ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-42/2017 от 29.05.2017 Приволжского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

с. Началово Астраханской области 29 мая 2017 г.

Приволжский районный суд Астраханской области в составе:

Председательствующего судьи Колчиной Н.А.,

При ведении протокола секретарем Шапошниковой Е.В.,

рассмотрев дело по жалобе ИП ФИО1, на постановление первого заместителя министра экономического развития Астраханской области № от 20 апреля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением первого заместителя министра экономического развития Астраханской области от 20 апреля 2017 года ИП ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.13 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей, за нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО1, обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос о его пересмотре, в обоснование своих доводов указав, что протокол об административном правонарушении составлен без его участия в то время как он находился в здании госоргана, протокол и постановление по делу вынесены за пределами двух месячного срока привлечения к административной ответственности, нарушен порядок привлечения к административной ответственности, данного административного правонарушения ФИО1 не совершал.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2 изложенные в жалобе доводы поддержали в полном объеме, просили постановление первого заместителя министра экономического развития Астраханской области от 20 апреля 2017 года отменить, производство по делу прекратить.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.6 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

7 апреля 2017 г. главным специалистом отдела контроля и административного производства, министерства экономического развития Астраханской области ФИО3 был составлен протокол № об административном правонарушении.

Как следует из протокола, индивидуальным предпринимателем ФИО1 21 июля 2016 г. совершено административное правонарушение в виде непредставления в установленный законодательством срок до 20 июля 2016 г. декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи за 2 квартал 2016 года, административная ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП Российской Федерации.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении первым заместителем министра экономического развития Астраханской области К. вынесено Постановление по делу об административном правонарушении № 20 апреля 2017 г., которым индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей за непредставление в установленный законом срок декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, предусмотренное ст. 15.13 КоАП Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года № 815 установлены правила и порядок предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда.

В соответствии с п. 14 указанных правил индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению № 12.

В соответствии с пунктом 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Пунктом 16 Правил установлено, что декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи».

Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о использовании производственных мощностей утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23 августа 2012 г. № 23 (в редакции Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 6 мая 2014 г. № 129).

Согласно п.1 ст. 26 Федерального закона №171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.

ИП ФИО1 не представил декларацию по форме приложения № 12 к Правилам за 2 квартал 2016 года до 21 июля 2016 года, чем нарушил установленный законодательством срок.

Указанные факты свидетельствуют о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП Российской Федерации. В связи с чем, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 07 апреля 2017 г. был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 15.13 КоАП Российской Федерации.

Ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 171-ФЗ определено, что государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Таким образом, нарушение сроков подачи деклараций индивидуальным предпринимателем препятствует осуществлению своевременного контроля со стороны административного органа за оборотом алкогольной продукции.

20 апреля 2017 г. первым заместителем министра экономического развития Астраханской области ФИО4 вынесено Постановление по делу об административном правонарушении № которым индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечен к административной ответственности за нарушение сроков предоставления декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, предусмотренной ст. 15.13 КоАП Российской Федерации, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Довод заявителя и его защитника о том, что нарушен порядок привлечения к административной ответственности, опровергается материалами дела.

Так, в соответствии со ст. 1.5 КоАП Российской Федерации, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в которых установлена его вина. Оно считается невиновным, пока его вина не будет установлена в предусмотренном законом порядке и не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.

Как указано в ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статьей 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается виновное действие (бездействие) лица, за которое установлена административная ответственность.

Объектом правонарушения по ст. 15.13 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере налогообложения деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в искажении информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.

В судебном заседании был допрошен в качестве свидетеля <данные изъяты>., главный специалист отдела контроля и административного производства Министерства экономического развития Астраханской области, который пояснил, что встретил ФИО1 около приемной, который хотел сдать объяснения, 7 апреля 2017 г. в 09 часов 5 минут, не говорил ему, что пришел для составления протокола, проконсультировал его по основаниям прекращения производства, полагая, что он пришел вторично, составил протокол без его участия.

При таких обстоятельствах, утверждения о том, что ФИО1 ввели заблуждение, в связи с чем он не смог принять участие при составлении протокола являются не состоятельными.

То, что заявителем был предоставлен ответ ФГУП «Охрана» Росгвардия» о том, что он прошел 7 апреля 2017 г. в 09.02 часов в административное здание не свидетельствует о его явке на составление протокола, поскольку Б. , как главный специалист отдела, не отрицает факт личного общения. Кроме того, в извещении о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении указывается не только время, но и место его составления, и в данном случае: <адрес>, а не приемная, как пояснил в своих показаниях заявитель, около которой они встретились с Б.

Кроме того, ФИО1 был извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом путем направления копии соответствующего определения, которая была получена им заблаговременно.

Таким образом, следует учитывать и требования ч.4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в соответствии с которыми в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Поскольку у инспектора имелось уведомление о вручении извещения заявителю, сам ФИО1 не заявил о том, что пришел на составление протокола, у инспектора не было препятствий составить протокол в его отсутствие.

То обстоятельство, что в протоколе указано о приложении документов за 1 квартал 2016 г., следует рассматривать как техническую ошибку, поскольку в действительности приложены документы за 2 квартал 2016 г.

