюджета РС (Я) местными бюджетами на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в МО РС(Я) и по оценке эффективности использования субсидий на 2017 год план мероприятий был выполнен.
Таким образом в действиях должностного лица - главы администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха(Якутия) отсутствует состав административного правонарушения, так как все полученные из регионального бюджета денежные средства, на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) № 55 от 14.03.2015 года, постановления Правительства РС (Я) от 28.04.2017 № 152, протокола заседания комиссии Министерства по делам молодежи и семейной политике РС(Я) от 04 апреля 2017 года были израсходованы на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи на 2017 год.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя министра финансов Республики Саха(Якутия) от 24 мая 2018 года о признании должностного лица – главы администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха(Якутия) ФИО3 виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа 20 000 рублей - отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха(Якутия) в течение 10 суток со дня вручения копии решения суда.
Судья Мирнинского районного суда РС (Я) С.А. Воронов