ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-42/17 от 21.08.2017 Балтийского городского суда (Калининградская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

город Балтийск 21 августа 2017 года

Судья Балтийского городского суда Калининградской области Смыкова Г.А.,

при секретаре Макаровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном абз. 1 ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, вынесенное 09 февраля 2017 года отделом Административно-техническим надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 09.02.2017 и.о. главы администрации муниципального образования «Балтийский муниципальный район» ФИО1 (далее - ФИО1) привлечена к административной ответственности по абз. 1, ч.1 ст.73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10 100 рублей.

В жалобе, поданной в Балтийский городской суд Калининградской области, ФИО1 просит указанное постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях является отсылочной и предусматривает ответственность за невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по организации уборки и содержанию территорий, порядку сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления. Абзац 1 указанной статьи предусматривает ответственность за нарушение установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке территории лицами, ответственными за осуществление соответствующих работ.

Кроме того, ссылалась, что на день возбуждения административного дела исполняла обязанности главы администрации Балтийского муниципального района, и не являлась лицом, ответственным за осуществление работ по уборке территории поселения.

Указывает, что из Правил благоустройства и санитарного содержания территории МО «Сельское поселение Дивное», утвержденных решением Совета депутатов МО «Сельское поселение «Дивное» от 04.06.2009 № 41, следует, что ответственными за содержание в чистоте территорий, зданий, сооружений, малых архитектурных форм являются юридические лица и индивидуальные предпринимателя, физические лица, а не органы местного самоуправления.

Юридическим лицом, ответственным за вывоз мусора в сельском поселении Дивное является ООО «Экологическая эффективность». Собственники домовладений и квартир по ул. Молодежная, <...>, 10, ул. Луговая, 7 должны убирать прилегающую к их домам территорию, либо такую уборку вправе поручить управляющей компании.

Поскольку на иных фотографиях изображена неустановленная местность без каких-либо признаков, позволяющих ее считать населенным пунктом и, в частности, сельским поселением Дивное, то заявитель полагает, что Правила благоустройства поселения не распространяют свое действие на этих территориях, в том числе по уборке снега.

Ссылается в жалобе на нарушение требований ч. 7 ст. 29.10 КоАП РФ, поскольку к копии постановления по делу об административном правонарушении не были приложены фотоматериалы, на которые ссылалось должностное лицо Административно-технической надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области.

В судебном заседании ФИО1 и ее представитель по устному заявлению ФИО2 доводы жалобы поддержали.

Заслушав пояснения ФИО1 и ее представителя ФИО2, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом, в частности, следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Согласно ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Как следует из ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении наряду с виновностью лица в совершении административного правонарушения подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Как следует из представленных суду материалов, 09.02.2017 ведущим консультантом Административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в отношении и.о. главы администрации МО «Балтийский муниципальный район» ФИО1, составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому 11.01.2017 в период времени с 13 час. 37 мин. по
13 час. 50 мин. в Балтийском муниципальном районе, в сельском поселении Дивное по адресам: ул. Молодежная, ориентир около дома № 1, ул. Молодежная, ориентир дом № 2, ул. Молодежная, ориентир дом № 9, ул. Молодежная, ориентир дом № 10, ул. Луговая, ориентир дом № 7, территория контейнерной площадки на ул. Луговая было установлено, что на ул. Луговая складирован бытовой и строительный мусор, в результате чего образовалась несанкционированная свалка, а также не организована и надлежащим образом не проконтролирована своевременная обработка противогололедными средствами и уборка улично-тротуарной сети по вышеуказанным адресам. ФИО1, исполняя обязанности главы администрации МО «Балтийский муниципальный район», являясь должностным лицом, не обеспечила надлежащий контроль и организацию своевременной санитарной уборки территории МО «Балтийский муниципальный район», тем самым нарушила требования пунктов 2.13.4, 8.2, 8.2.1, 8.2.3, 8.2.6, 8.4, 8.4.1, 8.4.4, 8.4.6, 8.4.8 Правил по благоустройству территории МО «Сельское поселение «Дивное», утвержденные решением Совета депутатов от 04.06.2009 № 41.

Постановлением ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области и.о. главы администрации МО «Балтийский муниципальный район» ФИО1 привлечена к административной ответственности по абз. 1 ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10 100 рублей.

Абзацем 1 ч.1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не влекущее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке территории лицами, ответственными за осуществление соответствующих работ.

