Дело 12-429/2020
68RS0001-01-2020-004711-88
РЕШЕНИЕ
24 ноября 2020 года г.Тамбов
Судья Октябрьского районного суда г. Тамбова Заболотникова О.А.,
рассмотрев жалобу представителя АО «Тамбовские коммунальные системы» на постановление Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 04-149/2020 от 04.09.2020г., которым АО «Тамбовские коммунальные системы» было привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 04-149/2020 от 04.09.2020г. АО «Тамбовские коммунальные системы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Представитель АО «Тамбовские коммунальные системы» обратился в Октябрьский районный суд г. Тамбова с жалобой на вышеуказанное постановление, указав, что считает его незаконным и необоснованным. Согласно технологическому регламенту очистных сооружений биологической очистки АО «Тамбовские коммунальные системы» представленному в рамках проведения проверки Центрально-черноземному межрегиональному управлению Росприроднадзора, после механического обезвоживания осадок перевозится на специализированную площадку для компостирования.
Начиная с 2011 г. на площадке компостирования в соответствии с технологическим регламентом производства, применения компоста «Плодородный «ПЛЮС», АО «Тамбовские коммунальные системы» весь объем обезвоженного осадка используется для производства компоста «Плодородный «ПЛЮС» в соответствии с ТУ 0135-001-71251361-2011. Производство осуществляется в полном соответствии с технологическим регламентом производства, применения компоста «Плодородный «ПЛЮС» продукт, полученный при компостировании субстрата на основе осадков сточных вод с активным илом и опилками.
Таким образом, отделение и обезвоживание осадка являются стадиями процесса производства продукции в целях ее дальнейшей реализации, а не отходообразующими процессами, осадок сточных вод является сырьем для производства продукции, а не отходом производства и потребления.
Получение илового осадка является стадией производственного процесса предприятия, а конечным результатом этого процесса является производство продукции и ее реализация. Соответственно, иловый осадок не является отходом, который образован в процессе производства.
В целях реализации продукции из осадков АО «Тамбовские коммунальные системы» заключен договор №116-2019/01-015 от 09.01.2019г., предметом которого является вывоз и размещение компоста «Плодородный Плюс» (далее - компост) с очистных сооружений канализации г. Тамбова и его использование в качестве удобрения на сельскохозяйственном поле.
В связи с постоянным наличием договорных отношений, целью которых является реализация компоста «Плодородный Плюс», весь осадок использовался и продолжает использоваться как сырье, а не подлежит удалению как отход I-IV класса опасности.
Управление в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении ссылается что АО «Тамбовские коммунальные системы» осуществляет несанкционированный сброс сточных вод, однако ни материалами дела, ни каким-либо актом о привлечении к ответственности за несанкционированный сброс, ни иными доказательствами не повреждается, что АО «Тамбовские коммунальные системы» осуществляет сброс сточных вод в р. Чумарса. Следовательно, утверждение Управления несостоятельно и носит предположительный, вероятностный характер. Кроме того, исследований о территориальной и микробиологической взаимосвязи данных водоемов в рамках настоящего дела не проводилось, доказательств отсутствия иных источников загрязнений (сбросов отходов и пр.) по пути водотока между р. Чумарса и р. Цна, влияющих на показатели воды в р. Цна, у Управления нет.
