Дело № 12-42/2020
УИД 42RS0013-01-2020-000396-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Приб Я.Я.,
с участием помощника Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли Кемеровской области ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 марта 2020 года в городе Междуреченске Кемеровской области дело по жалобе Акционерного общества «Разрез Томусинский» на постановление начальника отдела ФГН в г. Междуреченске – главного государственного инспектора ФИО4№-ППР/12-1544-И/69-81 от 03.02.2020 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением №-ППР/12-1544-И/69-81 от 03.02.2020 начальника отдела ФГН в г. Междуреченске – главного государственного инспектора ФИО4 юридическому лицу – АО «Разрез Томусинский» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе представитель АО «Разрез Томусинский» ФИО2, действующая на основании доверенности № от 08.10.2019 (л.д. 23), не оспаривая факт совершения юридическим лицом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях просит постановление изменить в части назначенного наказания, учесть при назначении наказания в качестве смягчающих вину обстоятельств: административное наказание явно несоразмерно наступившим последствиям, признание вины, отсутствие отрицательных последствий в результате совершения правонарушения, а также учесть тяжелое имущественное (финансовое) положение юридического лица, снизить размер назначенного штрафа до <данные изъяты> руб. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, не имеется. Совокупность смягчающих обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств, тяжелое финансовое состояние Общества, соответствует требованиям ст. 4.1 КоАП РФ и позволяет назначить штраф менее минимального размера, установленного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании представитель АО «Разрез Томусинский» ФИО3, действующая на основании доверенности № от 26.06.2019 (л.д. 31), доводы жалобы поддержала в полном объеме.
В судебное заседание начальник отдела ФГН в г. Междуреченске – главного государственного инспектора ФИО4, не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом (л.д. 30).
В связи с отсутствием обязанности должностного лица, уполномоченного на рассмотрение дела об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении жалобы, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ рассмотрение жалобы проводится в отсутствии указанного лица.
Судья, заслушав представителя АО «Разрез Томусинский» ФИО3, помощника Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли Кемеровской области ФИО1, полагавшего возможным снижение назначенного административного штрафа, исследовав материалы дела, материалы административного дела №-ППР, предоставленного из Федеральной службы по труду и занятости государственной инспекции труда в Кемеровской области, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Часть 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (часть первая статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части второй статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Частью первой статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29 (далее - Порядок обучения по охране труда).
Статьей 28.4 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 - 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 7.35, 8.32.2, 12.35, 13.14, 13.19.1, статьей 13.19.3 (за исключением административных правонарушений, совершенных застройщиком, должностными лицами застройщика), статьями 13.27, 13.28, частями 1 - 4.1, 6 и 7 статьи 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, частью 6 статьи 14.28, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьей 19.6.1, статьей 19.8.1 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов), статьями 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.3.1, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Из материалов дел усматривается, что в Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов угледобывающей отрасли проведена проверка исполнения требований законодательства, регламентирующего обеспечение работодателем прав работников на охрану труда в АО «Разрез Томусинский», юридический адрес и адрес фактического местонахождения: <адрес>. Так в 12 часов 00 минут 17.12.2019 при проведении проверки исполнения требований трудового законодательства в АО «Разрез Томусинский» выявлены нарушения следующие нарушения:
1. На предприятии в течение первого месяца после назначения на должность, не проведено обучение по охране труда 9 инженерно-техническим работникам предприятия (ФИО12, ФИО13, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11);
1.1. Два инженерно-технических работника предприятия – ФИО12, ФИО13 до настоящего времени не прошли обучения в области охраны труда;
2. Предприятием в ходе проверки не представлены сведения о проведении первичного инструктажа 18 вновь принятым работникам предприятия (ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31);
3. На предприятии не осуществлен контроль за принятием мер по недопущению указанных работников к работе, либо в случае допуска – отстранению от работы, до прохождения соответствующего обучения и инструктажа в области охраны труда.
