ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-429/2021 от 23.04.2021 Кировского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

12-429/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

23 апреля 2021года г.Махачкала

Судья Кировского районного суда г. Махачкалы Магомедов Я.Р., с участием представителя Северо-кавказского межрегионального Управления Росприроднадзора по РД по доверенности Алиевой К.А.

рассмотрев жалобу директора МУП «Водоканал» городского округа городского округа "г. Дагестанские Огни" Адамова М.Т. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Рабаданова А.Р. о назначении административного наказания №-20-0002/4-Пр от 17.09.2020 по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ,

установил:

Постановлением о назначении административного наказания №-20-0002/4-Пр от 17.09.2020 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Рабаданова А.Р. МУП «Водоканал» городского округа г. Дагестанские Огни» Адамов М.Т. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В жалобе на указанное постановление от 25.09.2020 директор МУП «Водоканал» городского округа «г. Дагестанские Огни» Адамов М.Т. просит его отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

В обоснование жалобы указал, что Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора (далее - Управление) в соответствии с приказом от 20.07.2020 № 596 был проведен рейдовый осмотр земельных участков с кадастровым кварталом 05:07:000072, в ходе которого по координатам 42.127055, 48.205291 был выявлен факт сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности (в искусственно вырытый канал), далее стекающие в поверхностный водный объект – реку Дарваг-Чай. Указанные сбросы имеют постоянный характер и продолжаются по настоящее время.

По факту нарушения требований к охране водного объекта Управлением было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и проведено административное расследование.

По результатам административного расследования был составлен протокол №-Пр об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Рабаданов А.Р. признал МУП «Водоканал» городского округа «<г. Дагестанские Огни» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, выразившееся в нарушении требований к охране водного объекта, и вынес постановление №-20-0002/4-Пр от 17.09.2020 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Постановлением администрации городского округа « город Дагестанские Огни» Республики Дагестан от 16.07.2020 №50 создано муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» городского округа город Дагестанские Огни» (далее - МУП «Водоканал»).

Распоряжением администрации городского округа « город Дагестанские Огни» Республики Дагестан от 16.07.2020 № 254на должность директора МУП «Водоканал» назначен Адамов М.Т. и МУП «Водоканал» переданы полномочия по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения на территории г. Дагестанские Огни.

21.07.2020 между муниципальным казенным учреждением «Управление архитектуры, градостроительства, имущественных и земельных отношений» городского округа город Дагестанские Огни» и МУП «Водоканал» (Предприятие) заключен договор № 41 о закреплении за МУП «Водоканал» муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, согласно п. 2.1 которого, имущество предприятия, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, является собственностью муниципального образования городского округа «город Дагестанские Огни».

24.07.2020 в 10 часов 30 минут, при проведении рейдовых мероприятий в Дербентском районе Республики Дагестан, в русле реки Дарваг-Чай, был выявлен факт осуществления сброса неочищенных фекальных и сточных вод по оросительному каналу Р-1, которые попадают во внутрихозяйственную оросительную систему СПК «Уркарахский» Дахадаевского района Республики Дагестан, фактически расположенный на территории Дербентского района Республики Дагестан.

В отношении МУП «Водоканал» главным государственным инспектором Южного межрайонного отдела контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания Северо-Кавказского территориального управления Росрыболовства Рамазановым С.А. был составлен протокол №002091 об административном правонарушении от 13.08.2020 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ.

Начальником Южного межрайонного отдела контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания Северо-Кавказского территориального управления Росрыболовства Джавадовым Д.Р. 19.08.2020 вынесено постановление №338 по делу об административном правонарушении, которым в отношении МУП «Водоканал» применено административное наказание в виде предупреждения.

Постановление №338 по делу об административном правонарушении от 19.08.2020 обжаловано не было и 30.08.2020 вступило в законную силу.

Административные правонарушения, предусмотренные ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и ст. 8.33 КоАП РФ, МУП «Водоканал» совершены в результате одного действия, а именно в результате сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности (в искусственно вырытый канал), далее стекающие в поверхностный водный объект – реку Дарваг- Чай.

