ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-42/20 от 20.07.2020 Красноярского районного суда (Астраханская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

село Красный Яр Астраханской области 20 июля 2020 года

Красноярский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Нургалиевой Н.Р.,

с участием начальника отдела государственного экологического надзора по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям Соколовой К.С., действующей по доверенности,

представителей ООО «Газпром переработка» Пушкарева Р.В., Бычковой М.Ю., действующих по доверенности,

при секретаре судебного заседания Тарасовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора АГПЗ филиала ООО «Газпром переработка» Танаянц Олега Владимировича на постановление № 06-103/2020 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Астраханской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям от 15 мая 2020, которым ООО «Газпром переработка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 06-103/2020 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Астраханской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям от 15 мая 2020 ООО «Газпром переработка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000рублей.

Директор ООО «Газпром переработка» Танаянц О.В., не согласившись с указанным постановлением, обратился с жалобой, в которой указывает, что, по их мнению, в их действиях отсутствует состав правонарушения ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с решением общего собрания участников ООО «Газпром добыча Астрахань» от 23.06.2017 № 7 проведена процедура реорганизации ООО «Газпром добыча Астрахань» в форме выделения ООО «Газпром переработка Астрахань» с одновременным присоединением ООО «Газпром переработка Астрахань» к ООО «Газпром переработка». С 1 ноября 2018 Астраханский ГПЗ осуществляет свою производственную деятельность в структуре ООО «Газпром переработка».

В целях обеспечения соблюдения требований природоохранного законодательства в области отходов производства и потребления ООО «Газпром переработка» были проведены мероприятия по подготовке, утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. ООО «Газпром переработка» заблаговременно, до начала осуществления деятельности Астраханского ГПЗ в составе ООО «Газпром переработка», была начата работа по переоформлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в начале 2018 проведена инвентаризация отходов, в апреле 2018, мае 2018 в адрес Управления направлена информация по проведению паспортизации отходов.

В целях обеспечения переоформления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, 24.10.2018 в адрес Управления Росприроднадзора по Астраханской области направлено заявление о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (оставлено без рассмотрения, в связи с отсутствием оплаты государственной пошлиной). ООО «Газпром переработка» повторно направлено заявление в Управление о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выданных ранее для Астраханского ГПЗ ООО «Газпром добыча Астрахань» письмом от 09.11.2018 б/н.

Решение по результатам рассмотрения заявления ООО «Газпром переработка» доведено приказом от 21.11.2018 № 1407, согласно которому Управление не усмотрело оснований для переоформления нормативов в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Минприроды и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50, по причине изменения наименований юридического лица, в том числе фирменного. ООО «Газпром переработка» 21.12.2018 в адрес Управления направлено заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для Астраханского ГПЗ, скорректированное с учетом положений Приказа Росприроднадзора от 21.11.2018 № 1407. 18.02.2019 получен отказ (приказ Управления от 11.02.2019 № 122). Обществом проводилась работа по сбору исходных данных, получению экспертного и санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора по местам сбора и накопления отходов для подачи заявления на получение лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.

06.02.2019 ООО «Газпром переработка» направлена в адрес Управления характеристика объекта размещения отходов «Полигон твердых промышленных отходов и твердых бытовых отходов» для эксплуатации сведений в ГРОРО в отношении эксплуатирующей организации, подготовленная в соответствии с разъяснением Росприроднадзора от 12.10.2017 № АС -10-01-36/22597, приказом Минприроды России от 25.02.2010 №49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов».

Письмом от 05.04.2019 №01-08/4714 Обществу сообщено о включении объекта размещения отходов «Полигон твердых промышленных и твердых бытовых отходов» в ГРОРО и присвоении ему № 30-00010-3-00127-030419 (Приказ Центрального аппарата Росприроднадзора от 03.04.2019 №127 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов»). 06.03.2019 ООО «Газпром переработка» получена Лицензия (86) 7403-СТОУРБ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности:

Астраханским ГПЗ, при разработке ПНООЛР, выполнены задачи по определению (расчет) нормативов образования отходов и расчету на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции количества ежегодно образующихся отходов, а также обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания и отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов.

В ПНООЛР включены общие сведения о хозяйствующем субъекте; сведения о хозяйственной и иной деятельности; расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год; сведения о предлагаемом образовании отходов; сведения о местах накопления отходов; сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, и (или) обезвреживания и (или) размещения; сведения о предлагаемом ежегодном с пользовании отходов и (или) обезвреживании отходов; сведения о тепагаемом размещении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов; предложения по лимитам ежегодного размещения отходов.