Кроме того, в судебном заседании ФИО1 пояснил, что не совершал данное административное правонарушение, о предоставлении декларации он не знал, прекратил статус индивидуального предпринимателя, распродавал остатки и готовился к закрытию магазина. Однако, с данными утверждениями суд согласиться не может, так как статус индивидуального предпринимателя ФИО1, прекратил 3 февраля 2017 г., с 1 апреля 2016 г. по 30 июня 2016 г. осуществлял оборот пива и пивных напитков во втором квартале 2016 г.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ, пункту 1 статьи 2.1 и пункту 1 статьи 1.4 КоАП РФ статус лица определяется на момент совершения правонарушения, а не на момент привлечения к ответственности, индивидуальные предприниматели несут ответственность как должностные лица.

Так, в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, следовательно, при вступлении в гражданские правоотношения субъекты должны проявлять разумную осмотрительность.

ИП ФИО1, самостоятельно на свой риск, осуществляя предпринимательскую деятельность, являясь ее профессиональным участником, принял все риски, связанные с соблюдением действующего законодательства, в том числе устанавливающего порядок и сроки при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.

Должностное лицо – индивидуальный предприниматель ФИО1, являясь профессиональным субъектом предпринимательской деятельности, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации, прав и интересов третьих лиц, имел возможность не допускать нарушения установленных законодательством сроков при представлении деклараций.

Таким образом, у ФИО1 имелась возможность соблюдения установленных требований законодательства, но вследствие нежелания полно и внимательно изучить положения действующего законодательства, а также в результате подмены понятий, содержащихся в нем, допущено нарушение.

Кроме того, представленные в материалах копии товарно-транспортных накладных свидетельствуют о том, что ИП ФИО1 имел товарооборот пивных напитков, об этом свидетельствует и его печать, подпись и место отгрузки.

Позиция индивидуального предпринимателя о том, что такие товары он не покупал, расценивается как способ уйти от административной ответственности, поскольку на них имеется оттиск печати со штампом «Индивидуальный предприниматель ФИО1». Сведений о том, что его подпись как получателя товара фальсифицирована, как и том, что печать могло поставить иное лицо, в судебной заседание заявителем не представлено. Помимо этого, следует учесть специфику электронного документооборота, который осуществляется через сайт Росалкогольрегулирование, где отражены все необходимые сведения для контроля поставки продукции.

Об этом указал в своих показаниях и свидетель Б., который, в частности, пояснил, что когда пивные напитки приобретаются для личного пользования, товарно-транспортная накладная не оформляется, она предоставляется оптовой организацией, и она же подает сведения на сайт Росалкогольрегулирование. Также им отмечено, что заявитель неправильно интерпретирует понятия, поскольку они не проводят проверку индивидуального предпринимателя, как субъекта малого и среднего бизнеса, которые могут быть плановыми и внеплановыми, а именно в рамках своих полномочий проверяют сверку деклараций оптовых организаций и подачи индивидуальными предпринимателями и юридическими лицам, поэтому ФИО1 и было вменено из трех составов объективной стороны по ст. 15.13 КоАП РФ, именно нарушение сроков подачи декларации.

Из системного толкования статьей 1, 2, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что предоставляя физическим и юридическим лицам возможность осуществлять принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, законодатель в целях обеспечения прав и интересов других участников гражданского оборота устанавливает рамки дозволенного поведения, выход за которые не допускается.

При таких обстоятельствах, неисполнение должностным лицом требований Федерального закона № 171-ФЗ вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей не является обстоятельством, освобождающим само лицо от административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ.

Следует также учесть и то, что требования к декларированию установлены Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей», а ФИО1 согласно Единому государственному реестру индивидуальных предпринимателей присвоен ОГРНИП 7 октября 2004 года, и ко второму кварталу 2016 г. он не мог не знать о своей обязанности предоставить декларацию в силу закона.

Правила подачи деклараций с помощью электронного ключа через систему ЕГАИС, действующие для индивидуальных предпринимателей, с 1 января 2017 г. не относятся к событию административного правонарушения и не составляют объективную сторону административного правонарушения по ст. 15.13 КоАП РФ.

Так, в соответствии с требованиями п.2 ст.8 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» основное технологическое оборудование и оборудование для учета объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами передачи информации в единой государственной автоматизированной системе учета. Запрещен оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС (п.1 ст.26 Закона № 171-ФЗ).

Вопреки доводам жалобы постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, вынесено судом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения – со дня, когда декларация должна была быть предоставлена.

В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Квалификация действий ФИО1 соответствует установленным обстоятельствам дела, требованиям КоАП РФ и является правильной.

Административное наказание назначено ФИО1 с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ и в пределах санкции ст. 15.13 КоАП РФ.

При этом, суд считает, что наложение на должностного лица – индивидуального предпринимателя ФИО1 административного наказания в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей является справедливой и соразмерной мерой ответственности за совершенное им правонарушение. Наказание назначено в пределах санкции ст. 15.13 КоАП РФ, с учётом характера и степени общественной опасности содеянного, имущественного и финансового положения лица, привлекаемого к административной ответственности.

Иных доводов, которые бы свидетельствовали об отсутствии в действиях ФИО1 состава вмененного административного правонарушения либо могли бы повлечь отмену постановления, в жалобе не приведено.

Таким образом, должностным лицом полно и объективно исследованы, верно установлены фактические обстоятельства дела, а все представленные доказательства получили надлежащую правовую оценку, оснований сомневаться в правильности которой не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление первого заместителя министра экономического развития Астраханской области № от 20 апреля 2017 г. г. о привлечении ФИО1, к административной ответственности по ст.15.13 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Н.А. Колчина