Принимая во внимание, что на момент рассмотрения Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Рабадановым А.Р. административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, имелось вступившее в законную силу постановление №338 от 19.08.2020 о привлечении МУП «Водоканал» к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ, с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, считает, что постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Рабаданова А.Р. от 17.09.2020 №20-0002/4-Пр в отношении МУП «Водоканал» о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению.

Директор МУП "Водоканал" Адамов М.Т., извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явился, о причинах неявки не известил, в связи с чем, жалоба рассматривается в их отсутствие на основании п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ.

Представитель Управления Росприроднадзора по доверенности Алиева К.А. в суде просила оставить постановление в силе, а жалобу без удовлетворения.

Проверив представленные материалы, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно части 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении требований, установленных в области охраны водных объектов. Данные требования регулируются Водным кодексом Российской Федерации (далее - ВК РФ). При этом состав названного правонарушения законодатель связывает с возможным наступлением вредных последствий для водных объектов.

Истощение вод - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод (статья 1 ВК РФ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Положениями абзаца 9 статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая означает, что всякая планируемая деятельность является экологически опасной, то есть способна нанести вред окружающей среде.

В силу пункта 1 статьи 19 вышеуказанного Федерального закона нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В соответствии с частями 1 - 3 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно части 1 статьи 59 ВК РФ физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

Как следует из материалов дела, Врио руководителя межрегионального управления Росприроднадзора Ярмолич Н.И. 20.07.2020 издан приказ № 596 «О проведении рейдового осмотра земельных участков с кадастровым кварталом 05:47:000072 в границах территории Республики Дагестан». Срок проведения рейдового осмотра составляет с 09 часов 30 минут 22.07.2020 по 17 часов 30 минут 07.08.2020.

Согласно акту обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований №20-0002/4-Пр от 07.08.2020 по координатам 42.127055, 48.20591 выявлен факт сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности.

Привлеченным специалистом филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по РД был осуществлен отбор проб и образцов неочищенных сточных вод для проведения экспертизы и химического анализа на наличие превышения предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ.

Заключением филиала ФГБУ «ЦЛТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по РД от 05.08.2020 №32 установлены следующие загрязняющие вещества: сульфат-ион, хлорид, ион, БПК5, АПАВ, фосфат-ион, аммоний-ион, нитрит-ион, взвешенные вещества, сухой остаток, медь, кадмий, свинец, хром, нефтепродукты.

По предварительным сведениям сброс неочищенных сточных вод осуществляется в реку Дарваг-Чай.

Согласно экспертному заключению филиала ФГБУ «ЦЛТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по РД от 05.08.2020 №32 усматривается превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбросах: по нефтепродуктам, по меди, по нитрит-иону, аммоний-иону, БПК5, АПАВ.

Данный акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований №20-0002/4-Пр от 07.08.2020 (далее - Акт) подписан государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Имангусейновым А.Г. и Рабадановым А.Р.. Директор МУП «Водоканал» Адамов М.Т. с данным Актом не ознакомлен.

В графах Акта «объяснения лиц, участвующих в обследовании территории (акватории)», «сведения о лице (ах), допустившее (их) нарушение законодательства», «приложение к акту (фототаблица, план-схема)», отсутствуют записи.

Определением №20-002/4-Пр государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Рабаданова А.Р. от 10.08.2020 возбуждено дело об административном правонарушении по факту наличия события административного правонарушения по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ с проведением административного расследования. Сведения о лице, совершившем административное правонарушение, в момент выявления нарушения отсутствуют.

Уведомлением №20-412 от 08.09.2020 МУП «Водоканал» извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, по факту нарушения требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, на 14 часов 00 минут 10.09.2020, путем направления на электронную почту ognivodokanal@yandex.ru.

10.09.2020 в отношении МУП «Водоканал» составлен протокол №20-0002/4-Пр об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, согласно которому он составлялся в присутствии директора МУП «Водоканал» Адамова М.Т..

