ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-42/2018 от 19.04.2018 Малопургинского районного суда (Удмуртская Республика)

РЕШЕНИЕ

Дело № 12-42/2018

19 апреля 2018 года с. Киясово Удмуртская Республика

Судья Малопургинского районного суда УР Прохорова Т.В.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу Васильевой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе главного государственного инспектора – начальника Сарапульского отдела Государственного контрольного комитета УР Потаповой О.Н. на постановление мирового судьи судебного участка Киясовского района УР от 13 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ в отношении Васильевой Тамары Егоровны – первого заместителя главы Администрации МО «Киясовский район» - заместителя главы Администрации по социальным вопросам

установил:

13 февраля 2018 года мировой судья судебного участка Киясовского района УР вынес постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ в отношении Васильевой Тамары Егоровны в связи с малозначительностью совершенного деяния. Васильевой Тамаре Егоровне объявлено устное замечание.

Не согласившись с данным постановлением, главный государственный инспектор – начальник Сарапульского отдела Государственного контрольного комитета УР Потапова О.Н. представила жалобу, в которой просит постановление отменить, возвратить дело на новое рассмотрение правомочному судье, мотивируя тем, что в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения. Считает, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление ВАС РФ №10) применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано. Судьей в мотивировочной части указано, что Васильева Т.Е. ранее к административной ответственности не привлекалась, предпринимает все зависящие от неё меры для выполнения бюджетного законодательства, учитывая, что данное нарушение не повлекло вредных последствий и существенного нарушения охраняемых общественных отношений в области бюджетного законодательства, ущерба и негативных последствий для бюджета МО «Киясовский район» не наступило, поэтому суд посчитал возможным освободить Васильеву Т.Е. от административной ответственности с объявлением устного замечания. Однако, в соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума ВС РФ №5), такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Перечисленные судьей обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ должны учитываться при назначении административного наказания. Кроме того, статус Васильевой Т.Е. как должностного лица, занимающего руководящую должность в Администрации района, обязывает её неукоснительно соблюдать действующее законодательство и требовать этого от своих подчиненных. Также согласно Постановления Пленума ВС РФ № 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Состав ст. 15.15.10 КоАП РФ является формальным, при котором общественно-опасные последствия еще не наступили, вместе с тем наступление этих последствий не исключается. В рассматриваемом случае бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с условием обязательного соблюдения установленного бюджетным законодательством порядка принятия лимитов бюджетных обязательств. Любые действия, приводящие к нарушению порядка принятия лимитов бюджетных обязательств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ. То есть совершенное правонарушение посягает на установленный публично-правовой порядок бюджетного финансирования, а положения ст. 15.15.10 КоАП РФ защищают (охраняют) интересы государства. Считает, что административное правонарушение, вменяемое должностному лицу Васильевой Т.Е., не отвечает признакам ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку представляет угрозу охраняемым общественным отношениям по соблюдению порядка бюджетного финансирования независимо от наступления каких-либо негативных последствий, наступление негативных последствий в качестве признака объективной стороны указанного правонарушения не предусмотрено. В данном случае существенная угроза общественным отношениям выразилась в нарушении бюджетного законодательства и в пренебрежительном отношении Васильевой Т.Е. к публичным правовым обязанностям. Считает, что совершенное Васильевой Т.Е. административное правонарушение (при формальном составе) не может быть отнесено к числу малозначительных, вне зависимости от наступивших последствий, нарушение бюджетного законодательства представляет угрозу охраняемым общественным отношениям в области финансово-бюджетного регулирования, создает предпосылки для дезорганизации функционирования бюджетной системы и препятствует достижению целей и задач государства. Считает, что освобождение лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности противоречит задачам законодательства об административных правонарушениях, в частности, защите законных экономических интересов государства и предупреждения совершения административных правонарушений. Данный порядок должен носить устойчивый характер, его соблюдение является обязанностью каждого участника правоотношений в сфере бюджетного законодательства РФ. Считает, что основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным отсутствуют.

В судебном заседании.

Васильева Т.Е. просит оставить постановление мирового судьи судебного участка Киясовского района УР от 13 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ в отношении нее без изменения, с доводами жалобы не согласна, считает назначенное наказание в виде устного замечания справедливым наказанием, определенным с учетом малозначительности совершенного административного правонарушения и отсутствия ущерба, а также негативных последствий для бюджета МО «Киясовский район».