В результате производственной деятельности Астраханского ГПЗ образуется отходы производства I - V класса опасности. По каждому виду отхода произведен расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год. Представлены сведения о ежегодном образовании отходов отдельно по каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам) Астраханского ГПЗ. Для всех отходов, включенных и не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, формируемый Росприроднадзором в соответствии с Порядком, указанным в Методических указаниях, указан класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности или критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В составе ПНООЛР разработан перечень, вместимость мест (площадок, контейнеров, бункеров, других объектов) накопления отходов, предназначенных для формировании партии отходов с целью их дальнейшего использования и (или), обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам, а также сведения о ежегодной передачи отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования или обезвреживания, и (или) обезвреживания отходов на собственных объектах размещения отходов.

В июне 2019 Астраханским филиалом разработан ПНООЛР, подано заявление в Управление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. По результатам рассмотрения проекта получены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение №20679, утв. Приказом Управления Росприроднадзора по Астраханской области № 684 от 19.07.2019. В соответствии с письмами МПР и Росприроднадзора, юридические лица самостоятельно определяют, какие вещества и материалы, образующиеся в результате их производственной деятельности, попадают под определение «Отходы производства и потребления», согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Разработка паспорта отхода проводится силами природопользователя или привлекаемой организацией. В соответствии с положением статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 6 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 №712 юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Поэтому, материалы отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности являются основой для заполнения хозяйствующим субъектом паспорта отхода по типовой форме, утвержденной Постановлением № 712, тем самым, процедура подтверждения хозяйствующим субъектом отнесения отходов к конкретному классу опасности, является первичной перед процедурой паспортизации отходов.

Для подтверждения класса опасности паспорт отхода и прилагающиеся материала расчета и проведения количественно-химических анализов направляются в Управление Росприроднадзора, которым рассматриваются материалы при наличии в составе указанных заявления и материалов хозяйствующего субъекта предложения о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, в срок, не превышающий 45 дней с даты приема заявления, материалов хозсубъекта, при наличии в составе указанных заявления, материалов хозсубъекта предложения о включении данного вида отходов в ФККО и БДО в срок, не превышающий 90 дней с даты приема заявления, материалов хозяйствующего субъекта.

В 2019, в рамках производственной необходимости, Астраханским ГПЗ проводилась работа для актуализации сведений в ГРОРО по характеристике ОРО. Исходящим письмом от 16.08.2019 № 96/01-7109 Астраханский ГПЗ направил в адрес Управления Росприроднадзора по Астраханской области характеристику ОРО для актуализации сведений в ГРОРО. Несмотря на то, что срок рассмотрения предоставляемой документации установлен приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» и составляет 15 дней, отказ в актуализации сведений получен по истечении четырех месяцев, а именно, 4.12.2019. Астраханский ГПЗ 05.12.2019 направил скорректированную по выставленным замечаниям характеристику ОРО, которая 10.12.2019 вновь возвращена с замечаниями, не выявленными при первом обращении.

Исходящим письмом от 26.12.2019 №96/01-11012 Астраханский ГПЗ повторно направил в адрес Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям характеристику ОРО для актуализации сведений в ГРОРО. Письмом от 31.12.2019 №02-08/3810 Управление сообщило о направлении указанной характеристики в Федеральную службу Росприроднадзора на рассмотрение и принятия решения о включении сведений в ГРОРО. Приказом Федеральной службы Росприроднадзора от 04.03.2020 №237 внесены изменения в государственный реестр объектов размещения отходов. В связи с длительными, временными промежутками для прохождения каждой процедуры по рассмотрению и согласованию документации Управлением Росприроднадзора, считаем, что Астраханским филиалом предприняты все возможные меры для обеспечения соблюдения природоохранного законодательства.

ООО «Газпром переработка» принимает все необходимые организационно-распорядительные меры по усилению контроля и ускорению процесса, оформлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обеспечено соблюдение всех требований законодательства РФ к обращению отходов производства и потребления:

- ведется разработка актуализированного ПНООЛР с учетом расширенной характеристики объекта размещения отходов в ГРОРО, для направления в Управление Росприроднадзора с целью утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещения;

- ведется учет всех образованных отходов, которые отражены в журналах учета обращения с отходами производства и потребления по установленной форме, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011 №721;

своевременно подготовлена государственная статистическая отчетность 2-тп (отходы) на все образованные отходы за 2019 и направлена в установленный законом срок;

- проведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- своевременно внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Угроза жизни или здоровью людей, а также причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды при «обращении с отходами производства Астраханским ГПЗ филиалом ООО Газпром переработка», отсутствует.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ Об отходах производства и потребления» и Федерального закона от 30 марта 1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в специально оборудованных местах согласно СаНПиН 2.1.7.1322-03 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» отходы от производства Астраханского ГПЗ подлежат накоплению в течение 11 месяцев с момента образования.