В свою очередь, данный протокол об административном правонарушении не содержит сведений о разъяснении директору МУП «Водоканал» Адамов М.Т., как законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, присутствовавшему при составлении протокола, согласно записи в протоколе, его прав и обязанностей, предусмотренных ст. 51 Конституции и ст. 25.1 КоАП РФ, либо сведений об отказе от ознакомления с протоколом.

Согласно ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

В графе «копию протокола получил» имеется запись: «Копия протокола направлена юридическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, письмом с уведомлением». Копию уведомления о направлении в адрес МУП «Водоканал» протокола об административном правонарушении административный орган суду не представил.

Доводы представителя Росприроднадзора по РД, что Адамов М.Т. присутствовал при составлении протокола, но в последующем ушел и не подписал в графе о разъяснении прав ничем не подтверждается.

10.09.2020 государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Рабадановым А.Р. вынесено определение №20-0002/4-Пр от 10.09.2020 о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении №20-0002/4-Пр на 17.09.2020 в 10 часов 30 минут, которое, согласно приложенной распечатки с электронной почты, вместе с протоколом об административном правонарушении направлены на электронный адрес ognivodokanal@yandex.ru.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Рабаданова А.Р. о назначении административного наказания №20-0002/4-Пр от 17.09.2020 МУП «Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Копия постановления получена директором МУП «Водоканал» Адамовым М.Т. 17.09.2020, о чем имеется соответствующая запись в графе «копия постановления вручена лицу, в отношении которого оно вынесено (или его законному представителю, защитнику)».

Согласно постановлению администрации городского округа «город Дагестанские Огни» № 254«О создании муниципального унитарного предприятия «Водоканал» городского округа "г. Дагестанские Огни" от 06.07.2020 создано МУП «Водоканал», директором которого назначен Адамов М.Т..

Распоряжением администрации городского округа "г. Дагестанские Огни" №137 от 17.07.2020 полномочия по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения в г. Дагестанские Огни переданы МУП «Водоканал».

21.07.2020 между МКУ «Управление архитектуры, градостроительства, имущественных и земельных отношений» городского округа «город Дагестанские Огни» и МУП «Водоканал» заключен договор № 41«О закреплении за муниципальным унитарным предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения», к которому прилагается акт приема-передачи имущества: нежилых помещений (сторожевая, помещение кассы, токарный цех); канализационные линии; водопроводные линии; машины, оборудование – иное движимое имущество; транспортные средства.

Из справки и.о. заместителя главы администрации городского округа «г. Дагестанские Огни» Гамзаева Н.Ш. усматривается, что строительство очистных сооружений канализации г. Дагестанские Огни завершено лишь на 35 %, которое приостановлено в 2013 году в связи с отсутствием финансирования. Финансирование по федеральной целевой программе «ФЦП – Юг России» для строительства очистных сооружений канализации г. Дагестанские Огни предусмотрено в 2022 году.

Из справки №43 от 09.11.2020, представленной директором МУП «Водоканал» Адамовым М.Т. следует, что 22.10.2020 заместитель начальника отдела департамента территориального развития СКФО Минэкономразвития России В. Еременко совместно с заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан посетили территорию, отведенную под строительство очистных сооружений городского округа «<город Дагестанские Огни» Республики Дагестан. Строительство очистных сооружений и реконструкция (модернизация) систем водоотведения в г. Даг. Огни вошли в государственную программу РФ «Развитие Северо - Кавказского федерального округа», которая рассчитана на пять лет и будет проводиться в несколько этапов. На данные цели в федеральном бюджете предусмотрены средства в размере 503 миллиона 268 рублей для строительства очистных сооружений и 379 миллионов 200 тысяч рублей на реконструкцию систем водоотведения.

На Правительственном совещании 27.10.2020 в г. Каспийск обсуждался вопрос критического состояния систем водоснабжения и водоотведения в г. Дагестанские Огни Республики Дагестан, где 85 % города не канализировано, водовод изношен, и вода не отвечает необходимым объемам и санитарным требованиям (Городская общественно-политическая газета «Дагестанские Огни» от 30.10.2020 №39).

