ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-429/20 от 17.07.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Авцина А.Е. дело № 12-429/2020

РЕШЕНИЕ

г. Самара 17 июля 2020 года

Судья Самарского областного суда Самарина Е.Г., с участием защитников ГКУ Самарской области «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» Ермаковой А.А., Поповой Н.В., начальника отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самара- государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору Торба С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы ( основную и дополнительную) директора ГКУ Самарской области «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» Козлова О.В. на постановление судьи Железнодорожного районного суда г.Самары от 30 июня 2020 года, которым юридическое лицо- ГКУ Самарской области «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» привлечено к административной ответственности по ч.14 ст.19.5 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного приостановления деятельности сроком на 30 (тридцать) суток,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Железнодорожного районного суда г.Самары от 30 июня 2020 года юридическое лицо- ГКУ Самарской области «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» (далее ГКУ СО «Центр соцадаптации» или Центр) привлечено к административной ответственности по ч.14 ст.19.5 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного приостановления деятельности сроком на 30 (тридцать) суток.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ГКУ СО «Центр соцадаптации» Козлов О.В. обратился в суд с жалобами ( основой и дополнительной), ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие оценки суда доводам жалобы. При этом в обоснование своей жалобы указывает, что судом первой инстанции не были приняты во внимание доводы Центра о невозможности устранения выявленных нарушений пожарной безопасности в сроки, установленные надзорным органом, поскольку они связаны с необходимостью реконструкции или капитального ремонта здания, возведенного в 1969 году. Также заявитель в жалобе указывает, что в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, в соответствии с Приказом Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 23.04.2020 года № 189 «О введении в государственных учреждениях социального обслуживания Самарской области полного карантина», в Центре введен особый режим работы, который предполагает запрет на любые перемещения проживающих в Центре лиц и сотрудников. Кроме того, полагает, что при рассмотрении жалобы не были объективно, всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, что препятствовало вынесению законного и обоснованного решения. Просит состоявшееся по делу постановление судьи изменить, назначить наказание в виде административного штрафа.

Проверив представленные материалы дела, выслушав защитников Ермакову А.А. и Попову Н.В. в поддержание доводов жалоб, возражения Торба С.И. на доводы жалоб, исследовав материалы исполнительного производства, прихожу к следующим выводам.

В силу ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии с ч. 1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст.38 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенций.

В соответствии с Уставом ГКУ СО «Центр соцадаптации» является бюджетным учреждением, юридическим лицом, за которым собственником закреплено на праве оперативного управления имущество.

Согласно п. 2.1 Устава Центр обязан соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Согласно п.6. п.9 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 г. № 644 (далее по тексту - Административный регламент), органы и должностные лица органов государственного пожарного надзора организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан.

В силу п.8 Административного регламента должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции, имеют право выдавать органам власти, организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах зашиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее - предписание об устранении нарушений), предписания в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (далее - предписание по устранению несоответствия).

Частью 14 ст.19.5 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как видно из материалов дела, 15.05.2020г. с 10 часов 00 минут по 11 часов 00 минут, а также с 10 часов 00 минут по 11 часов 00 минут 18.05.2020г. в отношении ГКУ Самарской области «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию», осуществляющего деятельность по адресу: г.Самара, ул.Мостовая, 15, на основании распоряжения (приказа) главного государственного инспектора Самарской области по пожарному надзору от 13.05.2020г. № 467, проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки соблюдения требований пожарной безопасности, исполнение которых предписано ранее выданным предписанием об устранении нарушений требований пожарной безопасности о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 12.03.2020г. № 284/1/1 и № 376/1/1, в ходе которой, выявлено, что юридическое лицо не выполнило в установленный срок законные предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор – п.п.1-47 законного предписания № 284/1\1 от 12.03.2020г. и п.п.1-6 законного предписания № 376/1/1 от 12.03.2020г. об устранении требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, срок исполнения которых истек 01.04.2020г., чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.14 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку правонарушение совершено повторно, так как ранее ГКУ Самарской области «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» привлекалось к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт неисполнения ГКУ Самарской области «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» предписаний подтверждается протоколом об административном правонарушении № 463 от 25.05.2020 г., распоряжением № 467 от 13.05.2020 г. о проведении выездной проверки по исполнению предписаний от 12.-3.2020 г. № 284/1/1 и № 367/1/1, актом проверки № 467 от 18.05.2020 г. и другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Объектом правонарушения по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ выступает установленный законом порядок управления и, в частности, контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору). При этом непосредственным объектом является установленный порядок исполнения (выполнения) предписания (постановления, представления, решения) Под неисполнением в срок предписания понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения в целом.

