Дело №
РЕШЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе председательствующего судьи Гавловского В.А., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление №-Л/2020 от 15.06.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением министерства природных ресурсов Краснодарского края №-Л/2020 от 15.06.2020г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить данное постановление как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить, в обоснование которой указал, что 18.12.2019г. на основании заявления ФИО1 администрацией муниципального образования <адрес> вынесено Постановление № о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес>.
11.03.2020г. между администрацией муниципального образования <адрес> (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №, в соответствии с которым администрация предоставила ФИО1 во временное владение и пользование земельный участок площадью 1007 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:47:0102006:5541‚ расположенный по адресу: Краснодарский край, <адрес>. Срок аренды установлен сторонами договора до 23.01.2023г.
06.05.2020г. ФИО1 в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю было зарегистрировано право аренды земельного участка, что подтверждается выпиской ЕГРН.
В выписке ЕГРН отсутствуют сведения о лесах, водных и иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, а также о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств и лесопарков.
Как следует из протокола об административном правонарушении № от 28.05.2020г., в ходе контрольных мероприятий, а именно планового (рейдового) осмотра, проведенного 22.04.2020г. в условиях карантина, установлено, что в квартале 6 Б, часть выдела 4 на площади 0,044 га Абрауского участкового лесничества ФИО1 без правоустанавливающих документов использует лесной участок под расположение пасеки.
При этом, в соответствии с договором аренды земельного участка № от 11.03.2020г. ФИО1 осуществляет деятельность не на лесном участке, а на участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:47:0102006:5541‚ расположенном по адресу: Краснодарский край, <адрес>.
Из указанных документов следует, что гражданину для осуществления сельскохозяйственной деятельности во временное владение и пользование предоставлен земельный участок площадью 1007 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:47:0102006:5541‚ расположенный по адресу: Краснодарский край, <адрес>.
Вместе с тем, из процессуальных документов, фиксирующих событие правонарушения, не представляется возможным установить, что участок в пределах зоны хозяйственной деятельности ФИО1 относится к землям лесного фонда, в связи с чем данные правоотношения не регулируются нормами Лесного кодекса РФ.
Кроме того, ФИО1 не был надлежащим образом извещен о дате и месте составления протокола об административном правонарушении.
Заявитель ФИО1 в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней обстоятельствам, просил прекратить производство по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия события административного правонарушения по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица – министерства природных ресурсов Краснодарского края ФИО4, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения жалобы, считая постановление законным и обоснованным.
Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, суд полагает жалобу ФИО1 подлежащей удовлетворению, а обжалуемое постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1статьи 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статья 7.9 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Под самовольным занятием лесного участка понимается его фактическое занятие при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке, в отсутствие на то правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования или аренды на данный участок.
Объектами данного правонарушения являются лесные участки и права пользования ими.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, нарушающих установленные правила использования лесных участков.
Как усматривается из материалов дела, постановлением министерства природных ресурсов Краснодарского края №-№ от 15.06.2020г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Из вышеуказанного постановления следует, что 28.05.2020г. государственным лесным инспектором Новороссийского лесничества – филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении № в отношении ФИО1
Из протокола ясно, что 28.05.2020г. в 15 часов 30 минут в квартале 6Б выделе 4 Абрауского участкового лесничества Новороссийского лесничества в ходе планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) совместно с помощником прокурора Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО6, установлен факт использования лесного участка ФИО1 без правоустанавливающих документов для ведения сельского хозяйства – размещения пасеки (пчеловодство), площадь самовольно используемого лесного участка составила 0,044 га. Ущерб, причиненный лесному фонду, составил 59 604 руб.
Вместе с тем, в соответствии с договором аренды земельного участка № от 11.03.2020г.,заключенным между администрацией муниципального образования <адрес> (арендодатель) и ФИО1 (арендатор), администрация предоставила ФИО1 во временное владение и пользование земельный участок площадью 1007 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:47:0102006:5541‚ расположенный по адресу: Краснодарский край, <адрес>. Срок аренды установлен сторонами договора до 23.01.2023г. (п. 7.2).
06.05.2020г. ФИО1 в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю было зарегистрировано право аренды земельного участка, что подтверждается выпиской ЕГРН.
Согласно же Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 03.06.2020г.сведения о лесах, водных и иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, а также о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств и лесопарков отсутствуют.
Данные сведения отсутствуют и в договоре аренды земельного участка № от 11.03.2020г. Наоборот, в соответствии с указанным договором аренды ФИО1 осуществляет деятельность не на лесном участке, а на участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:47:0102006:5541‚ расположенном по адресу: Краснодарский край, <адрес>.
В силу положений ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ и ст. 17 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Частью 1 ст. 24 ЛК РФ установлено, что использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно ст. 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 71 ЛК РФ, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Согласно ч. 2 указанной статьи, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
Таким образом, в соответствии с требованиями ЛК РФ для использования земель лесного фонда пользователь обязан оформить соответствующие документы на участки.
Однако, как указано выше, у ФИО1 имеются правоустанавливающие документы, а именно договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения № от 11.03.2020г., заключенный с администрацией муниципального образования <адрес>, Постановление администрации муниципального образования <адрес>№ от 18.12.2019г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес>, а также зарегистрированное в Росреестре право аренды на земельный участок.
В силу ч. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Кроме того, 03.06.2020г. должностным лицом министерства природных ресурсов Краснодарского края было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.
В соответствии с данным определением рассмотрение дела назначено на 15.06.2020г. с 10-12 часов по адресу: г. Краснодар, у. <адрес>/1, каб. 307.
15.06.2020г. по результатам административного расследования, в отсутствие доказательств надлежащего уведомления ФИО1, было вынесено обжалуемое постановление.
Согласно почтовому штампу на конверте и распечатке с официального сайта «Национальная почтовая служба» определение от 03.06.2020г. о месте и времени рассмотрения дела было направлено в адрес ФИО1 05.06.2020г., а получено только 26.06.2020г., то есть после вынесения обжалуемого постановления.
Согласно же почтовому штампу на конверте и распечатке с официального сайта «Национальная почтовая служба» постановление о назначении административного наказания от 15.06.2020г. было направлено в адрес ФИО1 19.06.2020г.‚ а получено также 26.06.2020г. Таким образом, ФИО1 не был надлежащим образом извещен о дате и месте составления протокола об административном правонарушении.
В силу ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии сост. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, в том числе событие административного правонарушения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление министерства природных ресурсов Краснодарского края №-Л/2020 от 15.06.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ в отношении ФИО1 подлежит отмене.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 на постановление №-Л/2020 от 15.06.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ – удовлетворить.
Постановление министерства природных ресурсов Краснодарского края №-Л/2020 от 15.06.2020г. по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ст. 7.9 КоАП РФ – отменить.
Производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Ленинский районный суд г. Краснодара.
Судья: