ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-42/20 от 10.02.2021 Полярнозоринского районного суда (Мурманская область)

Дело №12-5/2021.

УИД 51RS0019-01-2020-000621-92.

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

ул.Пушкина, д. 12А

Судья Полярнозоринского районного суда Мурманской области Мухаметшина А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Полярнозоринского районного суда Мурманской области, жалобу должностного лица – заместителя начальника отдела радиационной безопасности филиала Акционерного общества «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное Государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 25.11.2020 № 03-103/2020 по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении Государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 25.11.2020 № 03-103/2020 должностное лицо - заместитель начальника отдела радиационной безопасности (далее ОРБ) филиала Акционерного общества «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» (далее по тексту – Кольская АЭС) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Статьей 8.46 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заместитель начальника ОРБ Кольской АЭС ФИО1 принёс жалобу, в которой просил суд указанное постановление отменить в связи с отсутствием события вменяемого административного правонарушения, его недоказанностью, а также в связи с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», допущенными в ходе проведения плановой проверки, поскольку указанная проверка территориальным органом Росприроднадзора была проведена до истечения двух лет со дня окончания предыдущей плановой проверки АО «Концерн Росэнергоатом» и с нарушением общей продолжительности проверок филиалов юридического лица более 60 дней в совокупности.

В обоснование заявленных требований должностным лицом в жалобе указано, что Кольской АЭС (филиалу АО «Концерн Росэнергоатом» в Мурманской области, г. Полярные Зори) выдано свидетельство №** от 17.01.2017 о постановке на государственный учет объекта «Промплощадка Кольской АЭС», оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее – ОНВОС), при этом специалистами Росприроднадзора представленные Кольской АЭС сведения об объекте были проверены при постановке на учет, а также в ходе плановой выездной проверки (акт №** от 06.09.2017), и приняты без замечаний.

Вместе с тем, в обжалуемом постановлении заявителю вменяется нарушение п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), выразившееся в непредставлении сведений для актуализации учетных сведений об объекте «Промплощадка Кольской АЭС» в части изменения сведений о выбросах в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников. Однако, обосновывая свои выводы, должностное лицо административного органа неправомерно сравнивает данные Заявки на постановку ОНВОС «Промплощадка Кольской АЭС» на учет с данными программы ПЭК (производственного экологического контроля), поскольку при постановке объекта на учет в 2017 году использовались сведения о фактических выбросах загрязняющих веществ за предыдущий период, то есть за 2016 год, тогда как в программе ПЭК за 2019 год содержатся значения, определенные расчетным путем согласно План-графику контроля стационарных источников выбросов и установленным нормативам выбросов загрязняющих веществ. При этом указанные данные в программе ПЭК не должны обязательно совпадать со сведениями, отраженными в Заявке за 2017 год. Актуальные данные по нормативам выбросов загрязняющих веществ содержатся в декларации о негативном воздействии на окружающую среду для указанного ОНВОС (код объекта №**) от 05.07.2019, направленной в Росприроднадзор в уведомительном порядке.

Кроме того, заявитель указал в жалобе, что действующим законодательством не установлена обязанность юридического лица ежегодно актуализировать данные, содержащиеся в Заявке на постановку ОНВОС на учет, поскольку категория ОНВОС определяется однократно. Защитник полагает, что по смыслу положений п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и методических рекомендаций по актуализации учетных сведений об объектах НВОС (письмо Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287), не предусмотрена актуализация сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в связи с изменениями лишь фактических выбросов или объемов размещенных отходов при условии неизменности технологических процессов. В связи с этим заявитель полагает, что в ходе проверки обстоятельств, предусмотренных положениями п. 6 ст. 69.2 настоящего Федерального закона, на основании которых у юридического лица, и как следствие, у ответственного должностного лица, могла бы возникнуть обязанность по актуализации сведений об объекте ОНВОС, в том числе связанных с изменением характеристик технологических процессов основных производств и источников загрязнения окружающей среды, административным органом не установлено и фактически такие обстоятельства на Кольской АЭС отсутствуют. Изменения в показателях выбросов связаны с текущей производственной деятельностью, а не с изменениями технологических процессов.

