ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4295/18 от 07.12.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Дело №12-4295/2018

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

Судья Конограев А.Е. Дело №12-4295/2018

Р Е Ш Е Н И Е

07 декабря 2018 года г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Близнецов В.Е. при секретаре Митченко С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 27 июля 2018 года,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением и.о. заместителя руководителя Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 № 390-119-25-14.1 от 19.06.2018 года ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <...>

Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 27 июля 2018 года постановление и.о. заместителя руководителя Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 № 390-119-25-14.1 от 19.06.2018 года изменено. Снижена сумма административного штрафа до <...>

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства просит решение районного суда отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указано, что постановление суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением требований КоАП РФ.

В силу ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Судья вышестоящей инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда, оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы жалобы, исследовав материалы дела, заслушав представителя ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства, действующего на основании доверенности ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, приходит к следующему.

Суд первой инстанции, указал, что вина ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.4 Кодекса об административным правонарушениях РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами.

Суд вышестоящей инстанции считает данные выводы необоснованными.

Как видно из материалов дела, 28.09.2015 года между ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства (заказчик) и ООО «ДСК» (подрядчик) заключен государственный контракт № 1/15 СМР на реконструкцию участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (па Симферополь), строительство подъезда от автомобильной дороги М 25- Новороссийск-Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0- км 42, Краснодарский край.

Согласно п.1.1. государственного контракта, подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ: Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги м-25 Новороссийск-Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участка км 0 - км 42, Краснодарский край, в соответствии с проектом, утвержденным распоряжением Росавтодора от 15.07.2015 года № 1224-р, и надлежащим образом исполнить принимаемые по настоящему Контракту гарантийные обязательства, а заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта.

Согласно условиям контракта, контроль, проводимый заказчиком за выполнением работ по строительству на объекте подрядной организацией, не освобождает ООО «Дорожная Строительная Компания» (ООО «ДСК») от ответственности за правильность их исполнения.

В ходе осуществлении проверки должностным лицом установлено, что при реконструкции объекта капитального строительства «Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь), строительстве подъезда от автомобильной дороги М-25 Новороссийск-Керченский пролив к г.Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км.0-42, Краснодарский край» 1-й этап (основной ход автомобильной дороги, транспортная развязка на ПК 6+48.45. в т.ч. путепровод на съезде С-1: путепровод на ПК 66+38.45: путепровод на ПК 88+88.74; путепровод на ПК 179+89.84; путепровод на ПК 222+26.32: путепровод на ПК 258+54.26; путепровод на ПК 289+23.41; путепровод на ПК 299+39.48: путепровод на ПК 311+00.0; путепровод на ПК 313+00.0: путепровод на ПК 337+53.42; путепровод на съезде С-1 транспортной развязки па ПК 389+23.69. подпорные стены) нарушены требования технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов.

Постановлением Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.06.2018 года ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.4 КоАП РФ

Частью 1 ст.9.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).

В соответствии с частью 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется данным кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства могут осуществляться физическими и юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим строительство. Лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 (часть 3 статьи 52 ГрК РФ).

Следовательно, субъектами ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, могут быть застройщик или подрядная организация, непосредственно осуществляющие работы по строительству.

ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства, не является субъектом административного правонарушения.

Субъектом ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, является лицо, осуществляющее строительство. Из гражданского и градостроительного законодательства следует, что лицом, ответственным за осуществление строительных работ, а, следовательно, и за соблюдение строительных норм и правил, является подрядчик (генеральный подрядчик), осуществляющий строительство.

Согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Согласно части 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство.

В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Согласно п.5 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 года № 468) строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение контрольных мероприятий, в том числе проверку качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства и объекта капитального строительства (пп."а"); совместно с заказчиком "освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения (пп."г").

Согласно статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

Согласно части 1 статьи 751 Гражданского кодекса, подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.

В силу положений части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положению по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства СДОС-03-2009 лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Согласно Положению по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства СДОС-03-2009 таким лицом является подрядчик.

ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства, осуществляет деятельность государственной дорожной политики на территории Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 года № 1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» выполняет работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления.

Финансирование выполняемых работ осуществляется через органы Федерального казначейства согласно Федеральному закону от 19.12.2016 года № 415-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 года № 1705 «Об особенностях реализации федерального закона «О Федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» по кодам бюджетной классификации в соответствии с доведенными Минфином России показателям бюджетной росписи и лимитами бюджетных обязательств на реализацию предусмотренных мероприятий дорожной отрасли. Расходы на оплату штрафов по административным "правонарушениям не предусмотрены бюджетной сметой.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно п.3 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

Таким образом, установление вины лица в совершении вмененного ему административного правонарушения, в целях привлечения к административной ответственности, является обязательным элементом административного производства.

Не установление административным органом вины лица в совершении вмененного ему административного правонарушения, исключает возможность привлечения лица к административной ответственности, что однозначно следует из содержания вышеперечисленных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом первой инстанции не принят во внимание тот факт, что согласно протоколу №390-119-25-14.1 об административном правонарушении от 10.05.2018 года, выявленные в рамках проверки замечания от п/п 1 до 25 были устранены уже в ходе проверки, в результате которой было выдано заключение о соответствии построенного объекта и получено разрешение на ввод объекта к эксплуатацию.

Таким образом, в связи с устранением нарушений в ходе проверки отсутствовали основания для вынесения постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.4 КоАП РФ в отношении учреждения.

Материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о привлечении ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения ранее.

Кроме того, в соответствии с условиями государственного контракта ХН/15/СМР от 28.09.2015 года на строительство «Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0 - км 42, Краснодарский край» ввод объекта в эксплуатацию определен «декабрь 2018 года».

В связи крайней необходимостью обеспечения транспортного сообщения между материковой частью Российской Федерации (Краснодарский край) и Республикой Крым, поставлена задача о вводе в эксплуатацию транспортного перехода через Керченский пролив до 15.05.2018 года, с опережением директивных сроков на 7 месяцев.

Во исполнение поставленной задачи, вышеуказанный объект разделен на два этапа строительства, где первый этап обеспечивает транспортное сообщение между материковой частью Российской Федерации (Краснодарский край) и Республикой Крым до 15.05.2018 года.

Для соблюдения всех регламентных сроков назначения и проведения итоговой проверки, о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации извещение об окончании строительства, со стороны ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства, было направлено в адрес Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при незначительном объеме незавершенных работ, которые были устранены в ходе проведения проверки.

Вышеуказанные доводы подтверждают, что ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства действовало в рамках крайней необходимости.

Статьей 2.7 КоАП РФ установлено, что не является административным правонарушением причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности,

Согласно ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

В силу положений части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая вышеизложенное, отсутствуют правовые основания для привлечения ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства к административной ответственности, поскольку в действиях учреждения отсутствует состав указанного административного правонарушения.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд вышестоящей инстанции, в том числе вправе вынести решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, судья вышестоящей инстанции считает необходимым решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 27 июля 2018 года, отменить, производство по делу прекратить, в связи отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции,

Р Е Ш И Л:

решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 27 июля 2018 года отменить.

Жалобу ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентств удовлетворить.

Постановление и.о. заместителя руководителя Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 № 390-119-25-14.1 от 19.06.2018 года, которым ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <...> отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства, по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ прекратить, в связи отсутствием состава административного правонарушения.

Судья