ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-42/18МИРОВО от 17.10.2018 Олекминского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 12-42/2018 Мировой судья Ершова О.В.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Олёкминск 17 октября 2018 года

Олёкминский районный суд Республики Саха ( Якутия ) в составе:

председательствующего судьи Седалищева Г.А.,

при секретаре: Брагиной Т.М.,

с участием помощника прокурора Олекминского района юриста 2 класса Ильчибаевой В.В.,

привлеченного к административной ответственности главы МР «Олекминский район» Васильева В. Н.,

представителя должностного лица Тумусовой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы МР «Олекминский район» РС(Я) Васильева В.Н. на постановление мирового судьи по судебному участку № 57 Олёкминского района РС(Я) Ершовой О.В., временно исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 25 Олекминского района РС(Я) от 29 августа 2018 года,

у с т а н о в и л :

Постановлением мирового судьи по судебному участку № 57 Олёкминского района РС(Я) Ершовой О.В., временно исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 25 Олекминского района РС(Я) от 29 августа 2018 года должностное лицо - глава МР «Олекминский район» РС(Я) Васильев В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10.000 руб.

Указанное постановление мирового судьи обжаловано главой МР «Олекминский район» РС(Я) Васильевым В.Н.

В ходе судебного разбирательства привлеченный к административной ответственности глава МР «Олекминский район» Васильев В.Н. поддержал жалобу. При этом пояснил, что постановлением № 5-220/25-2018 мирового судьи Ершовой О.В. судебного участка N 57 Олекминского района РС(Я) от 29 августа 2018 года в отношении главы МР «Олекминский район» РС(Я) Васильева В.Н. вынесено решение о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.6 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10.000 рублей. КЧС и ОПБ MP «Олекминский район» РС(Я) является координационным органом единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а не постоянным действующим органом управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на соответствующем уровне единой государственной системы предупреждения, и ликвидации чрезвычайных ситуаций ( ГКУ PC(Я) «Олёкминское лесничество» ). В начале июля 2018 года на соответствующей территории Олекминского района не был введен режим «Чрезвычайная ситуация», поэтому руководство тушения лесного пожара не было возложено на главу MP «Олекминский район» РС(Я) Васильева В.Н. Кроме этого силами и средствами указанные в плане тушения лесных пожаров на территории ГКУ PC(Я) «Олёкминское лесничество» являются члены добровольной пожарной команда сел Дельгей и Иннях МО «Дельгейский наслег» которые, как и общественные объединения должны были иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке. Согласно оперативной информации начальника диспетчерской службы лесничества ФИО1, представленной в 16.20 часов 11 июля 2018 года, лесной пожар № 1ЗА в Нохтуйском участковом лесничестве обнаружен в 12.55 часов 9 июля 2018 года площадь 9 га. В тот же день на тушении пожара задействовано 13 человек. 12 июля 2018 года направлены письма главам муниципальных образований для формирования мобилизационных сил в близлежащих населенных пунктах. Дополнительно для усиления сил и средств на лесном пожаре № 13А было направлено ходатайство в Правительственную КЧС и ОПБ PC(Я) для привлечения профессиональных сил и средств. Согласно оперативной информации начальника диспетчерской службы лесничества ФИО1, представленной в 17.40 часов 11 июля 2018 года и в 16.00 часов 11 июля 2018 года обнаружен лесной пожар № 14А в Нотуйском участковом лесничестве площадью 20 га. В тушении пожара задействовано 15 человек. 12 июля 2018 года направлены письма главам муниципальных образований для формирования мобилизационных сил в близлежащих населенных пунктах. Таким образом, им своевременно были осуществлены действия по направлению сил и средств, предназначенных для ликвидации лесных пожаров 13А и 14А. В принципе ликвидация лесных пожаров в федеральных лесах возлагается на специализированные организации, а не на население муниципальных образований, которые могут быть мобилизованы на тушение лесных пожаров только при угрозе населенным пунктам. Такой угрозы селу Дельгей не было. Тем не менее, районная комиссия приняла решение о мобилизации населения на тушение лесного пожара № 13А. Мобилизовать население было поручено главе МО «Дельгейский наслег». В соответствии с п.2.2.4 соглашения от 31 мая 2018 года «О взаимодействии Департамента по лесным отношениям РС(Я) и администрации МО «Дельгейский наслег» Дельгейский наслег обязан назначить ответственное лицо по организации проведения мобилизации населения, транспортных средств и но взаимодействию с Оперативным штабом лесничества. Предоставление соглашения в суд первой инстанции являлось невозможным в связи с тем, что соглашение не хранилось в администрации MP «Олекминский район» РС(Я). Данные лесные пожары были ликвидированы и без дополнительных сил и средств в короткие сроки, так лесной пожар № 13 был обнаружен 9 июля и ликвидирован 15 июля 2018 года, а лесной пожар № 14 был обнаружен 11 июля и был ликвидирован 13 июля 2018 года. В решении суда при ознакомлении с текстом постановления обнаружена описка, а именно, секретарем судебного заседания указана ФИО2, хотя 29 августа 2018 года секретарем судебного заседания была ФИО3 В резолютивной части глава района обозначен как глава МО «Олекминский наслег». Васильев В.Н. является главой MP «Олекминский район» РС(Я). Поэтому просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 57 Ершовой О.В. от 29 августа 2018 года и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель должностного лица Тумусова С.П. в ходе судебного разбирательства поддержала позицию своего доверителя. При этом пояснила, что лесной пожар № 13А относился по территориальности к селу Дельгей. По Плану тушения лесных пожаров для тушения лесного пожара № 13А могли привлечь только 10 человек добровольной пожарной дружины. При этом прокурором не доказано, что территория пожара увеличилась вследствие не направления ее доверителем необходимого количества мобилизованного населения. В материалах административного дела указано, что площадь лесного пожара № 13А увеличилась вследствие сильного ветра и верхового характера пожара, а не вследствие не направления ее доверителем необходимого количества мобилизованного населения. Лесной пожар № 14А относился к селу Хоринцы. На тушение лесного пожара № 14А было направлено 5 мобилизованных граждан. Ее доверителем были приняты все необходимые меры. Поэтому просит отменить постановление № 5-220/25-2018 мирового судьи судебного участка № 57 Ершовой О.В. в отношении главы муниципального района «Олекминский район» РС(Я) Васильева В.Н. и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

