Дело № 12-42/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
23 ноября 2018 года п.Советский Республика Марий Эл
Советский районный суд Республики Марий Эл
в составе судьи Крутихиной С.Н.
при секретаре судебного заседания Паймеровой Т.Г.,
с участием помощника прокурора Советского района Республики Марий Эл ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО4 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – руководитель муниципального учреждения «Отраслевой орган местной администрации «Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования «Советский муниципальный район» ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, за нарушение МУ «Отраслевой орган местной администрации «Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования «Советский муниципальный район» срока размещения отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за ДД.ММ.ГГГГ год в единой информационной системе, и ФИО4 назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.
ФИО4, не согласившись с постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит суд постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить с объявлением устного замечания, указывая, что допущенное нарушение срока размещения в единой информационной системе отчета об объеме закупок у субъекта малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций за ДД.ММ.ГГГГ год не содержит существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, поскольку данное нарушение требований закона не повлекло неэффективного, нецелевого расходования бюджетных средств, нарушения прав участников закупки, причинения вреда иным лицам. Годовой объем закупок, рассчитанный с учетом ч.1.1 ст.30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», составил 0,00 рублей. Допущенное нарушение законодательства носило формальный характер и не создало реальной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В судебном заседании ФИО4 доводы жалобы поддержал по основаниям, изложенным в жалобе, просил суд применить положения ст.2.9 КоАП РФ, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить с объявлением устного замечания.
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, обратилась к суду с письменным ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Согласно справке по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ старшим помощником прокурора Советского района Республики Марий Эл ФИО2 проведена проверки исполнения законодательств в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в МУ «Отраслевой орган местной администрации «Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования «Советский муниципальный район». Проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства ч.1 и ч.4 ст.30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций МУ «Отраслевой орган местной администрации «Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования «Советский муниципальный район» за 2017 год в единой информационной системе размещен лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно распоряжению главы администрации Советского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГФИО4 принят на муниципальную службу и назначен на муниципальную должность руководителя управления сельского хозяйства администрации муниципального образования «Советский муниципальный район» с ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода.
Согласно распоряжению главы администрации Советского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ руководитель отраслевого органа местной администрации «Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования «Советский муниципальный район» ФИО4 уволен ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работника в связи с выходом на пенсию, п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ.
Согласно распоряжению главы администрации Советского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГФИО4 назначен на должность руководителя отраслевого органа местной администрации «Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования «Советский муниципальный район» с ДД.ММ.ГГГГ по срочному трудовому договору.
Согласно Положению о муниципальном учреждении «Отраслевой орган местной администрации «Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования «Советский муниципальный район», утвержденному решением Собрания депутатов МО «Советский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ, Управление обязано, в том числе, представлять в уполномоченный орган необходимую сводную бухгалтерскую отчетность и информацию об использовании финансовых и материально-технических ресурсов, о состоянии и перспективах развития агропромышленного комплекса и программ финансового оздоровления организаций агропромышленного комплекса; обеспечивать выполнение отраслевых федеральных и региональных целевых программ, в том числе по социальному развитию села; участвовать в разработке государственного заказа Республики Марий Эл на сельскохозяйственное сырье и продовольствие и обеспечении их поставок в региональный производственный фонд Республики Марий Эл.
Согласно распечатке с официального сайта в сфере закупок отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций размещен МУ «Отраслевой орган местной администрации «Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования «Советский муниципальный район» в единой информационной системе ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно объяснениям ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ ответственным за размещение отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций является бухгалтер, который уволился в середине марта 2018 года. Действительно отчет за ДД.ММ.ГГГГ год был размещен лишь ДД.ММ.ГГГГ. О том, что отчет не размещен, узнал только после получения представления из прокуратуры.
Согласно протоколу № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ руководитель МУ «Отраслевой орган местной администрации «Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования «Советский муниципальный район» ФИО4 разместил отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2017 год на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок с нарушением сроков, предусмотренных ч.4 ст.30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», местом совершения административного правонарушения является <адрес> (место нахождения МУ «Отраслевой орган местной администрации «Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования «Советский муниципальный район»); датой совершения административного правонарушения является ДД.ММ.ГГГГ (дата истечения срока, предусмотренного ч.4 ст.30 Закона о контрактной системе, для размещения на официальном сайте отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за ДД.ММ.ГГГГ год).
Согласно положения о муниципальном учреждении «Отраслевой орган местной администрации «Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования «Советский муниципальный район» руководитель «Управления» несет персональную ответственность за осуществляемую «Управлением» деятельность, организует ведение в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативными документами бухгалтерского и статистического учета и отчетности о деятельности «Управления».
Исследовав представленные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении жалобы отказать, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст.30.6 КоАП РФ, суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за Размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15 000 рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе.
Правила подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 238 от 17 марта 2015 года.
Согласно пункту 4 Правил подготовки отчета, отчет по итогам отчетного года в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в единой информационной системе в срок, установленный частью 4 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечанием к данной статье установлено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательство Российской Федерации о контрактной систем в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в ч. 2 и ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
Как следует из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ и материалов дела, ФИО4, являясь руководителем муниципального учреждения «Отраслевой орган местной администрации «Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования «Советский муниципальный район», то есть должностным лицом, в нарушение вышеуказанных требований и пунктов 1 и 2 Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, разместил отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за ДД.ММ.ГГГГ год не до ДД.ММ.ГГГГ, как установлено ч.4 ст.30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, а лишь ДД.ММ.ГГГГ. Вина должностного лица ФИО4 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, установлена, подтверждается совокупностью исследованных материалов дела, и не отрицается ФИО4.
Суд считает, что действия должностного лица - руководителя муниципального учреждения «Отраслевой орган местной администрации «Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования «Советский муниципальный район» ФИО4 правильно и обоснованно квалифицированы по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, наказание назначено ФИО4 в соответствии с санкцией, предусмотренной ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Доводы ФИО4, изложенные в жалобе, о малозначительности вменяемого административного правонарушения не могут быть приняты судом во внимание, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, если с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», изложенным в пункте 21, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о том, является ли административное правонарушение малозначительным, следует оценивать конкретные обстоятельства дела об административном правонарушении.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным, и освобождения ФИО4 от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Суд принимая во внимание возложенную Конституцией Российской Федерации на государство и всех действующих от его имени субъектов публичной власти, включая органы (должностные лица) местного самоуправления, общую обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в качестве высшей ценности, определяющей смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и правосудия, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, не находит оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, и освобождения ФИО4 от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ.
При надлежащем выполнении должностным лицом - руководителем отраслевого органа местной администрации «Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования «Советский муниципальный район» ФИО4 своих служебных обязанностей, должной внимательности и осмотрительности он имел возможность разместить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за ДД.ММ.ГГГГ год в предусмотренный ч.4 ст.30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ срок - до ДД.ММ.ГГГГ, и избежать совершения административного правонарушения. Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ФИО4 не были приняты достаточные и все зависящие от него меры как руководителя для соблюдения требований законодательства о контрактной системе. Доказательств обратного суду не представлено.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей назначено ФИО4 в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.8, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления должностного лица не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ о признании должностного лица – руководителя муниципального учреждения «Отраслевой орган местной администрации «Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования «Советский муниципальный район» ФИО4 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, и назначении ФИО4 административного наказания в виде штрафа в размере 15000 рублей оставить без изменения, жалобу ФИО4 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья С.Н. Крутихина