ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-42/2018 от 28.03.2018 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

К О П И Я

дело № 12-42/2018

РЕШЕНИЕ

город Салехард 28 марта 2018 года

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Сервисный центр СБМ» ФИО1 на постановление судьи Надымского городского суда ЯНАО от 17 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 января 2018 года ООО «Сервисный центр СБМ», (далее Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.

В жалобе, поданной в суд ЯНАО, генеральный директор общества ФИО1 просил постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал на недоказанность природоохранным прокурором факта размещения отходов бурения, ссылаясь на накопление отходов, на что соответствующая лицензия не нужна. До получения лицензии от 16 ноября 2017 года Общество осуществляло свою деятельность на основании действующей лицензии от 24 мая 2016 года № 0003, переоформление которой проводилось до 16 ноября 2017 года. Судом не исследованы доводы Общества, не установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор в возражениях на жалобу указал, что завоз на производственную площадку буровых отходов Обществом начался с 10.11.2016 года, окончен в августе 2017 года. Размещение отходов продолжалось до 16.11.2017 года - до получения лицензии. Следовательно, Общество осуществляло в данный период хранение отходов, а не накопление.

Прокурор и представитель ООО «Сервисный центр СБМ» в судебное заседание не явились, надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом данного правонарушения является установленный порядок лицензирования отдельных видов деятельности, не связанной с извлечением прибыли.

Основанием для вынесения в отношении Общества постановления о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ послужили материалы проверки соблюдения Обществом требований законодательства при обращении с промышленными отходами, проведенной Ямало-Ненецким природоохранным прокурором, в ходе которой выявлено размещение отходов IV класса опасности в отсутствие соответствующей лицензии.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон №89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

Согласно статье 4.1 названного Федерального закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Согласно ст. 9 указанного выше ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором указано, что в нарушении названных выше норм законодательства отходы бурения 4 класса опасности в объеме 7127 куб.м. накапливались на территории производственной площадки по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, на земельном участке с кадастровым номером 89:04:010904:6870 в период с 10.11.2016 года по 16.11.2017 года, что составляет более 11 месяцев и свидетельствует о размещении отходов в отсутствие лицензии на данный вид деятельности. Лицензия получена Обществом 16.11.2017 года.

Судья с данным выводом согласился, при этом не учел следующее.

В ходе производства по данному делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, защитниками Общества отрицался (л.д. 97-103).

По мнению Общества, вывод административного органа и судьи о факте размещения отходов бурения не соответствует материалам дела, о чем указывал в соответствующих пояснениях (л.д. 6-8, 81-84, 97-104).

Так указывалось, что по договору от 3 марта 2016 года № 156-АУ-16 ООО «Сервисный центр СБМ» на производственном комплексе Ямбургского НГКМ в период с ноября 2016 года по август 2017 года приняло от филиала «Уренгой бурение» ООО «Газпром бурение» отходы бурения в количестве 7127 м3 с целью дальнейшей переработки для производства продукции - смеси песчано-гравийной гранулированной, которые переработаны в период с 16 ноября 2017 года по 28 ноября 2017 года.

До даты начала переработки Общество осуществляло накопление отходов бурения, а не их размещение, поскольку площадка накопления отходов бурения, расположенная на территории производственной площадки по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, земельный участок с кадастровым номером 89:04:010904:6870, не обладает признаками объекта, используемого для размещения и (или) обезвреживания отходов I-IV классов опасности, также и для хранения отходов. Отходы бурения в объеме 6134 м3 переработаны в пределах нормативного срока накопления, превышение срока накопления отходов бурения в объеме 993,085 м3 не свидетельствует о размещении или хранении отходов.

При этом Обществом указывалось на то, что лицензия от 16 ноября 2017 года получена в результате переоформления. В период переоформления лицензии общество осуществляло свою деятельность на основании действующей лицензии от 24 мая 2016 года № 0003. До получения лицензии (16 ноября 2017 года) Общество не осуществляло какой-либо вид деятельности, не предусмотренной действующей лицензией.

В материалах дела имеется копия лицензии от 16 ноября 2017 года серии 0066 № 00336 на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, которая выдана обществу в результате переоформления лицензии от 24 мая 2016 года серии 0066 № 00336 (л.д. 53-67);

Однако прокурором не указан срок окончания действия ранее выданной Обществу лицензии, тем самым не доказано, что Общество не имело лицензии.

В подтверждение своих доводов Обществом представлены: договор поставки от 1 марта 2017 года № СЦБМ-МСК-175 (л.д.9-14); сертификат соответствия (л.д.15); санитарно-эпидемиологическое заключение от 9 ноября 2015 года № 89.01.05.000.М.000175.11.15; транспортные накладные (л.д. 17-20); журнал учета приема отходов бурения (л.д. 37-52); договор субаренды производственной площадки от 1 ноября 2016 года № АР-01/11-2016 (л.д.81-84); сведения о количестве образованных и переработанных отходов (л.д. 103).

В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ соответствующие доводы Общества опровергнуты не были, изложенным доказательствам и доводам Общества судьей оценка не дана. Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что отходы IV класса опасности в объеме 7127 м3, накопленные на земельном участке с кадастровым номером 89:04:010904:6870 в период с 10 ноября 2016 года по 16 ноября 2017 года были размещены в отсутствие лицензии, не добыто. Следовательно, в ходе производства по настоящему делу не доказан факт осуществления деятельности Общества по размещению отходов без лицензии.

Довод прокурора о том, что присутствие отходов свыше 11 месяцев на производственной площадке свидетельствует об их хранении, является голословным. Кроме того, положениями закона о лицензировании наличие лицензии на хранение отходов не требуется, так же как и на их накопление.

В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Из содержания статьи 30.7 КоАП РФ следует, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление судьи от 17 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ в отношении ООО «Сервисный Центр СБМ» подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении ООО «Сервисный Центр СБМ» подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении ООО «Сервисный Центр СБМ» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении ООО «Сервисный Центр СБМ» прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья (подпись) Н.В.Мочалова