Постановлением начальника Южного межрайонного отдела контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и среды обитания по РД Джавадова Д.Р. МУП «Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Согласно приказу Врио руководителя межрегионального управления Росприроднадзора Ярмолич Н.И. от 20.07.2020 за № 596 в целях проверки соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования проводился плановый (рейдовый) осмотр земельных участков с кадастровым кварталом 05:47:000072 в границах территории Дербентского района Республики Дагестан». Срок проведения рейдового осмотра составляет с 09 часов 30 минут 22.07.2020 по 17 часов 30 минут 07.08.2020.

Согласно ст. 8.3 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее - ФЗ №) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В соответствии с федеральным законом, положением о виде федерального государственного контроля (надзора) мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями могут осуществляться с привлечением органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля государственных или муниципальных учреждений, иных организаций. В этом случае положением о виде федерального государственного контроля (надзора) должны определяться условия участия государственных учреждений, иных организаций в осуществлении мероприятий по контролю, в том числе положения, не допускающие возникновения конфликта интересов.

Порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

В случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

В материалах дела письменного мотивированного представления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо – Кавказскому федеральному округу с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица на имя руководителя либо заместителя Управления не имеется.

В случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями указанных в частях 5 - 7 статьи 8.2 настоящего Федерального закона сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст. 13.2 ФЗ № плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, аттракционов, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.

Как следует из материалов дела имущество передано в хозяйственное ведение МУП «Водоканал», созданное 06.07.2020 и определенное 17.07.2020 в качестве гарантирующей организации по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения в г. Дагестанские Огни, - 21.07.2020.

Приказ о проведении рейдового осмотра земельных участков с кадастровым номером 05:07:000072 в границах территории Дербенсткого района Республики Дагестан вынесен Врио руководителя межрегионального управления Росприроднадзора Ярмолич Н.И. 20.07.2020.

Изложенные выше обстоятельства позволяют сделать суду вывод о том, что ни созданное 06.07.2020 муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» должно нести ответственность за длящееся административное правонарушение - сброс неочищенных сточных вод в реку Дарваг-Чай, а администрация города, которой в целях сохранения природы на территории соответствующего муниципального образования, исключения загрязнения, предупреждения и минимизации экологических рисков надлежало в рамках своих полномочий организовать мероприятия по охране окружающей среды.

Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 13.10.2015 N 26-П, поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории муниципального района, является основанием для привлечения к установленной законом ответственности.

То обстоятельство, что администрация не осуществляет деятельность в области водоснабжения и водоотведения, не свидетельствует о том, что она не должна принимать меры по реализации мероприятий в области охраны окружающей среды.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в отношении МУП «Водоканал» начальником Южного межрайонного отдела контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и среды обитания по РД Джавадовым Д.Р. было вынесено постановление №338 от 19.08.2020 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, а именно за осуществление МУП «Водоканал» сброса неочищенных фекальных и сточных вод по оросительному каналу Р-1, которые попадают во внутрихозяйственную оросительную систему СПК «Уркарахский» Дахадаевского района Республики Дагестан, которые в последующем попадают в реку Дарваг-Чай и в Каспийское море. Данное постановление не обжаловано, и вступило в законную силу.

Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Суд полагает, что административные правонарушения, предусмотренные ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и ст. 8.33 КоАП РФ МУП «Водоканал» совершены в результате одного действия, а именно в результате сброса в реку Дарваг-Чай неочищенных сточных вод.

Принимая во внимание, что на момент рассмотрения жалобы имеется вступившее в законную силу постановление от 19.08.2020 о привлечении МУП «Водоканал» к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ, суд полагает, что с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Рабаданова А.Р. №20-0002/4-Пр от 17.09.2020 в отношении МУП «Водоканал» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу прекращению, несмотря на то, что санкция ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ предусматривает более строгое административное наказание, чем санкция ст. 8.33 КоАП РФ.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу директора МУП «Водоканал» городского округа «город Дагестанские Огни» Адамова М.Т. удовлетворить.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Рабаданова А.Р. о назначении административного наказания №20-0002/4-Пр от 17.09.2020 по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда РД в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Я.Р. Магомедов