Чем нарушены абз. 8,9 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации; абз. 1,2 ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации; п. 2.1.1, п. 2.1.3, п. 2.1.4, п. 2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Разрез Томусинский» к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения вмененного АО «Разрез Томусинский» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждаются собранными доказательствами: уведомлением от 17.12.2019, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.12.2019, решением о проведении проверки № 154, Уставом АО «Разрез Томусинский», списком сотрудников кадровое перемещение за период с 01.01.2019 по 30.11.2019, списком работников АО «Разрез Томусинский», сводным планом расходов на мероприятия по охране труда и обеспечению промышленной безопасности ПАО «Южный Кузбасс» разрез Томусинский на 2018, сводным планом расходов на мероприятия по охране труда и обеспечению промышленной безопасности ПАО «Южный Кузбасс» на разрезе «Томусинский» на 2019 (на основании Приказа Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н), списком ИТР принятых в 2019, списком ИТР переведенных на должность, протоколом № 2/3 от 17.01.2019 заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда, протоколом № 12/3 от 14.02.2019 заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда, протоколом № 21/3 от 15.03.2019 заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда, протоколом № 37/3 от 18.04.2019 заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда, протоколом № 40/3 от 16.05.2019 заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда, протоколом № 42/3 от 16.05.2019 заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда, протоколом № 69/3 от 05.09.2019 заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда, протоколом № 80/3 от 03.10.2019 заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда, протоколом № 89/3 от 31.10.2019 заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда, списком сотрудников принятых за период с 01.01.2019 по 30.11.2019, списком сотрудников работников АО «Разрез Томусинский» принятых за период с 01.01.2019 по 30.11.2019, Положением об обучении, аттестации, инструктаже по охране труда, стажировке на рабочем месте и допуске к самостоятельной работе работников, утвержденным Приказом № ПР/РТ 0158 от 05.07.2018, журналом регистрации вводного инструктажа, журналом регистрации инструктажа на рабочем месте, журналом учета выдачи инструкций по охране труда, перечнем должностей и профессий работников, освобождаемых от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, определением о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 30.01.2020, постановлением № 42/4-169-20-ППР/12-1544-И/69-81 от 03.02.2020.
Таким образом, оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд признает, что должностное лицо законно и обосновано пришло к выводу о доказанности вины АО «Разрез Томусинский» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании имеющихся в деле материалов, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, суд приходит к выводу об отсутствии оснований отмены постановления. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. ст. 29.5 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Разрешая требования АО «Разрез Томусинский» в части назначения наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
При этом частями 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
В соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, которым постановлено: «Впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении».
При этом необходимо учитывать разъяснения Конституционного суда в этом же постановлении о том, что возможность назначения юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд, рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.
Санкцией части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от ста десяти тысяч рублей до ста тридцати тысяч рублей.
При этом, разрешая вопрос о назначении юридическому лицу – АО «Разрез Томусинский» административного наказания, суд принимает во внимание наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, учитывает имущественное положение юридического лица, а также то обстоятельство, что не наступили значительные отрицательные последствия в результате указанного правонарушения. Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что в материалах дела имеются документы, свидетельствующие об устранении всех выявленных в результате проверки нарушений по состоянию на 17.01.2020 (л.д. 33-46), то есть в кратчайшие сроки, данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании помощником Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли Кемеровской области ФИО32.
С учетом изложенного суд полагает необходимым вынесенное по делу в отношении АО «Разрез Томусинский» постановление начальника отдела ФГН в г. Междуреченске – главного государственного инспектора ФИО4№-ППР/12-1544-И/69-81 от 03.02.2020 года изменить, применить положения частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с чем, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуть АО «Разрез Томусинский» административному наказанию с применением положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей. Суд приходит к выводу о том, что указанный размер административного штрафа является справедливым и соответствует требованиям закона и целям административного наказания.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела ФГН в г. Междуреченске – главного государственного инспектора ФИО4№-ППР/12-1544-И/69-81 от 03.02.2020 года о привлечении Акционерного общества «Разрез Томусинский» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначенного наказания изменить: снизить размер ранее назначенного Акционерному обществу «Разрез Томусинский» административного штрафа до <данные изъяты> рублей.
В остальной части постановление государственного инспектора ФИО4№-ППР/12-1544-И/69-81 от 03.02.2020 года о привлечении Акционерного общества «Разрез Томусинский» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения в Кемеровский областной суд.
Судья: подпись Я.Я. Приб
Копия верна, подлинник решения подшит в материалы дела № 12-42/2020 Междуреченского городского суда Кемеровской области
Судья: Я.Я. Приб