Представитель Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил.

Исследовав доводы жалобы и материалы дела, необходимо прийти к следующему выводу.

В соответствии со ст.30.6 ч.3 КоАП РФ суд не связан с доводами жалобы на постановление об административном правонарушении и рассматривает административный материал в полном объеме.

Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, в т. ч. протокол об административном правонарушении, которые составляется в присутствии лица, в отношении которого ведется административное производство, с целью своевременного закрепления доказательств и возможности дачи объяснения лицом, в отношении которого ведется административное производство.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 2017/013 от 19 декабря 2017 года Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики в соответствии с пунктом 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ), пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона Удмуртской Республики от 10.10.2011 № 51-РЗ «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики», проведена проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Удмуртской Республики, выделенных в 2015 – 2017 годах муниципальному образованию «Киясовский район» на приведение в нормативное состояние и содержание автомобильных дорог, по которым проходят школьные автобусы. По результатам проверки составлен акт от 20 ноября 2017 года.

В ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства, выразившиеся в принятии администрацией района бюджетных обязательств в размерах, превышающих утверждённые бюджетные ассигнования и доведённые лимиты бюджетных обязательств.

Согласно п.3 ст.219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведённых до него лимитов бюджетных обязательств. Принятие бюджетных обязательств осуществляется путём заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В соответствии со ст.6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В соответствии с Титульными списками по объектам дорожного хозяйства, финансируемыми за счёт средств Дорожного фонда Удмуртской Республики в 2016 и 2017 годах, утверждёнными распоряжениями Правительства Удмуртской Республики от 13.01.2016 № 2-р (с изм.), в рамках Государственной программы Удмуртской Республики «Развитие транспортной системы Удмуртской Республики», утверждённой постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.07.2017 № 330, постановлениями Правительства Удмуртской Республики от 18.01.2016 № 4 (с изм.), от 26.12.2016 № 550 (с изм.) муниципальному образованию «Киясовский район» распределены субсидии из бюджета Удмуртской Республики на софинансирование мероприятий по содержанию автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них, по которым проходят школьные автобусы: в 2016 году – на общую сумму 3 266,9 тыс. руб. (в том числе на период с 1 сентября по 31 декабря – 1 262,5 тыс. руб.), в 2017 году – на общую сумму 3 238,1 тыс. руб. (в том числе на период с 1 января по 31 августа – 2 022,9 тыс. руб.).

Порядком предоставления субсидий муниципальным образованиям (регламентировался: до 22.05.2017 – Правилами, утверждёнными постановлением Правительства УР от 24.03.2008 № 56, с 22.05.2017 – Порядком - приложение 16 к ГП «Развитие транспортной системы», в ред. изм. от 22.05.2017) установлено, что субсидии предоставляются на софинансирование работ по содержанию автодорог местного значения в пределах средств, предусмотренных Законом Удмуртской Республики о бюджете на соответствующий финансовый год.

В соответствии с пунктом 9 Правил № 56 и на основании утверждённого Правительством Удмуртской Республики распределения субсидий Министерством транспорта, в лице заместителя министра транспорта А.М. Соловьева (на 2016 год) и министра В.П. Вахромеева (на 2017 год) с Администрацией муниципального образования «Киясовский район», в лице Главы Администрации района С.В. Мерзлякова (на 2016 год) и главы МО «Киясовский район» А.В. Максимова (на 2017 год), заключены Соглашения о направлении субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджету муниципального образования «Киясовский район» на содержание автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них, по которым проходят маршруты школьных автобусов: от 08.08.2016 № 339 – на период с 1 сентября по 31 декабря 2016 года; от 30.12.2016 № 530 – на период с 1 января по 31 августа 2017 года.

Соглашением предусмотрено софинансирование расходов по содержанию автодорог за счёт средств бюджета муниципального образования в размере 0,01% от суммы выделенных субсидий.

По условиям Соглашений на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики возложены обязанности, в том числе, по доведению до администрации района уведомлений по расчётам между бюджетами, по перечислению в доход бюджета муниципального образования субсидий в пределах доведённых до министерства лимитов бюджетных обязательств и предельных объёмов финансирования.

В свою очередь, на администрацию района возложены обязанности, в том числе, по обеспечению целевого финансирования содержания автомобильных дорог в пределах средств, полученных из бюджета Удмуртской Республики, и за счёт средств бюджета муниципального образования, по заключению муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с содержанием автомобильных дорог.

Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств по средствам субсидии на содержание автодорог доведены до Администрации района Управлением финансов Администрации МО «Киясовкий район» справками об изменении бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств от 16.08.2016 – 1 262,52 тыс. руб., 16.01.2017 – 2 014,25 тыс. руб. по КБК .

Решением Совета депутатов муниципального образования «Киясовский район» от 14.12.2015 № 369 «О бюджете муниципального образования «Киясовский район» на 2016 год» за счёт средств дорожного фонда МО «Киясовский район» в рамках Муниципальной программы «Муниципальное хозяйство» в общей сумме 569,0 тыс. руб. (без разбивки по видам дорог), в том числе на софинансирование расходов по содержанию автодорог, по которым проходят школьные автобусы, на период с 1 сентября по 31 декабря 2016 года – 0,13 тыс. руб.

Таким образом, в 2016 году на содержание автодорог местного значения, по которым проходят школьные автобусы (на период с 1 сентября по 31 декабря 2016 года) до Администрации района доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в сумме 1 262,65 тыс. руб., в том числе субсидии из бюджета Удмуртской Республики – 1 262,52 тыс. руб. и средства местного бюджета – 0,13 тыс. руб.

По результатам открытого аукциона в электронной форме Администрацией района в лице заместителя главы Администрации района по социальным вопросам Васильевой Т.Е., муниципальный контракт с ГУП Удмуртской Республики «Удмуртское автодорожное предприятие» на выполнение работ по содержанию автодорог от 31.08.2016 на общую сумму 3 277,1 тыс. руб., в том числе: на выполнение работ с 01 сентября по 31 декабря 2016 года – стоимостью 1 262,65 тыс. руб. (за счёт субсидий из бюджета Удмуртской Республики и средств местного бюджета); на выполнение работ с 01 января по 31 августа 2017 года – стоимостью 2 014,45 тыс. руб. (за счёт субсидий из бюджета Удмуртской Республики и средств местного бюджета).

Кроме того, в соответствии с п.3 ст.72 БК РФ возможность заключения долгосрочных муниципальных контрактов предусмотрена только с целью выполнения работ с длительным производственным циклом. Работы по содержанию автодорог не относятся к работам с длительным производственным циклом.

Таким образом, в нарушение п.3 ст.72, пп.2 п.1 ст.162, п.3 ст.219 БК РФ, решения о бюджете МО «Киясовский район» на 2016 год администрацией района в лице заместителя Главы администрации района по социальным вопросам Васильевой Т.Е. приняты бюджетные обязательства в размерах, превышающих бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в общей сумме 2 014,45 тыс.руб., путем заключения муниципального контракта с ГУП УР «Удмуртское автодорожное предприятие» на выполнение работ по содержанию автодорог, т.е. Васильевой Т.Е. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.15.15.10 КоАП РФ.

В материалах дела имеются следующие доказательства:

- акт от 20.11.2017 о результатах проверки законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Удмуртской Республики, выделенных в 2015 – 2017 годах муниципальному образованию «Киясовский район» на приведение в нормативное состояние и содержание автомобильных дорог, по которым проходят школьные автобусы, составленным инспекторами Государственного контрольного комитета УР;

- копия распоряжения Администрации МО «Киясовкий район» от 20.12.2010 №214 «О распределении обязанностей между главой Администрации МО «Киясовкий район» и его заместителями;

- копия распоряжения Администрации МО «Киясовкий район» от 03.06.2002 №57 лс «О назначении Васильевой Т.Е. первым заместителем главы администрации»;

- копия уведомления по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам от 15.08.2016 о предоставлении межбюджетного трансферта в размере 1 262 519 рублей;

- копия уведомления по расчетам между бюджетами от 13.01.2017 о предоставлении межбюджетного трансферта в размере 2 014 256 рублей;

- копия Соглашения № 339 от 08.08.2016 о направлении субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджету муниципального образования «Киясовкий район» на содержание автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них, по которым проходят маршруты школьных автобусов, с 1 сентября по 31 декабря 2016 года в размере 1 262 519 рублей;

- копия Соглашения № 530 от 30.12.2016 о направлении субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджету муниципального образования «Киясовский район» на содержание автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них, по которым проходят маршруты школьных автобусов, с 1 января по 31 августа 2017 года в размере 2 014 256 рубля;