Вместе с тем, ФИО1, ссылаясь на положения пункта 26 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, ОНВОС (утв. постановлением Правительства РФ о 23.06.2016 № 572), согласно которым сведения об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух вносятся территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в государственный реестр ежегодно, не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным, на основании сведений, содержащихся в представляемых в установленном порядке юридическими лицами отчетах об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (ПЭК), - настаивал, что указанные отчеты Кольской АЭС в надзорный орган (территориальный орган Росприроднадзора) представлялись в установленном порядке, в предусмотренных законодательством объеме и сроки.

С учетом вышеизложенного, должностное лицо Кольской АЭС – заместитель начальника ОРБ полагал, что событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, вмененного ему, отсутствует.

Оспаривая материальные основания привлечения к административной ответственности, связанные с нарушением норм законодательства об охране окружающей среды в отношении вышеуказанного объекта НВОС, заявитель также полагал, что имеется иное самостоятельное основание для отмены незаконного постановления, в связи с допущенным административным органом грубым нарушением процедуры проведения плановой проверки, урегулированной положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Так, в силу положений ст. 9 настоящего Федерального закона № 294-ФЗ, п. 18 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утв. постановлением Правительства от 08.05.2014 № 426, проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора, отнесенных к высокой категории риска, осуществляется с периодичностью один раз в 2 года. В соответствии с п. 14 Правил отнесения деятельности юридических лиц … к определенной категории риска, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806, включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц проверки в отношении объекта государственного контроля, отнесенного к категории …высокого риска или 1,2,3 классам опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного периода времени с даты окончания проведения последней плановой проверки объекта названного контроля.

Между тем, на основании приказа Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15.05.2020 №** ОНВОС «Промплощадка Кольской АЭС» присвоена высокая категория риска, следовательно, плановая проверка Росприроднадзором могла быть проведена в отношении АО «Концерн Росэнергоатом» не ранее, чем по истечении двух лет со дня окончания проведения в отношении юридического лица последней плановой проверки. Срок проведения таких проверок по их продолжительности, в силу положений ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ, не может превышать 20 дней, а в отношении всех филиалов – не более 60 дней. Однако, в течение 2018-2019 годов Росприроднадзором, в том числе его территориальными органами, были проведены несколько плановых проверок АО «Концерн Росэнергоатом» по вопросам соблюдения природоохранного законодательства в период в 18.10.2018 по 09.11.2018 (*** АЭС, продолжительностью 20 дней); в период с 08.10.2018 по 02.11.2018 (*** АЭС, продолжительностью 40 дней); с 28.09.2018 по 23.11.2018 (*** АЭС, продолжительностью 20 дней); с 30.09.2019 по 25.10.2019 (*** АЭС).

С учетом изложенного, должностное лицо считает, что поскольку в приказе Росприроднадзора о проведении плановой проверки на Кольской АЭС указан период данной проверки до истечения двухлетнего срока, установленного в приведенных выше нормативных положениях, следовательно, плановая проверка в августе-сентябре 2020 года проведена при отсутствии законных оснований и с нарушением периодичности проведения плановых проверок, поэтому в силу положений ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной с грубым нарушением действующего законодательства, не могут являться доказательствами нарушения должностным лицом обязательных требований в области охраны окружающей среды. Подобные нарушения влекут недействительность результатов плановой проверки. Соответственно, обжалуемое постановление от 25.11.2020 № 03-103/2020 подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

В судебное заседание должностного лица – заместитель начальника ОРБ Кольской АЭС ФИО1, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, просил рассмотреть жалобу без его участия, что следует из телефонограммы, оформленной по итогам телефонных переговоров с ФИО3 секретарем судебного заседания.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 в связи со служебной загруженностью также просил рассмотреть жалобу без его участия, направив в суд мотивированный отзыв по существу жалобы (т. 1, л.д. 77-81), в котором просил отказать в её удовлетворении, а обжалуемое постановление от 25.11.2020 № 03-103/2020 по ст. 8.46 КоАП РФ оставить без изменения, указав в обоснование своих доводов, что в силу положений п. 1 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об этих объектах, при этом государственный реестр включает в себя сведения, в том числе, об уровне и (или) объеме или массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления, в том числе по каждому виду и классу опасности отходов (п.п. «е, и» п. 5 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утв. постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572).

