Дело № 12-42/2016
РЕШЕНИЕг.Судогда 23 ноября 2016 года
Куприянов А.В.
">Судья Судогодского районного суда Владимирской области Куприянов А.В.,
Куприянов А.В.">с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области на основании доверенности ФИО1,
Куприянов А.В.">представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской области на основании доверенности ФИО2,
Куприянов А.В.">рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу юридического лица ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области на постановление ...... по Владимирской области ФИО3 от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 КоАП РФ;
Куприянов А.В.">у с т а н о в и л:
Куприянов А.В.">согласно представленных материалов дела ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области осуществляет эксплуатацию очистных сооружений механической очистки, расположенных в ... м юго-западнее территории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области.
Куприянов А.В.">На очистные сооружения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области поступают собственные производственные и хозяйственно-бытовые сточные воды, а также переданные ООО «Комстройсервис» по договору на водоотведение ... от ....
Куприянов А.В.">В состав очистных сооружений входят: гаситель напора, отстойник.
Куприянов А.В.">В ходе выезда ... на территорию очистных сооружений ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области установлено, что очистные сооружения находятся в нерабочем состоянии. Сточные воды, не прошедшие очистку на очистных сооружениях, сбрасываются непосредственно в дренажный канал, а затем в реку Поль.
Куприянов А.В.">При этом в поверхностный водный объект реки Поль поступают следующие загрязняющие вещества: фосфаты, аммоний ион, нитриты, нитраты, нефтепродукты.
Куприянов А.В.">По результатам контрольных анализов Филиала ЦЛАТИ по Владимирской области (аттестат аккредитации № ... от ...), привлеченного к плановой проверке в качестве аналитического сопровождения, согласно протоколу ...-... от ..., сточные воды после очистных сооружений имеют следующие концентрации загрязняющих веществ: фосфат-ион - ... мг/дм3; аммоний ион - ... мг/дм3; нитрит ион - < ... мг/дм3; нитрат ион - ... мг/дм3; нефтепродукты - ... мг/дм3.
Куприянов А.В.">Решение о предоставлении водного объекта реки ... для сброса сточных вод у ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области отсутствует.
Куприянов А.В.">В соответствии со ст.3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти субъектов РФ, органов местного управления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Куприянов А.В.">В соответствии с ч.2 ст.11 Водного Кодекса Российской Федерации предоставление водных объектов в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Куприянов А.В.">Согласно ч.2 ст.21 Водного Кодекса Российской Федерации предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти.
Куприянов А.В.">Часть пятая ст.23 Водного Кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение о предоставлении водного объекта или его части в соответствии с частью 1 настоящей статьи в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре.
Куприянов А.В.">Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (ч.1 ст.44 Водного Кодекса Российской Федерации).
Куприянов А.В.">Пункт первый ч.6 ст.60 Водного Кодекса Российской Федерации предписывает, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Куприянов А.В.">Постановлением ...... по Владимирской области ФИО3 от ... юридическое лицо ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде минимально возможного административного штрафа в размере ... рублей.
Куприянов А.В.">Не согласившись с указанным постановлением, представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области ФИО1 просила его отменить и производство по делу прекратить по малозначительности; ссылаясь на то, что очистные сооружения находятся в оперативном управлении учреждения, средств на их реконструкцию федеральным не представлено, не смотря на то, что руководство учреждения приняло все зависящие от него меры по восстановлению работы очистных сооружений.
Куприянов А.В.">В судебном заседании представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области ФИО1 поддержала доводы жалобы и настаивала на её удовлетворении.
Куприянов А.В.">Дополнительно ФИО1 пояснила, что без привлечения средств федерального бюджета восстановить очистные сооружения не представляется возможным, поскольку на их реконструкцию и капитальный ремонт необходимо около ... млн. рублей. Данные средства включены в программу развития уголовно-исполнительной инспекции Владимирской области на 2017-2020 года. Параллельно руководство учреждения участвует в обсуждении вопроса о строительстве очистных сооружений для нужд поселка ... за счет средств местного бюджета с последующим подключением к очистным сооружениям на основании возмездного договора.
Куприянов А.В.">Сточные воды поступают на очистные сооружения механической очистки, в состав которых входят гаситель напора, отстойник, иловая площадка. В отстойнике и на иловой площадке происходит выпадение загрязняющих веществ, дальнейшая доочистка происходит в дренажном канале, лишь после чего сточные воды попадают в реку в таком состоянии, что не происходит негативного воздействия на водный объект реки Поль.
Куприянов А.В.">Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской области на основании доверенности ФИО2 просила постановление ...... по Владимирской области ФИО3 от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 КоАП РФ, в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области оставить без изменения, а жалобу юридического лица без удовлетворения, ссылаясь на установленный факт самовольного пользования исправительной колонией рекой Поль без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом.
