Дело № 12-42/2020
УИД: 23RS0028-01-2020-000860-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Лабинск 30 октября 2020 г.
Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Лисунова Н.В.,
с участием:
представителя заявителя ООО «Транс-Сервис» – Кацука В.А., действующего на основании доверенности от 28.02.2020 года,
представителя заинтересованного лица - главного государственного инспек-тора территориального сектора по Лабинскому району отдела государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов Краснодарского края Датовой О.С., действующей на основании доверенности от 24.12.2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя директора ООО «Транс-Сервис» Дунамеляна М.А. - Кацука В.А. на постановление <Номер> о назначении административного наказания от 20.02.2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением <Номер> о назначении административного наказания, вынесенным 20.02.2020 года старшим государственным инспектором Краснодарского края в области охраны окружающей среды, директор ООО «Транс-Сервис» - Дунамалян М.А привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000,0 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, представитель ООО «Транс-Сервис» обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить его и пре-кратить производство по делу об административном правонарушении.
В обоснование жалобы представитель ООО «Транс-Сервис» указал, что считает постановление о назначении административного наказания необоснованным, вынесенным в нарушение норм материального и процессуального права, нарушающим права и законные интересы предприятия, осуществляющего свою экономическую деятельность по добыче и переработке минерального сырья при разработке Орджинского месторождения.
В соответствии с утвержденной ООО «Транс-Сервис» технологической схемой первичной переработки минерального сырья при разработке Орджинского месторождения-1 гравийно-песчанной смеси в Лабинском районе и согласованной 05.04.2017 года Министерством природных ресурсов Краснодарского края, техническое снабжение производства водой обеспечивается за счет создания на площадке оборотного водоснабжения. Организация оборотного водоснабжения будет достигнута строительством трех бассейнов, два из которых должны выполнять функции пульпоотстойника, третий бассейн осветленной воды. Действующей технологической схемой при разработке и переработке ПГС, в том числе и для дробления камня, использование первого водоносного слоя участка недр не предусмотрено. Использование воды из 3-х скважин осуществляется в целях хозяйственно-бытовых нужд и никак не используется в целях предпринимательской деятельности, то есть не приносит систематическую прибыль от ее использования и реализации. Вода для нужд, связанных с предпринимательской деятельностью, заявителем не используется.
Представитель заявителя Кацук В.А. в судебном заседании поддержал доводы жалобы, по основаниям в ней изложенным.
Представитель заинтересованного лица Датова О.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы представителя ООО «Транс-Сервис», указала, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, так как по результатам обследования земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес>, кадастровый номер земельного участка: <Номер> выявлен факт забора воды из первого водоносного горизонта. Вода, подаваемая насосом, ООО «Транс-Сервис» используется в технологическом производстве - дроблении камня. ООО «Транс-Сервис» осуществляет добычу пресных подземных вод без лицензии на право пользования недрами для нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Материалами дела об административном правонарушении установлено, что у ООО «Транс-сервис» не имеется каких-либо подтверждающих право пользования скважиной (недрами) документов. Вместе с тем, в материалах дела имеется рабочая программа производственного контроля качества воды автономной системы водоснабжения, согласно которой автономная система водоснабжения состоит из 3 источников водоснабжения в виде трубчатых колодцев (скважин), для получения подземных вод из водоносных горизонтов, залегающих на глубине до 8 метров, которые используются для бытовых нужд (соответственно для бытовых нужд указанного юридического лица). Также установлено, что на предприятии ООО «Транс-сервис» отсутствует централизованное водоснабжение, что также подтверждает факт добычи вышеуказанным юридическим лицом пресных подземных вод в целях удовлетворения нужд юридического лица. Диспозиция ст. 19 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», не распространяется на действия указанного юридического лица, в виду того, что добыча пресных подземных вод осуществляется на территории ООО «Транс-сервис», после чего добытые пресные подземные воды используются юридическим лицом ООО «Транс-сервис», а также его сотрудниками для целей и нужд (бытовых) вышеуказанного юридического лица. Законными действиями юридического лица при сложившихся обстоятельствах были бы после получение в установленном законодательством порядке лицензии на право пользования недрами, либо ликвидация указанных водозаборных скважин, но не как не их эксплуатация, то есть самовольное пользование в нарушение действующих норм природоохранного законодательства. Должностным лицом - директором ООО «Транс-Сервис» Дунамалян М.А. не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Выслушав пояснения представителя заявителя, представителя административного органа, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.