Временное накопление осуществляется на территории подразделений в специально оборудованных местах в производственных помещениях или на площадках, выполненных в соответствии с действующими требованиями санитарно - эпидемиологического и экологического законодательства, правилами техники безопасности, оборудованными средствами пожаротушения в металлических контейнерах с крышками.

Для накопления отходов в структурных подразделениях имеются специально оборудованные открытые площадки с железобетонным покрытием. Места накопления отходов производства и потребления оборудованы в соответствии с санитарными нормами и требованиями, с учетом классов опасности для окружающей среды и агрегатного состояния. Для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности предприятие обладает необходимой производственно-технической базой производственными помещениями, объектом размещения отходов, транспортными средствами, отвечающими техническим и санитарным нормам, требованиям.

Просят постановление № 06-103/2020 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Астраханской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области от 15 мая 2020 отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представители ООО Газпром переработка» Бычкова М.Ю., Пушкарев Р.В. жалобу поддерживают, просят удовлетворить ее в полном объеме, отменить постановление от 15 мая 2020, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события, состава административного правонарушения.

Начальник отдела государственного экологического надзора по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям Соколова К.С. в судебном заседании с доводами жалобы не согласна, просит в ее удовлетворении отказать, постановление от 15 мая 2020 оставить без изменения.

Рассмотрев доводы жалобы, проверив материалы административного дела и выслушав мнение участников процесса, суд приходит к выводу о доказанности административным органом событий и состава административного правонарушения, а также вины ООО Газпром переработка» в его совершении, по следующим основаниям.

В силу статей 24.1, 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовая норма, предусматривающая состав данного административного правонарушения, имеет объектом посягательства общественные отношения в области законодательства об охране окружающей среды.

Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду указаны в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, как это предусмотрено ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно п.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Также, согласно п.2 ст.51 настоящего закона, запрещено допускать сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде; приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.

В соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Согласно ч.1, ч.2 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, которые разрабатываются хозяйствующими субъектами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. В лимиты образования отходов включаются, в том числе, сведения о местах накопления отходов и карты - схемы расположения мест накопления отходов (п.п. 17, 24 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.08.2014 № 349).

Согласно ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в т.ч. биогенного загрязнения, другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.

В соответствии со ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Часть 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" содержит прямой запрет сброса отходов производства и потребления в недра и на почву.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 06-103/2020 от 5.03.2020 основанием привлечения ООО «Газпром переработка» к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужила информация из Аксарайской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в АГКК в адрес Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области о том, что в ноябре 2019 завершена проверка исполнения Астраханским ГПЗ филиалом ООО «Газпром переработка» законодательства об охране окружающей среды, законодательства в сфере промышленной безопасности при хранении, транспортировке серы, по результатам которой установлено следующее.

Астраханский газоперерабатывающий завод предназначен для переработки пластового газа Астраханского газоконденсатного месторождения с получением товарных продуктов, товарного газа, конденсата газового стабильного, серы технической газовой и др. Отнесен к объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду в соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.04.2018 № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.

С 01 ноября 2018 Астраханский газоперерабатывающий завод (до 01.11.2018 входил в состав ООО «Газпром добыча Астрахань») осуществляет деятельность, в результате которой образуются отходы, в качестве филиала ООО «Газпром переработка». Технологический процесс производства АГПЗ не менялся и, следовательно, перечень образуемых отходов производства и потребления на указанном объекте юридического лица остался неизменным.

В нарушение ст.ст. 3, 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в результате деятельности АГПЗ филиала ООО «Газпром переработка» образуются отходы, не учтенные в действующем проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее ПНООЛР), утвержденном Росприроднадзором, которые складируются в непредназначенных для этого местах.

Установлено, что технологическими регламентами установок У-150/1 (блок «Devco»), У-250 (механизированный склад комовой серы №2) производства №6 АГПЗ филиала ООО «Газпром переработка» предусмотрено образование отхода минеральных масел индустриальных (III класс опасности), которые не учтены в действующем ПНООЛР, согласованном с Росприроднадзором.