Помощник прокурора Олекминского района Ильчибаева В.В. просит оставить решение мирового судьи без изменения. При этом пояснила, что на тушение лесных пожаров №№ 13А и 14А вместо необходимых 20 мобилизованных граждан, было направлено только 5 человек. Вследствие этого площадь лесного пожара № 14А увеличилась, что подтверждено начальником Олекминской ДСЛ ФИО1. Поэтому вина должностного лица нашла свое объективное подтверждение. Просит оставить решение мирового судьи без изменения.

Суд, выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отмене решения мирового судьи по следующим основаниям:

17 июля 2018 года и.о.прокурора Олекминского района в отношении главы МР «Олекминский район» Васильева В.Н. возбуждено административное дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.6 КоАП РФ. В постановлении указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере защиты лесов от пожаров. По результатам проверки установлено, что на 12.07.2018г. на территории Олекминского района зарегистрировано 14 лесных пожара, действовало 3 лесных пожара, на общей площади 320 га, на ликвидации которых привлечено 44 лица. Так, площадь лесного пожара № 13А, обнаруженного 9.07.2018г. на территории Нохтуйского участкового лесничества, увеличилась с 10 га до 150 га. Лесной пожар № 12ЗК более трех суток назад локализован на площади 150 га. Лесной пожар № 14А обнаружен 11.07.2018г. на территории Нохтуйского участкового лесничества на площади 20 га. Указанные лесные пожары действуют в пределах 5-километровой зоны вокруг населенных пунктов села Хоринцы ( 1 пожар ) и села Дельгей ( 2 пожара ). По информации оперативного дежурного ГКУ РС(Я) «Олекминское лесничество» ФИО1 для локализации и ликвидации лесных пожаров №№ 13А и 14А дополнительно необходимо привлечь 50 человек. При этом, фактическая численность людей, задействованных в тушении пожаров от МО «Дельгейский наслег», не соответствует Плану тушения лесных пожаров, согласованному с главой МР «Олекминский район». Из раздела VII Плана следует, что в МО «Дельгейский наслег» количество добровольной пожарной охраны составляет 20 человек. Из информации начальника Олекминской ДСЛ ГКУ РС(Я) «Олекминское лесничество» ФИО1 количество граждан, привлеченных из МО «Дельгейский наслег» на тушение лесного пожара № 14А составляет 5 человек. Аналогичная информация указана в докладе диспетчера ЕДДС МР «Олекминский район» № 194/12 от 12.07.2018г. Из оперативной информации ФБУ «Авиалесоохрана» следует, что лесному пожару 13А соответствует номер пожара К-1274. Площадь лесного пожара, в соответствии с мониторингом ИСДМ составляет – 939 га, прирост площади за сутки составляет 49 га. Согласно Плану тушения лесных пожаров на территории ГКУ РС(Я) «Олекминское лесничество», утвержденного руководителем Департамента по лесным отношениям РС(Я) ФИО4 и согласованного с главой МР «Олекминский район», на период пожароопасного сезона 2018 года включены в указанный план силы и средства, которые необходимы для тушения лесных пожаров. Согласно указанному выше Плану при 4 и 5 уровнях чрезвычайной ситуации необходимо 6 лесопожарных формирований, 52 человека, а также соответствующая техника. Между тем, проверкой установлено, что на тушение лесного пожара № 13А, обнаруженного 9.07.2018г., по состоянию на 12.07.2018г. администрацией МО «Дельгейский наслег», силы и средства не направлены. В результате недостаточного привлечения сил и средств по состоянию на 12.07.2018г., указанный лесной пожар увеличился с 10 га до 150 га. Одним из причин не ликвидации в короткий промежуток времени указанного лесного пожара является малочисленность и не укомплектованность, имеющихся лесопожарных формирований, позднего обнаружения очагов возгорания. На основании распоряжения главы МР «Олекминский район» № 574 от 8.06.2018г., в связи с высокими положительными температурами, установлением в части района IV класса пожарной опасности в лесах, введен особый противопожарный режим. Таким образом, главой МР «Олекминский район» Васильевым В.Н. не принято достаточных мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуации, а также несвоевременно направлены в зону чрезвычайной ситуации силы и средства, предусмотренные утвержденным в установленном порядке Планом тушения лесных пожаров, утвержденным руководителем Департамента по лесным отношениям РС(Я) и согласованным с главой МР «Олекминский район». При указанных обстоятельствах, в действиях главы МР «Олекминский район» Васильева В.Н. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.6 КоАП РФ, то есть непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций ( л.д.4-6 ).