Куприянов А.В.">Судья, выслушав объяснения представителя ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области ФИО1, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской области ФИО2, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Куприянов А.В.">Административная ответственность по ст.7.6 КоАП РФ предусмотрена за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Куприянов А.В.">Согласно ч.1 ст.9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 указанного Кодекса.
Куприянов А.В.">В соответствии с п.2 ч.2 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водных объектов в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных вод, производится на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Куприянов А.В.">Как следует из свидетельства о государственной регистрации права серии ... от ..., что очистные сооружения поселка ... находятся в оперативном управлении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области.
Куприянов А.В.">Актом проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Владимирской области ... от ... подтверждены обстоятельства сброса через дренажный канал в водный объект реки Поль загрязняющих веществ (фосфат-ион - ... мг/дм3; аммоний ион - ... мг/дм3; нитрит ион - < ... мг/дм3; нитрат ион - ... мг/дм3; нефтепродукты - ... мг/дм3).
Куприянов А.В.">Факт сброса подтверждается отчетом по форме 2-тп (водхоз) за 2015.
Куприянов А.В.">Данные обстоятельства и отсутствие у ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области соответствующего разрешения на пользование водным объектом рекой Поль не оспаривались представителем юридического лица в судебном заседании.
Куприянов А.В.">Выводы суда о виновности ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются совокупностью доказательств, анализ которых приведен в оспариваемом постановлении.
Куприянов А.В.">Вместе с тем, из Устава ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области следует, что учреждение является некоммерческой организацией, источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством (п.5.8 Устава).
Куприянов А.В.">Реконструкция очистных сооружений ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области включена в перечень мероприятий объектов УФСИН России по Владимирской области федеральной целевой программы «Юстиция» на 2017-2020 года, согласно которой будет произведено поэтапное выделение ... млн. рублей на проектно-изыскательские и строительные работы.
Куприянов А.В.">Статья 2.9 КоАП РФ, устанавливая возможность освобождения от административной ответственности, предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Куприянов А.В.">Как разъяснено в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Куприянов А.В.">Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Куприянов А.В.">По смыслу закона, статья 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не предписывает обязательность освобождения лица от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предоставляет только право принять такое решение. В связи с этим субъект административной юрисдикции обязан при производстве по делу рассмотреть все обстоятельства нарушения, оценить его последствия, убедиться, что конкретным действием не нанесен сколько-нибудь значительный вред отдельным гражданам или обществу, исследовать обстановку, в которой совершено правонарушение, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, и т.п.
Куприянов А.В.">При рассмотрении жалобы на постановление административного органа судьей установлено, что в результате сброса недостаточно очищенных сточных вод после очистных сооружений ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области не оказывает влияния на водный объект реки ...
Куприянов А.В.">Данный вывод следует из акта проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Владимирской области ... от ... и не оспаривался в судебном заседании ФИО2
Куприянов А.В.">С учетом обстоятельств, при которых совершено исследуемое правонарушение и принимая во внимание то, что очистные сооружения являются федеральным имуществом и находятся в оперативном управлении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области, для восстановления которых у юридического лица отсутствуют собственные источники; с учетом принятых ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области мер по реконструкции очистных сооружений, по очистке сточных вод до их фактического сброса в реку Поль, при отсутствии средств федерального бюджета на реконструкцию очистных сооружений, и, главное, что в результате данного сброса не происходит негативного влияния на водный объект; совершенное ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области правонарушение необходимо признать малозначительным.
Куприянов А.В.">При этом судья исходит из того обстоятельства, что услуги водоснабжения и канализации отнесены федеральным законодательством к ведению органов местного самоуправления и не относятся к предметам и целям деятельности исправительного учреждения, предусмотренным п.2.1-2.3 Устава ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области.
Куприянов А.В.">В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.
Куприянов А.В.">С учетом изложенного, судья признает жалобу ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области на постановление ...... по Владимирской области ФИО3 от ... подлежащей удовлетворению.
Куприянов А.В.">На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.9, 30.3, 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
Куприянов А.В.">р е ш и л:
Куприянов А.В.">жалобу юридического лица ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области на постановление ...... по Владимирской области ФИО3 от ... удовлетворить.
Куприянов А.В.">Постановление ...... по Владимирской области ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области отменить.
Куприянов А.В.">Освободить ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области от административной ответственности, предусмотренной ст.7.6 КоАП РФ, ограничиться устным замечанием ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области, прекратив производство по делу об административном правонарушении.
Куприянов А.В.">Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд в течение 10 суток со дня его получения через Судогодский районный суд.
Куприянов А.В.">Судья А.В.Куприянов