При этом, в соответствии с письмом Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287, в случае изменения характеристик источников загрязнения окружающей среды, юридическое лицо, осуществившее постановку объекта НВОС на государственный учет, обязано представить в уполномоченный орган актуальные сведения об объекте НВОС, касающиеся таких изменений. Несмотря на то, что действующим законодательством сроки подачи указанных сведений не установлены, данное обстоятельство не освобождает юридическое лицо от обязанности актуализировать их. Так, в силу ч. 6 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ внесение сведений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Согласно протоколу по делу об административном правонарушении и приведенной в обжалуемом постановлении таблице выявленных несоответствий при сравнении в ходе проверки сведений, полученных в результате инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, содержащихся в программе производственного контроля, с данными о стационарных источниках выбросов, содержащихся в заявке о постановке на учет объекта «Промплощадка Кольской АЭС», были выявлены многочисленные несоответствия данных по мощности выбросов отдельных источников, загрязняющих атмосферу (ИЗА), по объемам выбросов загрязняющих веществ, что относится к изменениям характеристик источников загрязнения окружающей среды. В данном случае должностное лицо административного органа в своем отзыве настаивал, что указанные изменения устанавливаются в ходе производственного контроля, который осуществляется на постоянной основе юридическим лицом, и по мере получения сведений об изменении мощности и объемов выбросов ИЗА, соответствующая актуальная информация должна представляться юридическим лицом в территориальный орган Росприроднадзора по Мурманской области, а заместитель начальника ОРБ как ответственное должностное лицо, обязан обеспечивать исполнение юридическим лицом вышеуказанной обязанности по актуализации сведений об изменениях характеристик источников загрязнения окружающей среды и уровне негативного воздействия ОНВОС «Промплощадка Кольской АЭС» на окружающую среду. Невыполнение указанной обязанности должностным лицом Кольской АЭС образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.46 КоАП РФ.

Также государственный инспектор территориального Росприродназора ФИО2 не согласился с доводами жалобы о нарушении процедуры проверки юридического лица, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, поскольку плановая проверка проводилась в соответствии с утвержденным Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодным планом проведения проверок юридических лиц на 2020 год. Данный план был размещен в общем доступе на сайтах Генеральной прокуратуры и Росприроднадзора. При определении периодичности и сроков проверки применялся риск-ориентированный подход при организации государственного контроля в отношении ОНВОС, относящихся к II категории опасности, высокого риска. Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.

Судья находит возможным рассмотреть жалобу в отсутствие подателя жалобы - должностного лица Кольской АЭС, а также представителя территориального органа Росприроднадзора, по имеющимся материалам дела.

Изучив жалобу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, а также материалы дела № 12-5/2021 по настоящей жалобе, судья приходит к следующему выводу.

Из материалов дела установлено, что Федеральной службой по надзору в сфере природопользования совместно с Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора в период с 31 августа по 25 сентября 2020 года была проведена плановая проверка в отношении АО «Концерн Росэнергоатом», в ходе которой были выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ. При этом нарушения, отраженные в протоколе об административном правонарушении № 03-103/2020, согласно обжалуемому постановлению, совершены юридическим лицом по вине должностного лица – заместителя начальник ОРБ Кольской АЭС ФИО1, назначенного на должность в соответствии с приказом от 17.04.2020 №**.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно разъяснениям, данным в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. С учетом данных правовых положений соблюдение обоснованности назначения плановой проверки относится к вопросам процедуры проведения плановой проверки, по результатам которой был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено обжалуемое постановление.

Так, из представленных административным органом материалов дела № 03-103/2020 об административном правонарушении в отношении должностного лица филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная стация» - заместителя начальника отдела радиационной безопасности (ОРБ) по охране окружающей среды ФИО1, копии которого судьей в ходе судебного разбирательства были приобщены к материалам настоящего дела № 12-5/2021, установлено, что на основании приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.08.2020 №** в рамках федерального государственного экологического надзора (реестровый номер №**), с целью выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и ИП Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на 2020 год, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 30.10.2019 №**, в 2020 году была проведена плановая проверка, задачей которой являлся контроль за соблюдением АО «Концерн Росэнергоатом» обязательных требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных отходов), использования и охраны водных объектов, использования и охраны земель. Предметом проверки было соблюдение АО «Концерн Росэнергоатом» в процессе осуществления деятельности обязательных требований, установленных законодательством РФ в области природопользования и охраны окружающей среды. Срок проведения проверки не более 20 дней, с 31.08.2020 по 25.09.2020. Проверка проведена в отношении объектов НВОС филиала АО «Концерн Росэнергоатом» Кольская АЭС, а именно: полигона промышленных отходов Кольской АЭС, ***, и промплощадки Кольской АЭС, ***. Перечисленным объектам установлена категория риска - высокая, категория объекта - II.