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации ( далее – население ), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды ( далее – территории ) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ( далее - чрезвычайные ситуации ) определены Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 от 21 декабря 1994 года.

При этом, в части второй преамбулы ФЗ № 68 оговорено, что действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения ( ст.1 ФЗ № 68 ).

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлены статьей 11 ФЗ № 68.

Так, согласно ч.2 ст.11 ФЗ № 68 предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно: а ) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; б ) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; в ) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; г ) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; д ) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; е ) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; ж ) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; з ) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; и ) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; к ) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона; л ) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; м ) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; н ) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

В силу ст.22.1 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69 от 21 декабря 1994 года, реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст.51 ЛК РФ охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Частью 1 ст.84 ЛК РФ организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах и осуществление муниципального лесного контроля относится к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно п.7 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 от 6 октября 2003 года ( Далее - ФЗ № 131 ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

В соответствии с п.7 Положения «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденного постановлением Правительства РФ за № 794 от 30 декабря 2003 года ( в редакции от 15 февраля 2014 года ) координационными органами единой системы являются на муниципальном уровне ( в пределах территории муниципального образования ) комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления возглавляются соответственно руководителями указанных органов или их заместителями ( п.8 Положения ). Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются: а ) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; б ) координация деятельности органов управления и сил единой системы; в ) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций; г ) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом; д ) рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.6 КоАП РФ, возбуждено в отношении главы МР «Олёкминский район» Васильева В.Н., который в соответствии с распоряжением № 106-л от 23 сентября 2014 года приступил к исполнению обязанностей главы МР «Олекминский район» ( л.д.23 ) и не входит в состав районной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района (л.д.11-13).

По мнению прокурора, глава МР «Олёкминский район» Васильев В.Н. не принял достаточные меры по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, поскольку своевременно не направил на тушение лесных пожаров №№ 13А и 14А достаточное количество мобилизованных граждан, предусмотренные Планом тушения лесных пожаров. На тушение лесного пожара № 13А глава МР «Олёкминский район» Васильев В.Н. мобилизованных граждан не отправил, на тушение лесного пожара № 14А направил 5 мобилизованных граждан. По Плану он должен был направить на тушение лесных пожаров №№ 13А и 14А двадцать мобилизованных граждан, чего не сделал. Вследствие чего лесные пожары не были своевременно локализованы.