В ходе рассмотрения и анализа действующего ПНООЛР, отчета по форме 2 ТП (отходы), представленного юридическим лицом в Межрегиональное управление за 2019, данных учета в области обращения с отходами за период с IV квартала 2018 по IV квартал 2019, а также договоров, заключенных юридическим лицом со специализированными в области обращения с отходами организациями установлено, что аналогичное нарушение допущено при обращении со следующими отходами I-. V классов опасности, аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом (II), отходы минеральных масел моторных (III), отходы минеральных масел турбинных (III), отходы минеральных масел индустриальных (III),

- смеси нефтепродуктов прочие, извлекаемые из очистных сооружений нефтесодержащих вод, содержащие нефтепродукты более 70% Ш), провод медный в изоляции из поливинилхлорида, утративший потребительские свойства 111), лом и отходы меди несортированные, незагрязненные (111), покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (IV). покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные (ТУ), катализатор на основе оксида алюминия с содержанием железа менее 2.0% отработанный (IV), лом и отходы алюминия в кусковой форме (V), лом и отходы алюминия несортированные (V), лом и отходы латуни несортированные (V). лом и отходы стальные несортированные (V), лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные (V), стружка черных металлов несортированная незагрязненная ГУ).

Вместе с тем, у юридического лица в 2019 образованы следующие отходы, на которые также не утверждены нормативы образования и не учтены в действующем ПНООЛР,

- отходы технологического оборудования из чёрных металлов, загрязнённого серой при производстве серы из природного сернистого газа (IV),

- рулонные кровельные материалы, загрязненные серой при ремонте ямы хранения серы, серных карт, серопроводов (IV),

- керамзит, загрязненный серой при ремонте ямы хранения серы, серных карт, серопроводов (IV),

- железобетон, загрязненный серой при ремонте ямы хранения серы, серных карт, серопроводов (IV),

- грунт, загрязненный серой при ремонте ямы хранения серы, серных карт, серопроводов (IV).

Вышеуказанные отходы, образованные в результате деятельности юридического лица на объекте негативного воздействия на окружающую среду переданы сторонним специализированным организациям на основании договоров,

- с ООО «ЕСЭК» договор от 05.11.2019 № S 96-404519 на реализацию смеси нефтепродуктов прочих, извлекаемых из очистных сооружений нефтесодержащих вод, содержащие нефтепродукты более 70%,

- с ООО ПКЦ «ВДВ» договор № S 96-290819 от 08.08.2019 на реализацию продукции (отходы производства) (покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные, покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные), с ООО «Астрвторсырье» договора № S 96-266819, № S 96-266919 от 29.07.2019 реализации продукции лома и отходов черных металлов,

- с ООО «Завод теплоизоляционных изделий» договор № S 96-316519 от 30.08.2019 на реализацию отработанного катализатора на основе оксида алюминия с содержанием железа менее 2%,

- с ООО «ПК «ОсколСпецМеталлургия» договор № S 32-083118 от 30.09.2018 на реализацию отработанного катализатора на основе оксида алюминия с содержанием железа менее 2%.

На отходы, аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом (II), отходы минеральных масел моторных (III), отходы минеральных масел турбинных (III), отходы минеральных масел индустриальных (III), отходы технологического оборудования из черных металлов, загрязненного серой при производстве серы из природного сернистого газа (IV), рулонные кровельные материалы, загрязненные серой при ремонте ямы хранения серы, серных карт, серопроводов (IV), керамзит, загрязненный серой при ремонте ямы хранения серы, серных карт, серопроводов (IV), грунт, загрязненный серой при ремонте ямы хранения серы, серных карт, серопроводов (IV), железобетон, загрязненный серой при ремонте ямы хранения серы, серных карт, серопроводов (IV), договора и акты на передачу специализированным организациям отсутствуют.

Кроме того, площадка механизированного склада комовой серы № 1 производства №6 АГПЗ филиала ООО «Газпром переработка» (кадастровый номер земельного участка 30:06:010216:13), где с 01.11.2018 складируются отходы виде железобетона, загрязненного серой, грунта, загрязненного серой, отсутствует в ПНООЛР в качестве места накопления отходов, в нарушении ст. ст. 3, 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

В ходе осмотра прокуратурой установлено, что на участке территории У-250 (кадастровый номер земельного участка 30:06:010215:485), площадью 116 кв.м., с западной стороны амбара кислых стоков КНС-1 установки У-250, непосредственно на почве навалом несанкционированно размещены отходы грунта, загрязненного серой, в нарушение ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, п.7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Согласно отчету по форме 2 ТП отходы, в 2019 у юридического лица образовалось 60,0 тонн такого отхода.

Выявленный в ходе проверки отход грунта, загрязненного серой, отнесен к 4 классу опасности (протокол исследований от 26.08.2019 №511гк).

Юридическим лицом представлены документы на проведение ремонтных работ ям хранения серы, серных карт, серопроводов, проводимых на территории АГПЗ в период с 4 квартала 2018 по настоящее время 2020.