В ходе проведенной выездной плановой проверки было установлено, что юридическим лицом по вине должностного лица не исполнена обязанность, предусмотренная положениями ч. 1 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002, подлежащими толкованию в совокупности с положениями ч. 6 ст. 31.2 и ст. 69.2 настоящего Закона, по представлению сведений для актуализации учетных сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, что послужило основанием для вынесения Государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 обжалуемого постановления от 25.11.2020 № 03-103/2020 о признании должностного лица – заместителя начальника отдела радиационной безопасности по охране окружающей среды филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), права и обязанности таких органов, а также их должностных лиц при проведении проверок установлены Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 9 указанного Федерального закона предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 данной статьи (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ). Так, в соответствии с ч. 9.3 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ Правительством РФ может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении отдельных видов государственного надзора, определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, в зависимости от отнесения деятельности юридических лиц и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

В силу ч. ч. 1 - 2 ст. 8.1 Федерального закона N 294-ФЗ, при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход, определяющий интенсивность (форму, продолжительность, периодичность) мероприятий по контролю с учетом категории риска либо класса опасности, присвоенных деятельности проверяемого лица и (или) используемым ими объектам.

Периодичность плановых проверок в случае применения риск-ориентированного похода при осуществлении государственного контроля (надзора) определена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Кроме того Правительством РФ утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее - Правила).

Согласно п. 14 постановления Правительства РФ от 17 августа 2016 г. N 806 включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки периода времени с даты окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора).

В соответствии с Положением о федеральном государственном экологическом надзоре (утв. постановлением Правительства РФ от 8 мая 2014 г. N 426) к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации (п. 8).

В силу п. 9 указанного Положения Федеральный государственный экологический надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Согласно п. 18 Положения проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью: категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год; категории высокого риска - один раз в 2 года; категории значительного риска - один раз в 3 года и т.д.

Основанием для включения плановой проверки объектов государственного надзора категорий чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение в году проведения проверки установленного периода времени с даты: окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного надзора.

Таким образом, в отношении АО «Концерн Росэнергоатом», в частности, объекта НВОС «Промплощадка Кольской АЭС» с установленной высокой категорией риска и категорией объекта II (список объектов НВОС по Мурманской области, номер объекта 21, л.д. 46, 43-44 материалов дела по настоящей жалобе), государственный надзор должен осуществляться на основе риск-ориентированного подхода, то есть один раз в 2 года.

Доводы должностного лица административного органа о том, что проверки в отношении юридических лиц в сфере электроэнергетики могут проводиться два и более раза в три года основаны на неправильном толковании положений части 9 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, поскольку Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок, в отношении которых проверки могут проводиться с более частой периодичностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение положений приведенной правовой нормы постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (ред. от 17.08.2020) утвержден Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, социальной сфере, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью. В данный перечень предприятия атомной энергетики не входят.

Кроме того, согласно части 11 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

В силу частей 1, 4 статьи 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 данного Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, и не может превышать двадцати рабочих дней, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

При этом ограничение в 60 рабочих дней распространяется в целом на юридическое лицо, включая филиалы, представительства и обособленные подразделения, а не на определенную территорию деятельности юридического лица (Определения Верховного суда РФ от 28.02.2020 № 306-ЭС19-19540, от 21.10.2020 № 296-ПЭК20; постановление Верховного суда РФ от 08.06.2020 № 5-АД20-48).

Пунктом 1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ предусмотрено, что несоблюдение установленной периодичности проведения плановой проверки отнесено к числу грубых нарушений, влекущих признание ее результатов недействительными.

С учетом приведенного выше правового регулирования, проверяя доводы заявителя ФИО1 о допущенных административным органом нарушениях процедуры проведения плановой проверки в части её периодичности и продолжительности, в судебном заседании установлено и не оспаривается должностным лицом Росприроднадзора в отзыве, что в отношении филиалов АО «Концерн Росэнергоатом» в 2018, 2019 годах территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования («Росприроднадзор») были проведены ряд выездных плановых проверок исполнения природоохранного законодательства.