Должностному лицу ФИО1 вменяется невыполнение Правил по благоустройству территории МО «сельское поселение Дивное», в частности:

п. 2.13.4 - основные пешеходные коммуникации обеспечивают связь жилых, общественных, производственных и иных зданий с остановками общественного транспорта, учреждениями культурно-бытового обслуживания, рекреационными территориями, а также связь между основными пунктами тяготения в составе общественных зон и объектов рекреации;

п. 8.2 -уборка территории;

п. 8.2.1 - физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм, следует обязывать обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательство, разделом 8 к Правилам по благоустройству и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых органом местного самоуправления;

п. 8.2.3 - на территории муниципального образования запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах. Лиц, разместивших отходы производства потребления в несанкционированных местах, обязывать за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости – рекультивацию земельного участка. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках, удаление отходов производства и потребления рекультивацию территорий свалок производить за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территории в соответствии с п. 8.2.1 Правил по благоустройству;

п. 8.2.6 - организацию уборки территорий муниципального образования осуществлять на основании использования показателей нормативных объемов образования отходов у их производителей;

п. 8.4 -особенности уборки территории в осенне-зимний период;

п. 8.4.1 - осенне-зимнюю уборку территории производить с 15 октября по 15 апреля и предусматривать уборку и вывоз мусора, снега и льда, грязи, посыпку улиц песком с примесью хлоридов. В зависимости от климатических условий постановление администрации муниципального образования период осенне-зимней уборки может быть изменен;

п. 8.4.4 - посыпку песком с примесью хлоридов, как правило, следует начинать немедленно с начала снегопада или появления гололеда. В первую очередь при гололеде посыпаются спуски, подъемы, перекрестки, места остановок общественного транспорта, пешеходные переходы. Тротуары посыпаются сухим песком без хлоридов;

п.8.4.6 - все тротуары, дворы, лотки проезжей части улиц, площадей, набережных рыночные площади и другие участки с асфальтовым покрытием очищать от снега и обледенелого наката под скребок и посыпать песком до 8 часов утра;

п.8.4.8. - уборку и вывоз снега и льда с улиц, площадей, мостов, плотин, скверов и бульваров начинать немедленно с начала снегопада и производить, в первую очередь, с магистральных улиц, троллейбусных и автобусных трасс, мостов, плотин и путепроводов для обеспечения бесперебойного движения транспорта во избежание наката.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно положениям ч.1, 2 ст. 37, п.5 ч.4 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования, который в пределах соответствующих полномочий) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 24 Устава муниципального образования «Балтийский муниципальный район» (далее Устав) глава МО «Балтийский муниципальный район» является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, исполняющим полномочия председателя районного Совета депутатов. Пунктом 5 ст. 24 Устава предусмотрены полномочия главы муниципального района.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Как следует из материалов дела, между управляющей компанией МУП «Жилремстрой» и ООО «Экологическая эффективность» 01.11.2016 заключен договор возмездного оказания услуг, предметом которого является оказание последним возмездных услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, вывозу крупно-габаритного мусора, уборке, контейнерных площадок.

Объективных данных о том, что отделом административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области проводилась проверка в отношении исполнения обязанностей по своевременной уборке улично-тротуарной сети и обработке противогололедными средствами специализированной организацией, суду не представлено.

Вместе с тем, главой администрации МО «Балтийский муниципальный район» приняты меры к созданию предприятия в целях организации исполнения вопросов местного значения, к числу которых отнесены уборка территории, вывоз мусора, обработка противогололедными средствами, что позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо – и.о. главы администрации МО «Балтийский муниципальный район» ФИО1 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного абзацем 1 части 1 статьи 73 Закона Калининградской области «Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях», и необоснованно привлечена к административной ответственности.

Согласно п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Оценивая совокупность установленных обстоятельств, судья приходит к выводу о том, что постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 09.02.2017 о привлечении ФИО3 как должностного лица к административному наказанию является незаконным и подлежит отмене ввиду отсутствия в действиях ФИО3 состава административного правонарушения.

Отмена обжалованного постановления влечет прекращение производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 30.1, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном абз. 1 ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, вынесенное 09 февраля 2017 года отделом Административно-техническим надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, удовлетворить.

Отменить постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 09 февраля 2017 года, вынесенное в отношении должностного лица – и.о. главы администрации муниципального образования «Балтийский муниципальный район» ФИО1, привлеченной к административной ответственности по абзацу 1 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном абзацем 1 части 1 статьи 73 Закона Калининградской области «Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях», в отношении и.о. главы администрации муниципального образования «Балтийский муниципальный район» ФИО1 в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Балтийского городского суда

Калининградской области Г.А. Смыкова

Мотивированное решение изготовлено 23.08.2017 года.