ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-42/2021 от 16.03.2021 Эжвинского районного суда г. Сыктывкара (Республика Коми)

УИД 11RS0010-01-2020-002679-51

Дело № 12-42/2021

РЕШЕНИЕ

16 марта 2021 года город Сыктывкар Республики Коми

Судья Эжвинского районного суда гор. Сыктывкара Республики Коми Петрова М.В. при секретаре Домрачевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» на постановление мирового судьи Веждинского судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми от **.**.**№... о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением мирового судьи Веждинского судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми от **.**.**№... администрация Эжвинского по адресу ... МО ГО «Сыктывкар» привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб.

Не согласившись с постановлением, администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» принесла жалобу, в обоснование которой указано на отсутствие в её действиях состава инкриминируемого административного правонарушения.

Представитель администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» и должностное лицо, составившее протокол, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Эжвинского районного суда г.Сыктывкара.

Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении участвующих в деле лицо месте и времени рассмотрения жалобы, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст. 24.1Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 1 статьи 12.34Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.

В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценки ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Для реализации данных полномочий органы местного самоуправления могут создавать специализированные муниципальные предприятия, а также на договорной основе привлекать иные предприятия и учреждения.

Статьей 26 Устава МО ГО «Сыктывкар» определены вопросы местного значения, относящиеся к ведению городского округа, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ

В соответствии со статьей 58 главы 12 Устава МО ГО «Сыктывкар» к полномочиям администрации Эжвинского района относится: «... в пределах сметы доходов и расходов Эжвинского района обеспечение содержания, ремонт и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в Эжвинском районе включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Эжвинского района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения».

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2033 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе, полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Согласно п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Из устава Э следует, что оно создано в соответствии с решением ... от **.**.**№... (п.1.1), его учредителем является МО ГО «Сыктывкар». Полномочия собственника имущества и учредителя предприятия осуществляет администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» (п. 1.5). В соответствии с п. 5.2.18 Устава на Эвозложена обязанность по содержанию дорог.

В силу п. 14.2. решения ... от **.**.**№...... «Об утверждении Правил благоустройства муниципального образования городского округа «Сыктывкар» строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов, тротуаров и иных транспортных инженерных сооружений (за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения) осуществляется специализированными организациями по договорам с администрацией МО ГО «Сыктывкар» (по организации работ на территории Эжвинского района администрации МО ГО «Сыктывкар» - с администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар»).

Согласно п. 8.1. Постановления главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от **.**.**№...... муниципальные услуги в области эксплуатации городских дорог включают организацию текущего (ямочного), капитального ремонта, содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа (за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения).

Текущий ремонт дорог - это систематические планово-предупредительные работы по исправлению мелких повреждений дорожного покрытия, производящиеся специализированными организациями с использованием дорожной техники. При текущем ремонте заделывают мелкие трещины, разрушения, выбоины, исправляют и заменяют бортовой камень, ремонтируют смотровые и дождеприемные колодцы, заменяют крышки и решетки колодцев (оценка стандарта качества - систематические работы 3 балла, несистематические 0 баллов) (п.8.2).

Пунктом 10 указанного Постановления предусмотрен стандарт качества предоставления муниципальных услуг в области содержания средств безопасности дорожного движения. В соответствии с п пунктами 10.1. и 10.4 услуги в области содержания средств безопасности дорожного движения включают организацию работ по строительству, реконструкции и текущему содержанию светофорных объектов, дорожных знаков и разметки. Дорожная разметка должна быть нанесена на асфальтобетонное полотно автомобильных дорог, улиц и площадей везде, где она необходима в соответствии с Правилами дорожного движения. Дорожная разметка должна быть хорошо видна в любое время суток с расстояния не менее 30 метров.

Распоряжением администрации Эжвинского района МОГО «Сыктывкар» №... от **.**.** «О передаче имущества МОГО «Сыктывкар» в хозяйственное ведение» и актом приема-передачи от **.**.**Э на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество МО ГО «Сыктывкар», а именно все автомобильные дороги и улицы местного, в том числе по адресу ...

На основании указанного распоряжения **.**.** между администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» и Э заключено соглашение №...о предоставлении субсидий на **.**.** и плановый период **.**.** и **.**.** в целях частичного возмещения затрат по содержанию объектов благоустройства МО ГО «Сыктывкар» и принадлежащих Получателю субсидии на праве хозяйственного ведения, в том числе, автомобильных дорог общего пользования местного значения.

В Приложении к данному соглашению указан перечень и объемы работ по устройству дорожной разметки на улицах и дороге Эжвинского района МОГО «Сыктывкар», в том числе, на указанных в протоколе об административном правонарушении проезжей части по адресу ...

