Дело № 12-42/2018 РЕШЕНИЕ с. Новопокровка ДД.ММ.ГГГГ года Судья Красноармейского районного суда Приморского края Садовая С.А., с участием прокурора Бакаева В.А., при секретаре Банной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года и.о. мирового судьи судебного участка № 73 Красноармейского судебного района Приморского края ФИО2 УСТАНОВИЛ: В Красноармейский районный суд поступило дело об административном правонарушении в отношении должностного лица АО «<данные изъяты>» ФИО1 по ч.2.1 ст. 15.27 КоАП РФ с жалобой на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. ФИО1 не согласилась с постановлением суда. В обоснование доводов жалобы указала, что в ее действиях, отсутствует состав (объективная сторона) административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ. Согласно п.п.6 п. 1 ст. 7 ФЗ № 115 организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных п. 2.4 ст. 6 Закона, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Полагала, что за неисполнение обязанности, предусмотренной п.п. 6 п. 1 ст. 7 ФЗ № 115, лицо, в обязанности которого входит применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, может быть привлечено к ответственности в соответствии с ч. 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ. Нарушение в данном случае, выражалось в неинформировании о результатах проверки, а не в неисполнении законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом. Доказательств того, что ФИО1, как специальное должностное лицо АО «<данные изъяты>», не применила меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в отношении лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму материалы административного дела не содержат. Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены существенные нарушения процессуальных норм КоАП РФ. Нарушение должностным лицом АО «<данные изъяты>» - ФИО1 п.п. 7. п. 1 ст. 7 ФЗ № 115 надлежало квалифицировать по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи. Считает, что поскольку она впервые совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, то и наказание должно было быть в виде предупреждения. Просит постановление об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить. В судебном заседании ФИО1, на доводах жалобы настояла, просила постановление и.о. мирового судьи отменить и производство по делу прекратить. Дополнительно указала, что непредставление информации не повлекли нарушений чьих либо прав. Прокурор Красноармейского района Бакаев В.А. в судебном заседании просил об изменении постановления мирового судьи, применении ст. 4.1.1, 3.4 КоАП РФ и назначении наказания в виде предупреждения, в виду совершения ФИО1 правонарушения впервые. Данные нарушения устранены в ходе проведения проверки, полагал, что вредные последствия не наступили. Суд, проверив материалы дела, приходит к следующему. Из материалов дела следует, что по требованию прокуратуры Красноармейского района Приморского края в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена документарная проверка исполнения АО «<данные изъяты>» федерального законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при совершении сделок купли-продажи драгоценных металлов, согласно которой установлено, что Обществом до начала проведения проверки не осуществлялись периодические (не реже одного раза в три месяца) проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены, либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и несвоевременно предоставлены отчеты в Федеральную службу по финансовому мониторингу о проведении проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Вышеуказанные сообщения были направлены в Федеральную службу по финансовому мониторингу в один день ДД.ММ.ГГГГ после начала проведения проверки. Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ генерального директора ОАО «<данные изъяты>» ответственным лицом предприятия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма назначена ФИО1. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» - организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органаинформации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона от дата № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, в том числе: не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. В целях реализации положений Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. № 110 утверждена «Инструкция о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ. В соответствии с пунктом 1.4 Инструкции организации и индивидуальные предприниматели представляют в Росфинмониторинг информацию в том числе: - о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом принято решение, предусмотренное пунктом 1 статьи 7.4 Федерального закона (Глава VI настоящей Инструкции); - о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (Глава VII настоящей Инструкции). В соответствии с пунктом 7.5 Инструкции, информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов, в том числе в филиалах организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - проверка), направляется организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальным предпринимателем в Росфинмониторинг не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки. Вышеуказанная информация представляется в Росфинмониторинг в соответствии со структурой ФЭС 3-ФМ. Согласно ч.2.1 ст.15.27 КоАП РФ, неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток. Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО1, являясь должностным лицом ответственным лицом по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не исполнила законодательство в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом. В этой связи ДД.ММ.ГГГГ прокурором Красноармейского района Бакаевым В.А. в отношении должностного лица ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 15.27 КоАП РФ. Согласно объяснению ФИО1, сведения о периодических (не реже одного раза в три месяца) проверок наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены, либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в Росфинмониторинг не направлялись, из-за отсутствия достаточного опыта работы по данным отчетам. В ходе проверки соответствующие сведения направлены в Росфинмониторинг ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, указанные обстоятельства ФИО1 не оспариваются. Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 73 Красноармейского судебного района ФИО2 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст.15.27 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Выводы мирового судьи о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного части 2.1 статьи 15.27 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались мировым судьей и получили надлежащую оценку в судебном постановлении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований не согласиться с данными выводами не имеется. Действия ФИО1 правильно квалифицированы по части 2.1 статьи 15.27 КоАП РФ. Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Довод жалобы заявителя о том, что ее действия следовало переквалифицировать с ч.2.1 ст.15.27 КоАП РФ на ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, судом не принимаются, так как не подтверждены материалами дела Административная ответственность по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ наступает за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи. В данном случае, нарушение выразилось в не исполнении законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имущество. ФИО1 как должностное и ответственное лицо не применила меры по блокированию(замораживанию) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом. Кроме того, данный факт ФИО1 подтвердила и в своем объяснении, пояснив, что данная ситуация возникла по причине отсутствия достаточного опыта работы по данным отчетам Следует учитывать, что конструкция состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, является формальной, следовательно, административная ответственность наступает за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления неблагоприятных последствий. Факт совершения ФИО1 правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается имеющимися и исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, оценка которым дана судом в порядке требований статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях на установление их относимости, допустимости и достаточности. В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и освобождения ФИО1 как должностного лица от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, на чем в жалобе настаивает заявитель, не имеется, поскольку правонарушение, предусмотренное частью 2.1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, посягает на установленный федеральным законодательством порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, что относит данное правонарушение к разряду наиболее опасных и не позволяет признать его малозначительным. Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, примечанию к ней административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей; руководители и другие работники иных организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица. В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний, установленных в части 1 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом. Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Однако, ОАО «<данные изъяты>» не внесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также лицам осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, таким образом, отсутствует совокупность обстоятельств, позволяющих суду применить ст. 4.1.1 КоАП РФ. В соответствии с ч.2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей. Суд считает, что имеются исключительные обстоятельства для назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного ч. 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ, так как ФИО1 к административной ответственности привлекается впервые, допущенные нарушения устранила в ходе проведения проверки В связи с чем, в соответствии с п. 2 ч.1 ст.30.7 Ко АП РФ постановление мирового судьи подлежит изменению. Руководствуясь ст. 30.7-30.8 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 73 Красноармейского судебного района Приморского края ФИО2 о наложении административного штрафа на ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 2.1 ст.15.27 КоАП РФ изменить. Применить положения ч.2.2 ст.4.1 Ко АП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей. В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Решение вступает в законную силу со дня вынесения. Судья: С.А. Садовая |