Предписание выносится в случае выявления нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Исполнимость предписания является определяющим признаком его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность ( статья 19.5 КоАП РФ). Предписание как ненормативный правовой акт, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Так, согласно предписаниями надзорного органа № 284/1\1 от 12.03.2020г. и № 376/1/1 от 12.03.2020г., установлен срок устранения требований пожарной безопасности -01.04.2020 года. Общий срок выполнения предписаний 20 дней.

При этом, большая часть выявленных нарушений связана с перестроением лестничных маршей, расширением эвакуационных выходов и высоты путей эвакуации, то есть, связаны с конструктивным изменением здания.

В этой связи, довод жалобы заявителя о том, что 20 дней на выполнение в срок предписаний административного органа является недостаточным, заслуживает внимание в части неисполнения требований требующих больших временных затрат, поскольку предоставленный незначительный срок для устранения это субъективное мнение контролирующего органа, которое противоречит принципу правовой определенности и создает потенциальную возможность для злоупотреблений со стороны государственного органа в данной сфере.

Основанием для вынесения в отношении ГКУ Самарской области «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» постановления о назначении административного наказания послужил тот факт, что юридическое лицо не выполнило в установленный срок законные предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор – п.п.1-47 законного предписания № 284/1\1 от 12.03.2020г. и п.п.1-6 законного предписания № 376/1/1 от 12.03.2020г. об устранении требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, срок исполнения которых истек 01.04.2020г., повторно, так как ранее ГКУ Самарской области «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» привлекалось к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вместе с тем с состоявшимся по делу судебным актом согласиться нельзя.

Объективную сторону правонарушения по ч.14 ст.19.5 КоАП РФ необходимо рассматривать во взаимосвязи со ст.4.6 КоАП РФ, устанавливающей, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В силу статьи 4.6. КоАП РФ, срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию определяется днем вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Ввиду изложенного, квалификации по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ подлежат действия лица, которое в течение установленного в ст. 4.6 КоАП РФ срока уже было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или частью 13 ст. 19.5 КоАП РФ.

Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что наступление юридически значимых последствий, связанных с повторностью совершения административного правонарушения, поставлено законодателем в зависимость от вступления ранее вынесенного постановления в законную силу.

На момент выявления правонарушения по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, ГКУ Самарской области «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» не признавалось виновным в совершении административного правонарушения по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, по состоянию на 15.05.2020 г., вступившего в законную силу постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, не имелось.

Таким образом, в действиях ГКУ Самарской области «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» отсутствует признак повторности.

В данном случае действия ГКУ Самарской области «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» подлежали бы квалификации по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.

Вместе с тем, санкцией ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административное наказание на юридических лиц в виде административного штрафа в размере от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

В силу требований части 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение.

Как следует из материалов дела исполнительного производства, ГКУ Самарской области «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» отбывает наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 30 (тридцать) суток с 30.06.2020 г.

Учитывая данные обстоятельства, действия ГКУ Самарской области «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» не могут быть переквалифицированы на ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку это будет противоречить положениям ч.5 статьи 4.1 КоАП РФ, повлечет назначение нового наказания, что ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и является недопустимым.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст. ст.30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление судьи Железнодорожного районного суда г.Самары от 30 июня 2020 года, которым юридическое лицо- ГКУ Самарской области «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» привлечено к административной ответственности по ч.14 ст.19.5 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного приостановления деятельности сроком на 30 (тридцать) суток, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ГКУ Самарской области «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» прекратить, на основании на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Жалобу директора ГКУ СО «Центр соцадаптации» Козлова О.В.- удовлетворить.

Судья Самарского областного суда подпись

Копия верна.

Судья