Дело № 12-429/2020
УИД 03RS0017-01-2020-007690-76
Р Е Ш Е Н И Е
21 августа 2020 года г. Стерлитамак
Судья Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан Фархутдинова А.Г. (адрес суда: <...>, каб.301), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правого обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2№ от 22 июня 2020 года о привлечении к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правого обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2№ от 22 июня 2020 года должностное лицо <данные изъяты> АО «Башкирская содовая компания» ФИО3 признано виновной в совершении административного правонарушения по ст. 8.1 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб.
Из постановления следует, что в нарушение ст. 34, ч.1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1988 г. «Об отходах производства и потребления», п. 9 Приказа Минприроды России от 04.03.2016 г. № 66 «О порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду», АО «Башкирская содовая компания» производит эксплуатацию объекта размещения отходов – шламонакопителя «Белое море» - с нарушением экологических требований, допуская превышение уровня хлоридов в грунтовых водах объекта размещения отходов относительно фоновых величин. ФИО3 являясь <данные изъяты>, является ответственной в том числе за предотвращение воздействия производства на окружающую среду, контролирует состояние объектов окружающей среды в зоне влияния АО «Башкирская содовая компания», и допустила не соблюдение экологических норм.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО3 подала жалобу об отмене постановления и прекращении производства по делу на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, мотивируя тем, что результаты однократного отбора и исследования проб грунтовых вод, полученные Управлением, не могут служить основанием для возложения на Общество обязанности по принятию мер согласно п.9 Порядка. Соответствующие меры предпринимаются по результатам ежегодного мониторинга окружающей среды в случае выявления негативной динамики изменения ее качества. Шламонакопитель «Белое море» располагается в долине реки Белая на возвышенности. Таким образом, разгрузка подземных вод по всему участку шламонакопителя происходит в реку Белая. Река Белая относится к категории водного объекта рыбохозяйственного значения. Предельная концентрация «хлорид-аниона» составляет 300 гм/дм3. Результаты исследования отобранных Управлением проб грунтовой воды из скважин, расположенных вдоль берегов реки Белая в пределах воздействия шламонакопителя «Белое море», показали концентрацию «хлорид-аниона» в пределах от 82 до 120 гм/дм3. Общество не допустило превышений установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и не оказывает негативного изменения качества окружающей среды. Отчеты о мониторинге с динамикой изменения качества окружающей среды представляются в Управление ежегодно. Согласно отчетам за 2017-2019 годы ухудшения динамики изменения качества окружающей среды в районе ОРО по указанным скважинам не наблюдается. В целях защиты окружающей среды от неблагоприятного воздействия деятельности компании в Обществе внедрена система экологического менеджмента. Для уменьшения воздействия на окружающую среду в Обществе ежегодно разрабатывается и реализуется план мероприятий по охране окружающей среды. В 2019 году запланированы и реализованы следующие мероприятия по охране окружающей среды от воздействия шламонакопителя «Белое море»: режимные гидрогеологические наблюдения за распространением загрязнения в подземных водах, а также чистка и прокачка в пределах ОРО, содержание ГТС «Белое море» и оборудования в технически исправном состоянии. Следовательно, в действиях должностного лица ФИО3 не усматриваются признаки события административного правонарушения.
В судебном заседании ФИО3 жалобу поддержала, просила удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в ней.
Представитель ФИО3 по устному ходатайству ФИО1 в судебном заседании просила постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2, действующий на основании доверенности № от 30.12.2019 г., возражал против удовлетворения жалобы, просил постановление оставить без изменения.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 8.1 КоАП РФ Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановлении, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно положениям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с ч.2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1988 г. «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов, разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 9 приказа Минприроды России от 04.03.2016 г. № 66 «О порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» при выявлении по результатам мониторинга негативных изменений качества окружающей среды, возникших в связи с эксплуатацией объектов размещения отходов, лицами, эксплуатирующими данные объекты размещения отходов, в том числе принимаются меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации таких изменений.
Материалами дела подтверждается, что в результате плановой выездной проверки в отношении АО «Башкирская содовая компания» было установлено, что в нарушение ст. 34, ч.1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1988 г. «Об отходах производства и потребления», п. 9 Приказа Минприроды России от 04.03.2016 г. № 66 «О порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду», АО «Башкирская содовая компания» производит эксплуатацию объекта размещения отходов – шламонакопителя «Белое море» - с нарушением экологических требований, допуская превышение уровня хлоридов в грунтовых водах объекта размещения отходов относительно фоновых величин.
Факт совершения должностным лицом <данные изъяты> АО «Башкирская содовая компания» ФИО3 административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении № от 17.03.2020 г., протоколами отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды № от 17.10.2019 г., № от 18.10.2019 г., актами отбора проб воды № от 17.10.2019 г., № от 18.10.2019 г., актом отбора проб отходов № от 17.10.2019 г., протоколом результатов измерений проб природных вод № от 14.11.2019 г., актом проверки № от 19.11.2019 г., положением об отделе по экологическому контролю и природопользованию АО «Башкирская содовая компания» от 06.08.2015 г., приказом о переводе работника на другую работу № от 06.07.2015 г., и другими материалами дела, оцененными должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностное лицо ФИО3, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности по статье 8.1 названного Кодекса.
Доказательства, положенные в обоснование вывода о виновности должностного лица в совершении инкриминируемого ему деяния, последовательны, находятся в достаточном соответствии друг с другом, полно и объективно отражают событие административного правонарушения и его вину, а потому обоснованно признаны достоверными относительно обстоятельств правонарушения и имеющими доказательственную силу.
Порядок и срок давности привлечения ФИО3 к административной ответственности не нарушены.
Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановления, не установлено.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ в минимальном размере, с учетом обстоятельств и характера совершенного правонарушения, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правого обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2№ от 22 июня 2020 года о привлечении должностного лица главного эколога начальника отдела по экологическому контролю и природопользованию Акционерного общества «Башкирская содовая компания» ФИО3 к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО3 – без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в течение десяти суток.
Судья Фархутдинова А.Г.