Так, на основании распоряжения №** от 24.09.2018 Управления Росприроднадзора <адрес> была проведена проверка продолжительностью 20 дней филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «*** атомная станция», по итогам которой составлен акт проверки от 09.11.2018 (л.д. 47-48, 50-54).

Кроме того, 03.12.2018 составлен акт по итогам проверки филиала «*** атомная станция», продолжительность проверки составила 40 дней, в период с 08.10.2018 по 03.12.2018 (Управление Росприроднадзора <адрес>) (л.д. 55-58).

В период с 28.09.2018 по 23.11.2018 плановая проверка проведена Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования («Росприроднадзор») по Северо-Западному федеральному округу филиал ЛАЭС (<адрес>), протокол об административном правонарушении составлен 28.12.2018 (л.д. 59-64).

Управлением Росприроднадзора <адрес> 25.10.2019 по итогам проведенной плановой проверки филиала «*** АЭС» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений (л.д. 49, 65-67).

Указанная информация также подтверждена сведениями о ежегодных плановых проверках, размещенными на основании п. 7 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети "Интернет", а также ответом на судебный запрос представителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4 по делу №** от 28.01.2021, копия которого приобщена к материалам настоящего дела.

Таким образом, территориальными органами Росприроднадзора в 2018 году и 2019 году проводились плановые проверки филиалов АО «Концерн Росэнергоатом» в нескольких субъектах РФ, общей продолжительностью более 60 дней. Проведение плановой проверки Кольской АЭС в августе-сентябре 2020 года, продолжительностью 20 дней, то есть за пределами общего срока проведения проверок юридического лица (его филиалов), также составившего более 60 дней, противоречит требованиям ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Поскольку в силу приведенных выше положений ч. 9.3 ст. 9, ч.1,2 ст. 8.1 Федерального закона № 294-ФЗ, п. 14 постановления Правительства РФ от 17 августа 2016 г. N 806, п. 18 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре (утв. постановлением Правительства РФ от 8 мая 2014 г. N 426) проведение плановой проверки, исходя из риск-ориентированного подхода при определении периодичности проверки в отношении объектов государственного надзора АО «Концерн Росэнергоатом», которым установлена высокая категория риска, II класс опасности, допускается один раз в 2 года, следовательно, проведение плановой проверки на основании приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.08.2020 №** в отношении объекта НВОС «Промплощадка Кольской АЭС» АО «Концерн Росэнергоатом», расположенного в Мурманской области г. Полярные Зори, в период с 31.08.2020 по 25.09.2020, было назначено до истечения 2 лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.

На основании вышеизложенного, результаты плановой выездной проверки филиала АО «Концерн Росэнергоатом» Кольская АЭС категории высокого риска (2 класса опасности), проведенной в период с 31 августа по 25 сентября 2020 года на основании приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 25.08.2020 №**, являются недопустимыми, поскольку плановая проверка проведена в нарушение периодичности - до истечения 2 лет со дня окончания предыдущей плановой проверки общества (25.10.2019 - л.д. 42,43; 03.12.2018 – л.д. 32), то есть в силу п. 1 ч.2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ с грубыми нарушениями требований, предусмотренных ч. 2 ст. 9 настоящего Закона в связи с отсутствием оснований проведения плановой проверки.

Принимая во внимание, что обстоятельства нарушения природоохранного законодательства, квалифицированные в обжалуемом постановлении по ст. 8.46 КоАП РФ, были выявлены в ходе выездной плановой проверки, назначенной и проведенной с вышеперечисленными грубыми нарушениями Федерального закона № 294-ФЗ, соответственно, доказательства, полученные в ходе данной проверки, положенные в основу протокола по делу об административном правонарушении № 03-103/2020 от 17.11.2020 и вынесенного на его основании постановления о назначении административного наказания от 25.11.2020 №03-103/2020, являются недопустимыми. При таких обстоятельствах основания оценивать доводы о доказанности административного правонарушения, отсутствуют.

В силу положений частей 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья

РЕШИЛ:

Жалобу должностного лица – заместителя начальника отдела радиационной безопасности филиала Акционерного общества «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное Государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 25.11.2020 № 03-103/2020 по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении от 25.11.2020 № 03-103/2020 по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – заместителя начальника отдела радиационной безопасности филиала Акционерного общества «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» ФИО1, отменить и производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.И. Мухаметшина