Из документов установлено, что приказом Управления Росприроднадзора по Астраханской области № 684 от 19.07.2019 для объекта «Астраханский газоперерабатывающий завод» утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, срок действия которых установлен с 19.07.2019 по 18.07.2024. Юридическим лицом в 2019 разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

Астраханский ГПЗ филиал ООО «Газпром переработка» допустил осуществление деятельности по обращению с отходами производства и потребления на объекте «Астраханский газоперерабатывающий завод» (далее - АГПЗ) (номер объекта 12-0130-000070-П) по адресу, Астраханская область, Красноярский район, МО «Джанайский сельсовет» в период с 19.07.2019 по настоящее время в отсутствие на ряд отходов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, допустил сброс отхода на почву, в нарушение указанной нормы закона.

Факт совершения ООО «Газпром переработка» указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами,

- протоколом об административном правонарушении от 5.03.2020 №06-103/2020, актами выездной проверки от 6.08.2019, 13.08.20;19, 4.10.2019, фото к ним;

- письмом Аксарайского прокурора по надзору за соблюдением законов в АГКК от 8.11.2019; материалами проверки;

- протоколами биотестирования, протоколами измерений, отбора проб ФГБУ ЦЛАТИ по Астраханской области;

- экспертным заключением № 581 от 26.09.2019;

- свидетельством о государственной регистрации права серии 30-АА 336765 от 23.03.2009, из которого следует, что ОО «Газпром» является собственником земельного участка, площадью 31 200кв.м. по адресу, Астраханская область, Красноярский район, Астраханский газоперерабатывающий завод, механизированный склад комовой серы-1, кадастровый номер: 30:06:010216:13, ограничение права не зарегистрировано;

- информацией Аксарайской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в АГКК от 2.12.2019, объяснениями должностных лиц.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон «Об охране окружающей среды», были официально опубликованы в средствах массовой информации, действуют на протяжении длительного времени, у юридического лица ООО «Газпром переработка» имелась реальная возможность для соблюдения требований указанных законов, однако юридическим лицом не предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Требование законодательства в области охраны окружающей среды, экологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления направлены на охрану и защиту окружающей среды и граждан, создание условий для их безопасной жизнедеятельности и сохранение природных ресурсов, являются обязательными для исполнения. Оно посягает на установленный государством порядок в сфере охраны окружающей среды.

Таким образом, совершенное ООО «Газпром переработка» деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Нарушение указанных выше требований законодательства влечет нарушение значимых общественных интересов, возможность загрязнения окружающей среды и нарушение прав граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, иными правовыми актами.

Основным видом деятельности ООО «Газпром переработка» является производство нефтепродуктов, имея возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, достоверная зная о том, что необходимо соблюдать экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, допустило нарушение требований природоохранного законодательства, выразившееся в осуществлении деятельности по обращении с отходами производства и потребления на объекте «Астраханский газоперерабатывающий завод» с 19 июля 2019 по настоящее время в отсутствие нормативов образования на ряд отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, а также допустило сброс отходов на почву.

Вопреки доводам жалобы совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяют суду прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность ООО «Газпром переработка», привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления не является.

Наличие Решения заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Астраханской области, заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 4 июня 2020 по жалобе ООО «Газпром переработка», которым постановление № 06-103/2020 от 15 мая 2020 о привлечении ООО «Газпром переработка» по ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, не является безусловным основанием для удовлетворения настоящей жалобы, поскольку действующее законодательство не препятствует обжалованию спорного решения в судебном органе, чем воспользовалось в настоящее время Общество.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем, исходя из характера и степени потенциальной опасности, а также обстоятельств совершения ООО «Газпром переработка» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для признания указанного деяния малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в представленных материалах не имеется и в поданной жалобе не содержится.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, в том числе с учетом того, что вмененное ООО «Газпром переработка» нарушение требований законодательства не позволяет сделать вывод об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде, вопреки доводам жалобы.

Нарушений норм закона, влекущих отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу не допущено. Порядок и процедура привлечения к административной ответственности соблюдены. Штраф наложен в пределах санкции статьи минимальный.

Постановление о привлечении ООО «Газпром переработка» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел, а наказание назначено в пределах, установленных санкцией данной статьи.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, 30.9, ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление № 06-103/2020 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Астраханской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям от 15 мая 2020 Соколовой Кристины Сергеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении юридического лица ООО «Газпром переработка», оставить без изменения, а жалобу директора АГПЗ филиала ООО «Газпром переработка» Танаянц Олега Владимировича, без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Полный текст решения изготовлен 20 июля 2020г.

Судья Н.Р.Нургалиева