На основании названного соглашения Э в **.**.** из бюджета МО ГО «Сыктывкар» предоставлена субсидия на частичное возмещение затрат по содержанию объектов благоустройства МО ГО «Сыктывкар», принадлежащих Э на праве хозяйственного ведения в размере 1 402060руб., в том числе: 1 330 219 руб. на устройство дорожной разметки на улицах Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар»;71841руб. на устройство дорожной разметки на автомобильной дороге от по адресу ...Целевым назначением данных субсидий является надлежащее содержание улично-дорожной сети Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».

Таким образом, субсидирование расходов предприятия является способом целевого финансирования деятельности Э со стороны учредителя.

Мировым судьей при рассмотрении дела установлено и материалами дела подтверждается, что между Э и С были заключены муниципальные контракты №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.** на нанесение постоянной дорожной разметки на улицах и автомобильной дороге с асфальтобетонным покрытием на территории Эжвинского района г.Сыктывкара для обеспечения уровня безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ. В рамках соглашения из средств бюджета МО ГО «Сыктывкар» Э было выделено 1 402060 руб.

Таким образом, представленными материалами подтверждается, что финансовое обеспечение деятельности Э осуществляется за счет средств администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» на основании бюджетной сметы.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.

С учетом определенного в статье 2.1 Кодекса РФ определения административного правонарушения, устанавливая ответственность, ее наступление законодатель связывает с неисполнением в форме действия (бездействия) возникшей в установленном законом порядке обязанности.

При фактических обстоятельствах вывод мирового судьи о том, что администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», являясь лицом, ответственным за улично-дорожные сети Эжвинского района гор.Сыктывкара, в рамках статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях несет административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при их содержании, является преждевременным.

При рассмотрении настоящего дела, исходя из требований закона, имеет правовое значение и подлежит установлению принятие всеми обязанными к надлежащему осуществлению дорожной деятельности лицами мер, в том числе по соблюдению установленных Стандартами требований и правил при эксплуатации и содержании дорог.

Принимая во внимание, что субъектом административного правонарушения, указанного в статье 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, может быть любое должностное или юридическое лицо, совершившее противоправное деяние, мировому судье при рассмотрении настоящего дела с целью установления виновных действий (бездействия) органа местного самоуправления в совершении рассматриваемого административного правонарушения, посредством оценки имеющихся и сбора иных доказательств следовало установить факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии в соотношении с оценкой обстоятельств и предоставленных им доказательств о принятии органом местного самоуправления всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства, в том числе проверить обеспечение бюджетного финансирования учрежденного казенного учреждения.

Вместе с тем, мировой судья, придя к выводу о том, что орган местного самоуправления в пределах своей компетенции организовал осуществление дорожной деятельности, возложив обязанности по содержанию автомобильных дорог на Э и осуществив на основании бюджетной сметы финансирование работ, пришел к выводу о виновности администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.

При этом материалы дела не содержат данных, безусловно свидетельствующих о том, что администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» при возложении в рамках предоставленных полномочий обязанности по надлежащему содержанию улично-дорожной сети посредством заключения с Э соответствующих соглашений не обеспечено их выполнение, в частности, не оказано достаточное бюджетное финансирование по заключенным муниципальным контрактам, доказательств в подтверждение изложенных обстоятельств не предоставлено.

В силу положений ч. 1 и 4 ст.1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Приведенные выше обстоятельства не позволяют прийти к безусловному выводу о том, что именно ненадлежащее исполнение возложенных законом обязанностей администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» привело к содержанию в небезопасном состоянии для движения в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил на рассматриваемых участках дорог.

В отсутствие безусловных доказательств, свидетельствующих о виновном поведении при содержании дорог именно администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», фиксации в установленном порядке выявленных нарушений, правовая возможность для привлечения администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, у мирового судьи отсутствовала.

Мировым судьей не были всесторонне, полно и объективно выяснены все обстоятельства дела, не приняты во внимание и не оценены надлежащим образом все собранные доказательства по делу в совокупности с материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не дана надлежащая и правильная оценка доводам привлекаемого лица, юридически значимые обстоятельства дела, подлежащие доказыванию и имеющие значение для правильного разрешения дела, должным образом не определены.

Пункт 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, наосновании которых было вынесено постановление.

С учетом выводов, изложенных в настоящем решении, на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях обжалуемое постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу судебное постановление.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление мирового судьи Веждинского судебного участка Эжвинского района гор.Сыктывкара Республики Коми №... от **.**.** делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» отменить, производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья М.В. Петрова