20.02.2020 года постановлением главного государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды П.П. о назначении административного наказания <Номер>, должностное лицо - директор ООО «Транс-Сервис» Дунамалян М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.7.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000,0 рублей.
В соответствии с положениями ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.ст. 26.2, 26.11,29.9, 29.10 КоАП РФ, судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности на основании доказательств, к которым относятся протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства, и оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ являются любые данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч.2 и ч.3 ст.1.5 КоАП РФ презумпция невиновности возлагает обязанность доказывать виновность лица, привлеченного к административной ответственности, в установленном Кодексом порядке на лиц, уполномоченных возбуждать производство по делам об административных правонарушениях.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей
Согласно ч.1 ст.2.1 и ст.2.2 КоАП РФ вина является одним из основных признаков административного правонарушения. Она характеризует психическое отношение лица, его совершившего, к противоправности своих действий (бездействия) и их последствиям. Вина характеризует субъективную сторону состава административного правонарушения. Она может быть в форме умысла или неосторожности.
Поскольку наличие вины является обязательным условием привлечения к административной ответственности, то в материалах дела должны находиться соответствующие доказательства.
Объективная сторона административного правонарушения включает в себя элементы, наличие которых должно быть подтверждено определенными доказательствами, при этом такие доказательства должны присутствовать в материалах дела.
Согласно протоколу <Номер> об административном правонарушении от 11.02.2020 года ООО «Транс-Сервис» осуществляет незаконную добычу пресных подземных вод без лицензии на право пользование недрами для нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и не принимает все зависящие от предприятия меры по недопущению нарушений.
В соответствии с протоколом при использовании 3-х источников водоснабжения в виде трубчатых колодцев (скважин), для получения подземных вод из водоносных горизонтов, залегающих на глубине до 8 метров, должностное лицо – директор ООО «Транс-Сервис» Дунамалян М.А. не принял все зависящие от него меры по недопущению нарушений.
В соответствии с диспозицией ч.1 с.7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет административную ответственность.
Согласно ст.19 Закона РФ от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах» (ред. от 27.12.2019), собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
Таким образом, без оформления разрешения предприятию можно пользоваться водой при сочетании следующих обстоятельств: земельный участок находится в собственности или арендуется юридическим лицом, претендующим на водопользование; запасы ресурса не учтены государственным балансом; водоносный горизонт не задействован для нужд централизованного водоснабжения; расход воды на производство менее 100 м?/сутки; вода не передается другим лицам и предприятиям.
Административным органом при обследовании земельного участка с кадастровым <Номер> выявлен факт забора воды из первого водоносного горизонта насосом (координаты <данные изъяты>).
При этом заявителем не оспаривается сам факт забора воды, а оспаривается факт осуществления добычи пресных подземных вод без лицензии на право пользования недрами для нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Заявителем представлена утвержденная ООО «Транс-Сервис» Технологическая схема первичной переработки минерального сырья при разработке Орджинского месторождения-1 гравийно-песчанной смеси в Лабинском районе, согласованная 05.04.2017 года Министерством природных ресурсов Краснодарского края, согласно которой техническое снабжение производства водой обеспечивается за счет создания на площадке оборотного водоснабжения. Данной действующей технологической схемой при разработке и переработке ПГС, в том числе и для дробления камня, использование первого водоносного слоя участка недр, не предусмотрено.
Согласно положений ст.2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В судебном заседании установлено, что использование воды из 3-х скважин осуществляется ООО «Транс-Сервис» в целях хозяйственно-бытовых нужд предприятия.
В свою очередь административным органом не представлено доказательств использования ООО «Транс-Сервис» воды из 3-х скважин в целях предпринимательской деятельности, а именно не представлено сведений и указаний на установленные проверкой факты систематического получения прибыли от использования заявителем воды первого водоносного слоя для обеспечения бытовых нужд работников предприятия.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу положений ч.1 и ч.4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд пришел к выводу, что вина директора ООО «Транс-Сервис» Дунамаляна М.А. в совершении правонарушения, указанного в постановлении от 20.02.2020 <Номер>, не установлена, в связи с чем состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, не имеется.
При таких обстоятельствах указанное постановлениеподлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях Дунамаляна М.А. состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 24.5, 30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении <Номер> от 20.02.2020 года, которым должностное лицо – директор ООО «Транс-Сервис» Дунамалян М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000,0 рублей - отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАПРФ, то есть за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в десятидневный срок в Краснодарский краевой суд через Лабинский районный суд.
Судья: