ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-42/2017 от 03.02.2017 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 12-42/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Шелепановой И.Г., рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, <данные изъяты> на постановление по делу о привлечении ФИО4 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.37. КоАП РФ,-

У с т а н о в и л:

Постановлением начальника управления по охране и использования объектов животного мира и среды их обитания правительства ЕАО ФИО3 от 23.12.2016 г. ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Не согласившись с названным постановлением, ФИО4 подал жалобу, просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Жалобу мотивировал тем, что 11.12.2016 года в утреннее время по дороге от с. Доброе Октябрьского района до г. Биробиджана, транспортировал мясо. В районе 20 км в 13: 00 часов трассы Биробиджан - Унгун-Ленинское Биробиджанского района был остановлен сотрудниками ОВД. При осмотре автомобиля в багажнике находилось мясо дикого животного (кабана), косули, и мясо домашнего животного (быка). После осмотра автомобиля и прибытия в город Биробиджан, в отношении ФИО4 сотрудники полиции Межмуниципального отдела МВД РФ «Биробиджанский» арестовали автомобиль и изъяли сотовый телефон. При этом, не дав пояснения по факту ареста и изъятия. Данное мясо ФИО4 взял у своего тестя (отца жены) ФИО1 (мясо дикого кабана и домашнего животного, быка). Документы на продукцию охоты (кабан) путевка и лицензия были выписаны на ФИО5, также в данные документы был вписан и он. Начальник управления по охране и использования объектов животного мира правительства ЕАО ФИО3 критически относя к показаниям и объяснениям ФИО4, мотивируя это желанием уйти от ответственности за административное правонарушение предусмотренное ч.1 ст.8.37. ФИО4 14 декабря 2016 года, не являясь охотников, в том смысле, что при нем не было огнестрельного оружия, транспортировал мясо дикого кабана в соответствии с законодательством. В протоколе указаны нарушения п.4 ст.32(2) Правил охоты утвержденных Приказ Минприроды России от 16 ноября 2010 г. N 512. Все последующие попытки доказать сотрудникам управления по охране и использования объектов животного мира правительства ЕАО правоту собственной позиции, требования об учете показаний свидетелей грубо проигнорированы данными должностными лицами. При вынесении Постановления небыли объективно и всесторонне изучены факты по данному делу. Просит суд отменить постановление о назначении административного наказания № 275 от 23.12.2016 года, прекратить производство по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В судебном заседании заявитель ФИО4 доводы жалобы поддержал, по доводам, изложенным в жалобе. Суду пояснил, что он был остановлен сотрудниками МОВД «Биробиджанский», в машины он перевозил мясо. Мясо косулю он приобрел, а мясо кабана добыл, т. к. имел разрешения на участие в коллективной охоте. Правила охоты он знает, их не нарушал.

В судебном заседании представитель ФИО6, действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, суду дополнительно пояснила, что ФИО4 уже предъявили расчет суммы ущерба, однако они не согласны с включением в них размер ущерба в отношении мяса кабана, т. к. все разрешения на добычу мяса кабана у заявителя имеются. Таким образом, в действиях ФИО4 отсутствует событие административного правонарушения. В действиях ФИО4 отсутствует посягательство на объекты животного мира, а соответственно и нарушении Правил охоты.

Представитель Управления по охране и использованию объектов животного мира Правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены.

Суд, выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 ст. 8.37. КоАП РФ предусмотрено, что нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1.2, 1.3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет.

Из разъяснений Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» следует, что объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37. КоАП РФ, является нарушение правил охоты, то есть требований к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на всей территории Российской Федерации, в частности нахождение физических лиц в охотничьих угодьях с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами без соответствующего разрешения. Такие действия подлежат квалификации по ч. 1 ст. 8.37. КоАП РФ в случае, если они не содержат признаков преступления, предусмотренного статьей 258 УК РФ.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" животный мир представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования (часть 5 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Охота является одним из видов пользования животным миром (статья 34 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире").

Согласно статье 40 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" пользователи животным миром обязаны, в частности, применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира, осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания, проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира, оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения.

Из системного анализа приведенных выше норм следует, что общественные отношения в области охоты как вида природопользования регулируются законодательством об охране окружающей среды.

В судебном заседании из материалов дела установлено, что 11.12.2016 года в утреннее время транспортировал разделанное на части мясо трех косуль и двух кабанов по территории охотничьих угодий, закрепленных за ООиР ЕАО Октябрьского, Ленинского и Биробиджанского районов ЕАО, участок №1 по дороге от с. Доброе до г. Биробиджана без разрешения на добычу копытных животных, путевки охотпользователя. В районе 20 км в 13.00 часов трассы Биробиджан-Унгун-Ленинское Биробиджанского района был остановлен сотрудниками ОВД, продукция охоты изъята.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении № 001302 от. 14.12.2016 года, охотничьим билетом серии заключением специалиста № 7 от 14.13.2016 г., постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 21.12.2016 г.

Согласно пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.09.2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования могут устанавливаться следующие ограничения охоты: установление допустимых для использования орудий охоты, способов охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц; определение сроков охоты.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.09.2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и являются обязательными для исполнения в сфере охотничьего хозяйства. Правилами охоты устанавливаются ограничения охоты.

В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 24.09.2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", правила охоты обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

В силу ст. 57 Федерального закона от 24.09.2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 1, ст. 57 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.2009 № 209-ФЗ деятельность, связанная с транспортировкой охотничьих ресурсов, а также нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, приравнивается к охоте; продукцией охоты признаются отловленные или отстреленные дикие животные, их мясо, пушнина и иная продукция, определяемая в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.

Согласно ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.09.2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.

В целях настоящей статьи к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.

В силу п. 4 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512 транспортировка продукции охоты и ее реализация производится при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, в котором сделана со­ответствующая отметка о добыче этих охотничьих животных или при наличии заполненного отрывного талона к указанному разрешению. В случае если в раз­решении на добычу охотничьих ресурсов указана норма допустимой добычи бо­лее одной особи охотничьих животных в день, либо не указано конкретное коли­чество особей охотничьих животных или нормы допустимой добычи, транспор­тировка соответствующей продукции охоты осуществляется при наличии раз­решения на добычу охотничьих ресурсов без отметки о добыче на его оборотной стороне.

Из материалов усматривает, что у ФИО4 имелась путевка от 24.08.2016 на право охоты на кабана до 1 года, он является участником коллективной охоты, ответственный за который является ФИО1ФИО1 имеет разрешение на добычу копытных животных на участок № 1 Амурзетского хозяйства на кабана до 1 года. В данном разрешении указаны сведения о добычи кабана до года 08.12.2016. Сведений о разрешение на добычу косили ни у ФИО4, ни у ФИО1 не имеется.

В судебном заседании установлено, что ФИО4 осуществлял транспортировку мяса трех косуль и двух кабанов.

Использование продукции охоты регламентировано специальными нормами закона.

Право собственности на объекты животного мира, в том числе продукцию охоты, не может возникнуть из неправомерного пользования животным миром.

В соответствии со ст. 9 Закона физические лица и юридические лица, обладающие правом на добычу охотничьих ресурсов, приобретают право собственности на продукцию охоты в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно ГК РФ (ст. ст. 136, 221) право собственности на имущество может возникнуть лишь из законных оснований приобретения имущества или пользования им. Право собственности на объекты животного мира не может возникнуть из неправомерного использования животного мира. В связи с этим нормы права, защищающие надлежащего собственника, не могут применяться в отношении лиц, добывающих объекты животного мира с нарушением установленных правил (ст. 35 Федерального закона «О животном мире»).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": продукция охоты - отловленные или отстреленные дикие животные, их мясо, пушнина и иная продукция, определяемая в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.

Соответственно, перевозя в транспортном средстве туши, конечности, ноги и головы косуль, кабана в отсутствие разрешения на добычу охотничьих ресурсовлазарев А. А. нарушил правила охоты.

Таким образом, суд не может признать законность транспортировки ФИО2 трех туш косуль и двух тушь кабана, посколь­ку право на добычу данного животного на основании разрешения на добычу косули и более одной туши кабана и на их транспортировку ФИО4 не имел.

Представленные материалы свидетельствуют о том, что должностным лицом полно и объективно исследованы все имеющиеся по делу доказательства на предмет их допустимости, достоверности и достаточности. Должностное лицо обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях ФИО4 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37. КоАП РФ.

Факт совершения ФИО4 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает. Оценив все доказательства по делу по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, и, установив событие и состав административного правонарушения, суд пришел к выводу о доказанности вины ФИО4. и правильности квалификации его действий по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ.

Административное наказание назначено ФИО4 в соответствии с правилами назначения административного наказания, закрепленными положениями КоАП РФ, в пределах, установленных законом, с учетом характера совершенного правонарушения, с учетом отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в размере, определенном санкцией ч. 1 ст. 8.37. КоАП РФ, соразмерно содеянному, справедливое.

На основании изложенного, руководствуясьст. 30.6 -30.9 КоАП РФ, суд

Р е ш и л:

Жалобу ФИО4 на постановление начальника управления по охране и использования объектов животного мира и среды их обитания правительства ЕАО №275 от 23.12.2016- оставить без удовлетворения.

Постановление начальника управления по охране и использования объектов животного мира и среды их обитания правительства ЕАО №275 от 23.12.2016– оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И. Г. Шелепанова

Копия верна

Судья И.Г. Шелепанова