Из Плана тушения лесных пожаров на территории ГКУ «Олекминское лесничество» РС(Я) на период пожароопасного сезона 2018 года на территории МР «Олекминский район» РС(Я) ( Далее – План ), утвержденного руководителем Департамента по лесным отношениям РС(Я) ФИО4 10 мая 2018 года и согласованного с главой МР «Олекминский улус» РС(Я) Васильевым В.Н. 8 мая 2018 года, следует, что органами, осуществляющими организацию тушения лесных пожаров являются ГКУ РС(Я) «Олекминское лесничество», ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов», ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс». Планом определены лица, ответственные за организацию тушения лесных пожаров на территории лесничества и лесопарка. Указаны лесные дороги, местоположения посадочных площадок для самолетов и вертолетов, просек, противопожарных разрывов, минерализованных полос, пожарных наблюдательных пунктов; пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения. Предписано провести выборочные санитарные рубки, профилактических контролируемых противопожарных выжиганий. Определен порядок приема и учета сообщений о лесных пожарах, а также оповещения населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах. Установлены перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории лесничества (лесопарка), условия привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах в зависимости от уровня пожарной опасности в лесах, с указанием поименно о лицах, допущенных к руководству тушения лесных пожаров ( руководителях тушения лесных пожаров ). Тушение лесных пожаров возложено на ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» с привлечением 4 сотрудников и на ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» с привлечением 2 сотрудников. Администрациям органов местного самоуправления предписано оказывать содействие в тушении лесных пожаров. В соответствии с п.4 раздела VII Плана в МО «Дельгейский наслег» ( село Иннях ) имеется добровольная пожарная охрана в количестве 10 человек ( л.д.42-80 ).

Анализируемым Планом не предусмотрено привлечение мобилизованных граждан на тушение лесных пожаров. В плане указано лишь о наличии организаций добровольной пожарной охраны. При этом суд должен отметить, что тушение лесных пожаров в лесах федеральной собственности с привлечением мобилизованного населения не входит в обязанности органов местного самоуправления, поскольку тушением лесных пожаров должны заниматься подготовленные специально обученные сотрудники специализированных служб. Как правильно указывает прокурор, согласно п.7 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 от 6 октября 2003 года к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Между тем действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления заниматься мобилизацией гражданского населения для тушения лесных пожаров в лесах федеральной собственности по усмотрению органа исполнительной власти. Мобилизация населения ( т.е. привлечение обученных застрахованных граждан с их письменного согласия ) в смысле указанных выше нормативных актов возможно только для тушения лесных пожаров, которые угрожают населенным пунктам.

Распоряжением главы МР «Олекминский район» РС(Я) Васильева В.Н. № 574 от 8 июня 2018 года, на территории Олекминского района РС(Я) установлен особый противопожарный режим с 8 июня 2018 года до особого распоряжения ( л.д.29 ). Указом врио.главы РС(Я) Николаева А.Н. № 2720 от 6 июля 2018 года с 6 июля 2018 года в лесах регионального характера на территории Республики Саха ( Якутия ) введен режим чрезвычайной ситуации ( л.д.108 ).

При этом суд отмечает, что указом главы РС(Я) чрезвычайная ситуация введена только в лесах регионального характера. Главам муниципальных образований РС(Я) рекомендовано обеспечить участие в ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, т.е. не в лесах федеральной собственности, поскольку лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности ( основание: ст.8 ЛК РФ ).

Пожар № 13А был выявлен 9 июля 2018 года на территории Нохтуйского участкового лесничества на площади 9 га, направлено 13 сотрудников ДПС, по сообщению начальника Олекминской ДСЛ ГКУ РС(Я) «Олекминское лесничество» ФИО1 для тушения лесного пожара 13А требуется 40 человек, вертолет МИ-8 с доставкой воды ( основание: оперативная информация ( л.д.31) ).

По докладной диспетчера ЕДДС Олекминского района РС(Я) ФИО5 от 12 июля 2018 года видно, что пожар № 13А действует на территории Нохтуйского участкового лесничества в 7 км. села Дельгей на противоположном берегу реки Лена на площади 150 га, увеличение площади произошло из-за сильного ветра и верхового пожара ( л.д.36-37 ).

Обоснованность оперативной информации и докладной сторонами не оспорена. Таким образом, из оперативной информации и докладной видно, что угрозы селу Дельгей пожар № 13А не представлял, а, следовательно, не было правовых оснований для объявления мобилизации и привлечения населения для тушения лесного пожара. Поскольку за сутки вследствие сильного ветра и верхового характера площадь пожара увеличилась на 141 га, привлечение 10 человек гражданского населения не могло оказать существенного значения для локализации лесного пожара. Более того, в случае гибели привлеченных граждан при ликвидации лесных пожаров в лесах лесного фонда ( т.е. находящихся в федеральной собственности ) всю полноту ответственности несет должностное лицо, объявившее мобилизацию и привлекшее население для тушения лесных пожаров, поскольку в полномочия органов местного самоуправления в первую очередь входит сохранение человеческих жизней. Нехватка людских ресурсов для тушения лесных пожаров в лесах лесного фонда ( т.е. находящихся в федеральной собственности ) не может быть решена путем объявления мобилизации и привлечения гражданского населения.