В судебном заседании представитель АО «Тамбовские коммунальные системы» доводы жалобы полностью поддержал и просил суд ее удовлетворить. Также указал, что АО «Тамбовские коммунальные системы» при ведении учета образовавшихся и переданных другим лицам отходов ошибочно отражало в Данных учета в области обращения с отходами массы отделенного и обезвоженного осадка как массы образованного отхода. Этой ошибкой объясняется наличие отхода осадков IV класса как в Данных учета в области обращения с отходами, так и в статистической отчетности 2-тп (отходы) и Декларации о воздействие на окружающую среду. При этом количество отделенного и обезвоженного осадка фактически определялось исходя из времени работы и производительности применяемого для обезвоживания осадка оборудования. Масса осадка, которая указана в Данных учета в области обращения с отходами и в статистической отчетности 2-тп (отходы) как масса отходов, находящаяся в наличии на конец отчетного периода, является массой осадка-сырья, фактически использованного для производства компоста «Плодородный «Плюс», который на момент обобщения данных по итогам очередного квартала и (или) года не был реализован потребителю. Таким образом, АО «Тамбовские коммунальные системы» отмечало свою ошибку, выразившуюся в неумышленном искажении экологической информации в части отражения сведений об образовании отходов осадков и сообщало Управлению в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, что впредь при осуществлении учета в области обращения с отходами в Данных учета в области обращения с отходами сведения о массе образующихся отходов осадков будут указываться только в случае прекращения производства компоста «Плодородный «Плюс».
В судебном заседании государственный инспектор Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 считает жалобу не обоснованной, так как иловый осадок является отходом.
Выслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.ч. 1-2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьей 8. 5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.
Как следует из оспариваемого постановления, АО «Тамбовские коммунальные системы» привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ за то, что в Декларации по плате за HBOC не учитывается плата за размещение отхода «ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод», что является нарушением п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также за то, что в Управление поступило обращение о систематических несанкционированных сбросах сточных вод АО «ТКС» в реку Чумарса соответственно далее в реку Цна. Однако, АО «ТКС» информацию об аварийной ситуации, несанкционированном сбросе в очистных сооружений не предоставляло в уполномоченные государственные органы.
Вместе с тем, анализ положений ст. 23, 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ГОСТ Р 17.4.3.07-2001 Государственный стандарт Российской Федерации "Охрана природы. Почвы. Требования к свойствам осадков сточных вод при использовании их в качестве удобрений", СанПиН 2.1.7.573-96 "Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения" показывает, что иловые площадки относятся к инженерным сооружениям, необходимым для осуществления предприятием его специфической деятельности, в том числе для обработки и обезвоживания осадка сточных вод, и не могут классифицироваться как объекты размещения отходов.
С 2011 г. на площадке компостирования в соответствии с технологическим регламентом производства, применения компоста «Плодородный «ПЛЮС», АО «Тамбовские коммунальные системы» объем обезвоженного осадка используется для производства компоста «Плодородный «ПЛЮС» в соответствии с ТУ 0135-001-71251361-2011.
Производство осуществляется в соответствии с технологическим регламентом производства, применения компоста «Плодородный «ПЛЮС» продукт, полученный при компостировании субстрата на основе осадков сточных вод с активным илом и опилками.
Получение илового осадка является стадией производственного процесса предприятия, а конечным результатом этого процесса является производство удобрений и их реализация. Соответственно, иловый осадок не является отходом, который образован в процессе производства.
При этом указание АО «Тамбовские коммунальные системы» при ведении учета образовавшихся и переданных другим лицам в качестве отхода «ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» не может составлять объективную сторону состава административного правонарушения по ст. 8.5 КоАП РФ, поскольку в данном случает отсутствует умышленное искажение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.
Кроме того, Управление в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении ссылается что АО «Тамбовские коммунальные системы» осуществляет несанкционированный сброс сточных вод, однако ни материалами дела, ни иными доказательствами не повреждается, что АО «Тамбовские коммунальные системы» осуществляет сброс сточных вод в р. Чумарса. Ссылка в оспариваемом постановлении на конкретные доказательства отсутствует, следовательно, утверждение Управления носит предположительный, вероятностный характер.
Таким образом, обстоятельства по доводам жалобы нашли свое подтверждение при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Тамбовские коммунальные системы» подлежит прекращению в связи с недоказанности вины юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Постановление Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 04-149/2020 от 04.09.2020г., которым АО «Тамбовские коммунальные системы» было привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб. отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение десяти дней со дня его получения через Октябрьский районный суд г. Тамбова.
Судья Заболотникова О.А.