РЕШЕНИЕ
г. Иркутск 16 июня 2022 года
Судья Октябрьского районного суда г. Иркутска Сергеева Т.И.,
с участием защитников Гребенщикова А.И. и Карпова И.П., действующих в интересах ООО УК «Народная» на основании доверенности,
рассмотрев жалобу генерального директора ООО «УК Народная» В. на постановление мирового судьи судебного участка №3 Октябрьского района г. Иркутска Колесниковой В.С. от 26 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении
Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Народная», юридический адрес: г. Иркутск, ул. Советская, д.58, кв.21,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Октябрьского района г. Иркутска Колесниковой В.С. 26 марта 2022 года ООО УК «Народная» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, генеральный директор ООО «УК Народная» Волков Е.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. В жалобе указывает, что судом не доказано, а материалами дела не подтверждено наличие угрозы жизни и здоровью граждан в связи с допущенными нарушениями Управляющей компанией. Суд пришел к неправильному выводу об отсутствии оснований для замены штрафа предупреждением в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ. Правонарушение Управляющей компанией совершено впервые, отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также имущественного ущерба. Отсутствуют неблагоприятные последствия, добросовестно устранены причины правонарушения. Не представлено доказательств высокой степени общественной опасности деяния, посягающих на интересы государства и общества.
Также генеральный директор ООО «УК Народная» Волков Е.А. вместе с жалобой представил ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления, ссылаясь на то, что жалоба на почтовое отделение была подана 22.04.2022 года, что подтверждается Списком № 5 от 22.04.2022 года и квитанцией. В связи с чем, считают, что срок не пропущен, поскольку последним днём обжалования было 23.04.2022 года.
Законный представитель ООО УК «Народная» Волков Е.А. в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.
Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения; присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным, и не было признано судьей обязательным.
В судебном заседании защитники Гребенщиков А.И. и Карпов И.П. доводы жалобы поддержали, просили её удовлетворить, ссылаясь на то, что Общество вину признало, нарушения устранены до составления протокола. Назначенное судом наказание является суровым, поскольку Общество является микропредприятием и имеет большую задолженность, т.е. тяжелое финансовое положение.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив жалобу, выслушав защитников, судья считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом под законностью понимается соблюдение всех норм КоАП РФ, регламентирующих порядок принятия решения, а под обоснованностью – наличие в представленных материалах сведений, которые подтверждают необходимость принятого решения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Частью 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пп. "б" п. 3 данного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 99-ФЗ, является, наряду с прочим исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом, обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в частности, за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом согласно ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и должно обеспечивать, в частности: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан; сохранность имущества физических лиц или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Как следует из материалов дела, ООО УК «Народная» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Иркутской области (выдана службой государственного жилищного надзора Иркутской области 25 июня 2015 года №00234).
На основании данной лицензии и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу г. Иркутск, ул. Павла Красильникова, д. 217, договора управления многоквартирным домом общество осуществляет указанный вид деятельности, в том числе в отношении дома №217 на ул. Павла Красильникова в г. Иркутске.
В соответствии с распоряжением временно замещающего должность руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области Д. от 18 ноября 2020 года № 1610-срп, а также с целью проверки обращения граждан в отношении ООО УК «Народная» проведена внеплановая выездная проверка.
В рамках проверки выявлены нарушения лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 28 декабря 2021 года 1610/21, согласно которому ООО УК «Народная» при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом вопреки положениям указанных норм допустило несоблюдение лицензионных требований, а именно: в подъезде № 1 неисправно электрооборудование - на электрощитовой отсутствует дверца; в подвальном помещении неисправно электрооборудование- отсутствует электроосвещение; отсутствуют деревянные рамы второй нитки остекления в подъездах № 1,2,3,4; неисправность входных дверей в подъездах №№2,4 (не герметичное прилегание дверной коробки к полу подъезда) в подъезде № 5 (техническая неисправность дверного полотна и не герметичное прилегание дверной коробки к полу подъезда. В подъездах №№1,2,3,4 на потолке и стенах присутствует частичное отслоение, загрязнение побелочно-окрасочного слоя, штукатурного слоя. В подъезде № 2 отсутствует тамбурная дверь, в подъездах 1,3,4 не исправны тамбурные двери, отсутствует плотное прилегание, уплотняющие резинки, доводчики (пружины). Неисправность водосточной системы с торца (отсутствует часть водосточной системы) и возле подъезда№ 1 отсутствует соединение частей водосточной системы. В подвальном помещении неисправность трубопровода холодного водоснабжения - течь. На цоколе фасада имеется частичное отслоение отделочного слоя. Отмостка по периметру дома с уличной стороны и торца подъезда № 4 отсутствует.
Указанные нарушения послужили основанием для составления 01 февраля 2022 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении ООО УК «Народная».
Обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, предписанием об устранении нарушений лицензионных требований, актом от 23.12.2021, распоряжением Службы государственного жилищного надзора Иркутской области, договором управления многоквартирным домом, протоколом общего собрания, обращением Д., и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, а также не оспариваются генеральным директором Общества.
Таким образом, действия ООО УК «Народная» не исполнившего надлежащим образом возложенные на него законом обязанности по организации и контролю за деятельностью общества по соблюдению лицензионных требований, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно и объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО УК «Народная» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, вынесшего постановление, дата и место рассмотрения дела, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья закона, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, мотивированное решение по делу, срок и порядок обжалования постановления.
Невыполнение требований жилищного законодательства в области управления многоквартирными домами посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере организации эксплуатации, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, направленный на создание благоприятного проживания граждан, обеспечение их безопасности. Допущенные ООО УК «Народная» нарушения лицензионных требований, влечет нарушение прав и обязанностей жильцов многоквартирных домов.
Вопреки доводам жалобы и защитника, оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности и квалификации вмененного правонарушения в качестве малозначительного в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ не установлено.
Утверждение в жалобе о наличии оснований для изменения назначенного наказания с административного штрафа на предупреждение на основании ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, с учетом того, что ООО УК "Народная" является субъектом малого предпринимательства, включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ранее к административной ответственности не привлекалось, совершенное Обществом правонарушение не повлекло вредных последствий или причинение вреда жизни и здоровью людей, является необоснованным в силу следующего.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ: а) внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательств, б) отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании Обществом, требований жилищного законодательства и других нормативных актов.
Назначенное ООО УК "Народная" административное наказание в виде административного штрафа согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
В качестве обстоятельств смягчающих административную ответственность мировым судьей учтено: совершение административного правонарушения впервые, устранение нарушений на момент рассмотрения дела в суде.
Кроме того, при назначении наказания мировым судьей применены положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, приняты во внимание наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, исходя из соразмерности и справедливости административного наказания, назначено юридическому лицу в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Иркутска Колесниковой В.С. от 26 марта 2022 года является законным, обоснованным, а жалоба генерального директора ООО «УК Народная» Волкова Е.А. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу генерального директора ООО «УК Народная» Волкова Е.А. оставить без удовлетворения.
Постановление мирового судьи судебного участка №3 Октябрьского района г. Иркутска Колесниковой В.С. от 26 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении ООО УК «Народная» оставить без изменения.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Т.И. Сергеева