ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-42/20 от 07.09.2020 Зубово-полянского районного суда (Республика Мордовия)

РЕШЕНИЕ

р.п.Зубова Поляна 07 сентября 2020 г.

Судья Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия Ибрагимова Р.Р., при секретаре судебного заседания Шичкиной Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО11 на постановление №9/1 от 24.07.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением начальника Межрайонной ИФНС России №6 по Республике Мордовия №9/1 от 24.07.2020 главный бухгалтер ЗАО «Плайтерра» ФИО11 подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и как должностное лицо признана виновной в несоблюдении требований п. 2 ст. 14 Федерального Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а именно в том, что она, произведя расчеты по выплате работникам-нерезидентам, являющимся гражданами Узбекистана и не имеющими вида на жительство осуществила незаконные валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, на общую сумму 57 000 руб..

Не согласившись с данным постановлением, ФИО12 обратилась в суд с жалобой, в которой просит признать постановление незаконным и отменить. В обоснование доводов указывает, что такая валютная операция как выплата денежных средств в валюте Российской Федерации работникам – иностранным гражданам не отнесена действующим валютным законодательством к запрещенным валютным операциям или к операциям, в отношении которых установлены какие-либо ограничения. Валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории РФ банковские счета в валюте РФ, в том числе с целью получения выплат, обусловленных трудовыми отношениями в безналичной форме. Трудовыми договорами, заключенными ЗАО «Плайтерра» и указанными в оспариваемом постановлении физическими лицами – нерезидентами, предусмотрено, что выплата заработной платы производится по адресу работодателя и не предусмотрено перечисление заработной платы на счет в банке. Более того, при заключении трудовых договоров работники выразили желание получать заработную плату наличными денежными средствами в связи с отсутствием у них банковских счетов. Поскольку работник не выразил своего согласия на перечисление заработной платы на счет в банке, а действующим законодательством не установлена обязанность физического лица – нерезидента открывать такие счета для получения заработной платы от юридического лица – резидента, следовательно, выплата заработной платы иностранному работнику наличными денежными средствами не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

В судебном заседании заявитель ФИО11 доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель Межрайонной ИФНС России №6 по Республике Мордовия ФИО13 полагала, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено законно и обосновано. Указала, что в результате допущенных нарушений создана угроза для экономической безопасности государства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Таким образом, под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона №173-ФЗ от 10.12.2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами для целей данного Закона признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части, т.е. иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации; валютные операции - отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона №173-ФЗ, в соответствии с частью второй которой если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Закона №173-ФЗ.

Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений такая выплата не входит.

Как следует из материалов дела, 21.03.2018 между ЗАО «Плайтерра» и ФИО1 заключен трудовой договор ; __.__.____ заключен трудовой договор с ФИО2; __.__.____ заключен трудовой договор с ФИО3; __.__.____ заключен трудовой договор с ФИО4; __.__.____ заключен трудовой договор с ФИО5; __.__.____ заключен трудовой договор с ФИО6; __.__.____ заключен трудовой договор с ФИО7; __.__.____ заключен трудовой договор с ФИО8; __.__.____ заключен трудовой договор с ФИО9.; __.__.____ заключен трудовой договор с ФИО10, являющимися гражданами Узбекистана и не имеющими вида на жительство, согласно которым они приняты на работу в ЗАО «Плайтерра» на рабочие должности. Заработная плата указанным работникам выплачена из кассы предприятия по платежной ведомости от __.__.____.

Произведя расчеты по выплате работникам-нерезидентам заработной платы в наличной форме через кассу, минуя счета в уполномоченных банках, главный бухгалтер ЗАО «Плайтерра» осуществила незаконные валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, на общую сумму 57 000 руб..

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении №9/1 от 17.07.2020, постановлением о привлечении к административной ответственности, копиями приказов о приеме на работу ФИО1ФИО2; ФИО3, ФИО4у, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8., ФИО9., ФИО10 и копиями заключения трудовых договоров с последними, копиями платежной ведомости, другими доказательствами, полученными в соответствии с законом.

Доводы заявителя о том, что законодательство не содержит норм, обязывающих нерезидентов открывать зарплатные банковские счета, либо обязывающих работодателя открывать в банке счета для работников-нерезидентов, не основаны на требованиях закона, поскольку отказ работника-нерезидента от открытия счета в банке для перечисления зарплаты не включен Законом №173-ФЗ в перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов.

Таким образом, при выдаче Обществом иностранному работнику заработной платы, то есть осуществление Обществом вышеназванной валютной операции не через банковский счет в уполномоченном банке свидетельствует о совершении должностным лицом - главным бухгалтером этого Общества ФИО11 незаконной валютной операции и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Ссылка заявителя на то, что выплата иностранным гражданам заработной платы в наличной форме совершена во исполнение трудового законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами, заключенными с нерезидентами, не предусмотрено перечисление заработной платы на счет в банке, доказательства того, что работники выразили желание получать заработную плату через счет в банке, отсутствуют, несостоятельна.

В соответствии с абз. 5 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Поскольку в рассматриваемом случае работники являлись гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением специальных норм Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо правильно установило все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дало надлежащую юридическую оценку действиям ФИО11 и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, пришло к обоснованному выводу о виновности должностного лица в данном правонарушении. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Представленным документам дана надлежащая оценка. Действия квалифицированы правильно, в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правонарушений.

Указанная норма является общей и может применяться к любому составу особенной части КоАП РФ.

Оценив все обстоятельства совершенного ФИО11 административного правонарушения, характер и степень общественной опасности деяния, привлечения ее к административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ впервые, наличие двоих несовершеннолетних детей, отсутствие негативных последствий и причинения значительного ущерба, суд находит, что данное правонарушение, хотя и содержит формальное наличие всех признаков состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, но в силу его малозначительности само по себе не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям и не нанесло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере валютного регулирования и валютного контроля. При этом суд считает, что и при освобождении нарушителя от административной ответственности ввиду применения статьи 2.9 КоАП РФ достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания.

При изложенных обстоятельствах постановление начальника Межрайонной ИФНС России №6 по Республике Мордовия №9/1 от 24.07.2020 о привлечении главного бухгалтера ЗАО «Плайтерра» ФИО11 к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, а последняя освобождению от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

жалобу должностного лица – главного бухгалтера ЗАО «Плайтерра» ФИО11 удовлетворить.

Постановление начальника Межрайонной ИФНС России №6 по Республике Мордовия №9/1 от 24.07.2020 о привлечении главного бухгалтера ЗАО «Плайтерра» ФИО11 к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ от 24.07.2020 №9/1 в отношении должностного лица - главного бухгалтера ЗАО «Плайтерра» ФИО11 прекратить в связи с наличием оснований указанных в статье 2.9 КоАП РФ (малозначительность).

Освободить должностное лицо - главного бухгалтера ЗАО «Плайтерра» ФИО11, совершившую административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья Зубово-Полянского

районного суда Республики Мордовия Р.Р.Ибрагимова

1версия для печатиДело № 12-42/2020 (Решение)