Пожар № 14А был выявлен 11 июля 2018 года на территории Нохтуйского участкового лесничества на площади 20 га, направлено 10 сотрудников специализированных служб и 5 привлеченных граждан. По сообщению начальника Олекминской ДСЛ ГКУ РС(Я) «Олекминское лесничество» ФИО1 для тушения лесного пожара 14А требуется 10 человек ( основание: оперативная информация ( л.д.38) ).

По докладной диспетчера ЕДДС Олекминского района РС(Я) ФИО5 от 12 июля 2018 года видно, что пожар № 14А действует на территории Нохтуйского участкового лесничества в 10 км. села Дельгей с преградой в виде речки «Дельгей» на площади 20 га ( л.д.36-37 ).

Обоснованность оперативной информации и докладной сторонами не оспорена. Таким образом, из оперативной информации и докладной видно, что угрозы селу Дельгей пожар № 14А не представлял, а, следовательно, не было правовых оснований для объявления мобилизации и привлечения населения для тушения лесного пожара. Более того, было направлено больше требуемого для локализации лесного пожара количество людей. Тем не менее, решением районной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МР «Олекминский район» РС(Я) № 41 от 11 июля 2018 года обязала администрацию МО «Дельгейский наслег» предоставить мобилизованных лиц для тушения лесного пожара № 14А ( л.д.85-86 ).

Основанием для привлечения к административной ответственности по ч.2 ст.20.6 КоАП РФ является непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Объективная сторона ч.2 ст.20.6 КоАП РФ выражается в непринятии мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно в несвоевременном направлении в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденном в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Ликвидация чрезвычайной ситуации - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

В ходе судебного разбирательства прокурором не представлено доказательств вины главы МР «Олекминский район» РС(Я) Васильева В.Н. в не принятии всех необходимых мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно в несвоевременном направлении в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций. Прокурор в ходе судебного заседания не объяснил, какие надлежащие меры, соответствующие закону, должен был еще принять глава МР «Олекминский район» Васильев В.Н. для ликвидации лесных пожаров №№ 13А и 14А. Для объявления мобилизации и направления гражданского населения для ликвидации указанных лесных пожаров правовых оснований не было.

При этом суд отмечает, что мобилизовать население для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуаций, в том числе эпидемий и эпизоотий, возникших в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие ( могущие повлечь ) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ, возможно в соответствии с п.«е» ст.13 ФКЗ № 3 «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года только Указом Президента РФ.

В соответствии со ст.36 ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» № 151 в случае крайней необходимости отдельные граждане, не являющиеся спасателями, могут с их согласия привлекаться к участию в проведении аварийно-спасательных работ. Решения о привлечении граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ принимают руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций. Граждане, не являющиеся спасателями, при привлечении их к проведению аварийно-спасательных работ подлежат обязательному бесплатному личному страхованию. На них распространяются права, страховые гарантии и льготы, предусмотренные настоящим Федеральным законом для спасателей нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований.

Таким образом, должностные лица не должны руководствоваться принципом «спасение утопающих дело рук самих утопающих», поскольку при возникновении чрезвычайных ситуаций должны быть приняты в первую очередь меры, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей ( ст.1 ФЗ № 68 ). Поэтому мобилизовать граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций главы органов местного самоуправления не могут. Привлечение граждан к проведению аварийно-спасательных работ возможно решением органа местного самоуправления при возникновении угрозы населенному пункту только с их письменного согласия и после обязательного бесплатного личного страхования.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи по судебному участку № 57 Олёкминского района РС(Я) Ершовой О.В., временно исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 25 Олекминского района РС(Я) от 29 августа 2018 года, которым должностное лицо - глава МР «Олекминский район» РС(Я) Васильев В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.6 КоАП РФ, необходимо отменить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении главы МР «Олекминский район» РС(Я) Васильева В.Н. необходимо прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

р е ш и л :

Жалобу главы МР «Олекминский район» РС(Я) Васильева В. Н. удовлетворить:

постановление мирового судьи по судебному участку № 57 Олёкминского района РС(Я) Ершовой О.В., временно исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 25 Олекминского района РС(Я) от 29 августа 2018 года, которым должностное лицо - глава МР «Олекминский район» РС(Я) Васильев В. Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.6 КоАП РФ, отменить;

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении главы муниципального района «Олекминский район» РС(Я) Васильева В. Н. прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке ст.30.12 КоАП РФ.

Председательствующий судья: п/п

Копия верна:

Судья Олёкминского районного

суда Республики Саха (Якутия): Г.А.Седалищев