ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-42/2016 от 26.10.2016 Плавского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

г.Плавск Тульской области 26 октября 2016 года

Судья Плавского районного суда Тульской области Половая Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Максим Горький» на постановление н от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя министра природных ресурсов и экологии Тульской области н от ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Максим Горький» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800000 (восемьсот тысяч) рублей.

Общество с ограниченной ответственностью «Максим Горький» обратилось в суд с жалобой на постановление н от ДД.ММ.ГГГГ.

В своей жалобе ООО «Максим Горький» просит снизить сумму административного штрафа, назначенного согласно Постановления Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области н от ДД.ММ.ГГГГ за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, до 400000 рублей. Мотивирует, тем, что ООО «Максим Горький» факт правонарушения не оспаривается, однако просит учесть финансовое положение общества, поскольку назначенный штраф в размере 800000 рублей негативно отразится на его финансовом положении. В настоящее время ООО «Максим Горький» несет значительную финансовую нагрузку, а именно: оплата текущих расходов в части налогов, заработной платы, расходов на ремонт автотранспорта и с/х техники, оборудования, общехозяйственных расходов; для диверсификации рисков, вызванных природными явлениями, выплаты по обязательствам по лизингам, кредитам и займам. Общая сумма текущих обязательств составляет ... рублей, в том числе просроченная задолженность ... рублей; снижение прибыли и выручки в связи с повышением закупочных цен на семена, средства защиты растений, удобрения, упаковочные материалы, запасные части, оборудование и сельскохозяйственную технику. Общество полагает, что имеются исключительные обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно: сложное финансовое положение: значительная нагрузка по финансовым обязательствам общества, снижение прибыли, резкое снижение выручки; оказание содействия административному органу в установлении обстоятельств дела – согласие с фактом правонарушения, представление пояснений, явка представителей; подготовка мероприятий по добровольному устранению допущенных нарушений, а именно в настоящее время осуществляется подготовка документов, необходимых для оформления лицензии; совершение правонарушения впервые, ненамеренный характер действий; отсутствие негативных последствий правонарушения в виде материального ущерба для других лиц. Выращивание картофеля и зерновых в Чернском, Плавском и Щекинском районах Тульской области в промышленных масштабах обеспечило рабочие места местному населению.

В судебном заседании представитель ООО «Максим Горький», по доверенности ФИО1 просила суд снизить сумму административного штрафа, назначенного по постановлению Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области н от ДД.ММ.ГГГГ до 400000 рублей. При этом пояснила, что из-за комплекса опасных агрометеорологических явлений в значительной степени пострадал урожай зерновых культур, а именно: 20% площадей под зерновыми культурами подлежит списанию. Убытки, связанные с гибелью сельскохозяйственных культур составляют ... рублей, что подтверждается актами обследования от ДД.ММ.ГГГГ по МО Чернский район, от ДД.ММ.ГГГГ по МО Плавский район, справкой расчетом по МО Щекинский район. 50% урожая зерновых культур не соответствует стандарту качества, так как имеет прорастание зерна от 20% до 60%. Цена реализации на зерно данного качества по факту ниже в 2 раза. Общие потери по зерновым культурам за сезон 2016 года составят ... млн.рублей. Также на текущий момент в поле из-за переувлажнения почвы и неблагоприятных погодных условий остается 200 га картофеля, фактические потери составят около ... млн.рублей. Перечисленные факты негативно сказываются на финансовом состоянии предприятия, фактического поступления денежных средств от реализации готовой продукции, что недостаточно для погашения текущих обязательных платежей. Также в связи со значительной финансовой нагрузкой, и невозможностью исполнять обязательства перед третьими лицами в срок, в компанию поступают претензии от поставщиков с требованиями об уплате задолженности. После зафиксированного факта добыча песка обществом не производится. В настоящее время проводится работа, направленная на получение лицензии.

В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности ФИО2 полагала, что жалоба, поданная ООО «Максим Горький» в части снижения размера штрафа подлежит удовлетворению. Так как в судебное заседание предоставлено достаточное количество доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, и позволяющих применить положения ч. 3.2, 3.3. ст.4.1 КоАП РФ. Пояснила, что факт правонарушения имел место, последствия совершенного правонарушения не столь значительны, так как незаконное проведение работ по добыче строительного песка было прекращено. В настоящее время имеется информации о начале проведения работ ООО «Максим Горький», направленных на получение лицензии в установленном законом порядке. Дополнила, что к административной ответственности за нарушение в сфере природопользования общество привлекалось впервые.

Выслушав объяснения представителя Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области и представителя ООО «Максим Горький», исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Как следует из представленных материалов, в ходе обследования территории на участке кадастровый номер , расположенном <адрес>, административным органом совместно с прокуратурой Плавского района выявлена добыча общераспространенного полезного ископаемого – строительного песка, без специального разрешения (лицензии), а именно: на участке производились работы по выемке (отработке) строительного песка, глубина отработки местами превышает 5 м., толща песка не обводнена. Также установлено, что вывоз песка осуществлялся средствами и силами ООО «Максим Горький». При этом общество не имеет лицензии на право пользования недрами на указанном участке.

Частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются в частности Федеральным законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

Согласно положениям статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения.

Установленные административным органом обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия общества квалифицированы по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами закона.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного обществу наказания.

В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

Применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости (Постановление от 17 января 2013 г. N 1-П).

Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении.

Впоследствии Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанная норма дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

Таким образом, с учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, тяжелого финансового положения ООО «Максим Горький», являющегося организацией производителем сельскохозяйственной продукции, и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы, но до размера не менее половины минимального размера.

При таких обстоятельствах постановление постановлением заместителя министра природных ресурсов и экологии Тульской области н от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем снижения назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до 500 000 рублей.

Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя министра природных ресурсов и экологии Тульской области н от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Максим Горький» изменить путем снижения назначенного ООО «Максим Горький» административного наказания в виде административного штрафа с 800000 рублей до 500 000 рублей.

В остальной части постановление заместителя министра природных ресурсов и экологии Тульской области н от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в соответствии со ст.ст.30.12.-30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в порядке надзора в Тульский областной суд.

Судья Половая Ю.А.