- копия дополнительного соглашения №377 от 03.07.2017 к соглашению № 530 от 30.12.2016 о направлении субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджету муниципального образования «Киясовский район» на содержание автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них, по которым проходят маршруты школьных автобусов, с 1 января по 31 августа 2017 года;

- копия Муниципального контракта , заключённого между Администрацией муниципального образования «Киясовский район» в лице заместителя главы Администрации муниципального образования «Киясовский район» Васильевой Т.Е. («Заказчик») и Государственным унитарным предприятием Удмуртской Республики «Удмуртское автодорожное предприятие» («Подрядчик»); общая стоимость услуг в рамках Контракта составила: 2016 год – 1 262 647 рублей; 2017 год – 2 014 457 рублей;

- копия распоряжения Администрации муниципального образования «Киясовский район» от 17.05.2016 № 99 о назначении ответственных лиц при электронном документообороте;

- копия распоряжения Администрации муниципального образования «Киясовский район» от 03.10.2016 № 213 о назначении ответственных лиц при электронном документообороте;

- копия распоряжения Администрации муниципального образования «Киясовский район» от 17.03.2017 № 54 о назначении ответственных лиц при электронном документообороте;

При рассмотрении дела мировым судьей исследованы обстоятельства вмененного Васильевой Т.Е. административного правонарушения, дана оценка доводам и возражениям лиц, участвующих в деле.

Статья 15.15.10 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утверждённые бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Мировой судья, принимая решение о привлечении Васильевой Т.Е. к административной ответственности, пришел к выводу о наличии в действиях Васильевой Т.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, судья уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление ВАС РФ №10) применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума ВС РФ №5), такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Согласно Постановления Пленума ВС РФ № 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав ст. 15.15.10 КоАП РФ является формальным, при котором общественно-опасные последствия еще не наступили, вместе с тем наступление этих последствий не исключается.

В рассматриваемом случае бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с условием обязательного соблюдения установленного бюджетным законодательством порядка принятия лимитов бюджетных обязательств. Любые действия, приводящие к нарушению порядка принятия лимитов бюджетных обязательств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ. То есть совершенное правонарушение посягает на установленный публично-правовой порядок бюджетного финансирования, а положения ст. 15.15.10 КоАП РФ защищают (охраняют) интересы государства.

Суд приходит к выводу, что наказание по совершенному административному правонарушению, вменяемое должностному лицу Васильевой Т.Е., не отвечает признакам ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку представляет угрозу охраняемым общественным отношениям по соблюдению порядка бюджетного финансирования независимо от наступления каких-либо негативных последствий, наступление негативных последствий в качестве признака объективной стороны указанного правонарушения не предусмотрено. В данном случае существенная угроза общественным отношениям выразилась в нарушении бюджетного законодательства и в пренебрежительном отношении Васильевой Т.Е. к публичным правовым обязанностям.

В связи с этим, постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении нельзя признать законным и обоснованным.

Согласно п. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.

Учитывая, что правонарушение было совершено 31.08.2016 (дата заключения муниципального контракта с ГУП УР «Удмуртское автодорожное предприятие» на выполнение работ по содержанию автодорог), 2-х летний срок привлечения к административной ответственности Васильевой Т.Е. не истек, данное постановление подлежит отмене и возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка Киясовского района УР.

Таким образом, суд приходит к выводу, что жалоба главного государственного инспектора – начальника Сарапульского отдела Государственного контрольного комитета УР Потаповой Ольги Николаевны на постановление мирового судьи судебного участка Киясовского района УР от 13 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ в отношении Васильевой Тамары Егоровны – первого заместителя главы Администрации МО «Киясовский район» - заместителя главы Администрации по социальным вопросам подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ

РЕШИЛ:

Жалобу главного государственного инспектора – начальника Сарапульского отдела Государственного контрольного комитета УР Потаповой Ольги Николаевны на постановление мирового судьи судебного участка Киясовского района УР от 13 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ в отношении Васильевой Тамары Егоровны – первого заместителя главы Администрации МО «Киясовский район» - заместителя главы Администрации по социальным вопросам - удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка Киясовского района УР от 13 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ в отношении Васильевой Тамары Егоровны – первого заместителя главы Администрации МО «Киясовский район» - заместителя главы Администрации по социальным вопросам отменить, дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в судебный участок в ином составе судей.

Решение вступает в законную силу со дня вынесения.

Судья: Т.В. Прохорова