Дело №
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Мегион 04 июня 2018 года
Судья Мегионского городского суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры ФИО1, при секретаре Калганове А.А., рассмотрев жалобу Открытого акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре № 73-ОН/39 от 22.03.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Открытого акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз», <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ
Постановлением № 73-ОН/39 от 22.03.2018 г. Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО – Югре ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» обратилось с жалобой на указанное постановление, указав, что ОАО «СН-МНГ» и ООО «Славнефть-Нижневартовск» не занималось размещением отходов на спорном участке, являющимся объектом незавершенного строительства и не эксплуатируется Обществом. При этом владелец полигона и ОАО «СН-МНГ» неоднократно принимали меры для недопущения размещения отходов на спорном участке. После того, как владельцу полигона и ОАО «СН-МНГ» стало известно о несанкционированном размещении отходов, в адрес органа местного самоуправления Нижневартовского района и МУП «СЖКХ» неоднократно направлялись обращения с просьбой урегулировать возникшую ситуацию, оформить договорные отношения с владельцем полигона. В результате судебного разбирательства по иску владельца полигона к МУП «СЖКХ» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку на полигоне ТБО, очистить от бытовых отходов земельный участок, было утверждено мировое соглашение между ООО «Славнефть-Нижневартовск» и МУП «СЖКХ». Согласно указанному мировому соглашению МУП «СЖКХ» приняло на себя обязательства ликвидировать несанкционированную свалку, очистить от твердых бытовых отходов участок площадью 1282 м2, расположенной в границах арендованного ООО «Славнефть-Нижневартовск» по договору аренды № 3359 от 24.04.2012 г. земельного участка; привести загрязненный земельный участок в соответствующее состояние, то есть путем осуществления выравнивания поверхности территории и исправления нарушенного микрорельефа, возникшего при выполнении работ по зачистке территории от твердых бытовых отходов. Учитывая отсутствие у МУП «СЖКХ» необходимых ресурсов, вышеуказанные работы были проведены силами и за счет финансирования ОАО «СН-МНГ», оказывающего ООО «Славнефть-Нижневартовск» на территории Северо-Ореховского месторождения операторские услуги. Рекультивация включает в себя целый комплекс работ, направленных на восстановление нарушенных земель. Вывоз отходов, образовавшихся в районе несанкционированной свалки, на полигон ТБО с.п. Покур, обусловлен необходимостью соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Сам по себе факт уборки мусора на части территории спорного участка и выравнивания её поверхности, не свидетельствует о выполнении ОАО «СН-МНГ» технического этапа рекультивации. Актом натурного осмотра от 11.10.2017 г., проведенного ОАО «СН-МНГ» совместно со специалистами администрации Нижневартовского района и МУП «СЖКХ», также установлен факт выполнения работ только по зачистке участка площадью 2547 м2 от мусора и его выравнивания. Общество не осуществляло никаких действий по рекультивации спорного участка, осуществив выравнивание поверхности места сбора отходов, Общество не выполнило ни одного из этапов планировочных работ. Изложенные выше обстоятельства, указывают не только на отсутствие у ОАО «СН-МНГ» состава вменяемого административного правонарушения, но и какого-либо умысла на его совершение. Поведение ОАО «СН-МНГ» не было сопряжено с бездействием в ущерб охраняемым законом общественным отношениям, следовательно, Обществом не причинен какой-либо существенный вред охраняемым общественным правоотношениям. Просит признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО – Югре № 73-ОН/39 от 22.03.2018 г., прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз».
В судебном заседании представитель ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» ФИО2 доводы жалобы поддержал, просил отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО – Югре от 22.03.2018 г. по основаниям указанным в жалобе, также пояснил, что ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» действительно выполнило указанные в обжалуемом постановлении работы без положительного заключения государственной экологической экспертизы, однако выполненные Обществом работы не являются рекультивацией, работы производились в осенний период, поэтому техникой произвели выравнивание поверхности земли для того, чтобы не образовывались ямы и колеи.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО – Югре, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Выслушав представителя ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» ФИО2, исследовав материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, в соответствии со ст. 3
Согласно обжалуемому постановлению и материалам дела об административном правонарушении, юридическим лицом ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» в период с 09.10.2017 г. по 11.10.2017 г. проведены работы по удалению отходов 5 класса опасности, ранее размешенных (период размещения: с 15.09.2015 г. по 09.12.2017 г.) на земельных участках с кадастровыми номерами 86:04:0000001:96955 и 86:04:0000001:37245, с последующей технической рекультивацией почвенного покрова (планировка), на котором ранее размещались отходы 5 класса опасности. При этом, ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» с заявлением о проведении государственной экологической экспертизы рекультивации (ликвидации) несанкционированного места размещения отходов на земельных участках с кадастровыми номерами 86:04:0000001:96955 и 86:04:0000001:37245, не обращалось, государственная экологическая экспертиза проекта рекультивации (ликвидации) несанкционированного места размещения отходов на земельных участках с кадастровыми номерами 86:04:0000001:96955 и 86:04:0000001:37245, не проводилась.