ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-429/20 от 21.08.2020 Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 12-429/2020

УИД 03RS0017-01-2020-007690-76

Р Е Ш Е Н И Е

21 августа 2020 года г. Стерлитамак

Судья Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан Фархутдинова А.Г. (адрес суда: <...>, каб.301), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правого обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 от 22 июня 2020 года о привлечении к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правого обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 от 22 июня 2020 года должностное лицо <данные изъяты> АО «Башкирская содовая компания» ФИО3 признано виновной в совершении административного правонарушения по ст. 8.1 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб.

Из постановления следует, что в нарушение ст. 34, ч.1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1988 г. «Об отходах производства и потребления», п. 9 Приказа Минприроды России от 04.03.2016 г. № 66 «О порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду», АО «Башкирская содовая компания» производит эксплуатацию объекта размещения отходов – шламонакопителя «Белое море» - с нарушением экологических требований, допуская превышение уровня хлоридов в грунтовых водах объекта размещения отходов относительно фоновых величин. ФИО3 являясь <данные изъяты>, является ответственной в том числе за предотвращение воздействия производства на окружающую среду, контролирует состояние объектов окружающей среды в зоне влияния АО «Башкирская содовая компания», и допустила не соблюдение экологических норм.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО3 подала жалобу об отмене постановления и прекращении производства по делу на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, мотивируя тем, что результаты однократного отбора и исследования проб грунтовых вод, полученные Управлением, не могут служить основанием для возложения на Общество обязанности по принятию мер согласно п.9 Порядка. Соответствующие меры предпринимаются по результатам ежегодного мониторинга окружающей среды в случае выявления негативной динамики изменения ее качества. Шламонакопитель «Белое море» располагается в долине реки Белая на возвышенности. Таким образом, разгрузка подземных вод по всему участку шламонакопителя происходит в реку Белая. Река Белая относится к категории водного объекта рыбохозяйственного значения. Предельная концентрация «хлорид-аниона» составляет 300 гм/дм3. Результаты исследования отобранных Управлением проб грунтовой воды из скважин, расположенных вдоль берегов реки Белая в пределах воздействия шламонакопителя «Белое море», показали концентрацию «хлорид-аниона» в пределах от 82 до 120 гм/дм3. Общество не допустило превышений установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и не оказывает негативного изменения качества окружающей среды. Отчеты о мониторинге с динамикой изменения качества окружающей среды представляются в Управление ежегодно. Согласно отчетам за 2017-2019 годы ухудшения динамики изменения качества окружающей среды в районе ОРО по указанным скважинам не наблюдается. В целях защиты окружающей среды от неблагоприятного воздействия деятельности компании в Обществе внедрена система экологического менеджмента. Для уменьшения воздействия на окружающую среду в Обществе ежегодно разрабатывается и реализуется план мероприятий по охране окружающей среды. В 2019 году запланированы и реализованы следующие мероприятия по охране окружающей среды от воздействия шламонакопителя «Белое море»: режимные гидрогеологические наблюдения за распространением загрязнения в подземных водах, а также чистка и прокачка в пределах ОРО, содержание ГТС «Белое море» и оборудования в технически исправном состоянии. Следовательно, в действиях должностного лица ФИО3 не усматриваются признаки события административного правонарушения.

В судебном заседании ФИО3 жалобу поддержала, просила удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в ней.

Представитель ФИО3 по устному ходатайству ФИО1 в судебном заседании просила постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2, действующий на основании доверенности от 30.12.2019 г., возражал против удовлетворения жалобы, просил постановление оставить без изменения.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 8.1 КоАП РФ Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановлении, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно положениям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В соответствии с ч.2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1988 г. «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов, разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 9 приказа Минприроды России от 04.03.2016 г. № 66 «О порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» при выявлении по результатам мониторинга негативных изменений качества окружающей среды, возникших в связи с эксплуатацией объектов размещения отходов, лицами, эксплуатирующими данные объекты размещения отходов, в том числе принимаются меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации таких изменений.

Материалами дела подтверждается, что в результате плановой выездной проверки в отношении АО «Башкирская содовая компания» было установлено, что в нарушение ст. 34, ч.1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1988 г. «Об отходах производства и потребления», п. 9 Приказа Минприроды России от 04.03.2016 г. № 66 «О порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду», АО «Башкирская содовая компания» производит эксплуатацию объекта размещения отходов – шламонакопителя «Белое море» - с нарушением экологических требований, допуская превышение уровня хлоридов в грунтовых водах объекта размещения отходов относительно фоновых величин.

Факт совершения должностным лицом <данные изъяты> АО «Башкирская содовая компания» ФИО3 административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 17.03.2020 г., протоколами отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 17.10.2019 г., от 18.10.2019 г., актами отбора проб воды от 17.10.2019 г., от 18.10.2019 г., актом отбора проб отходов от 17.10.2019 г., протоколом результатов измерений проб природных вод от 14.11.2019 г., актом проверки от 19.11.2019 г., положением об отделе по экологическому контролю и природопользованию АО «Башкирская содовая компания» от 06.08.2015 г., приказом о переводе работника на другую работу от 06.07.2015 г., и другими материалами дела, оцененными должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностное лицо ФИО3, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности по статье 8.1 названного Кодекса.

Доказательства, положенные в обоснование вывода о виновности должностного лица в совершении инкриминируемого ему деяния, последовательны, находятся в достаточном соответствии друг с другом, полно и объективно отражают событие административного правонарушения и его вину, а потому обоснованно признаны достоверными относительно обстоятельств правонарушения и имеющими доказательственную силу.

Порядок и срок давности привлечения ФИО3 к административной ответственности не нарушены.

Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановления, не установлено.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ в минимальном размере, с учетом обстоятельств и характера совершенного правонарушения, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правого обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 от 22 июня 2020 года о привлечении должностного лица главного эколога начальника отдела по экологическому контролю и природопользованию Акционерного общества «Башкирская содовая компания» ФИО3 к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО3 – без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в течение десяти суток.

Судья Фархутдинова А.Г.