УИД №
Дело № 12-42/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Альметьевского городского суда Республики Татарстан Бадриев А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РТ в области охраны окружающей среды Юго-восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора РТ в области охраны окружающей среды ФИО2 индивидуальный предприниматель ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с решением должностного лица, ФИО1 подала на него жалобу в суд, в которой указала, что в её действиях отсутствует состав административного правонарушения, просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании заявитель ФИО1 жалобу поддержала и пояснила, что является руководителем крестьянско-фермерского хозяйства, расположенного в <адрес>. Она, как физическое лицо, арендует земельный участок, где находится территория машинно-тракторного парка (далее по тексту – МТП) в селе <адрес>. Возле помещения для охранника была пробурена скважина для питьевой воды. Эта скважина используется исключительно для нужд охранника. Однако должностным лицом она была привлечена к административной ответственности как индивидуальный предприниматель, с чем она не согласна.
Представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ФИО3 с жалобой не согласилась и пояснила, что в ходе проверки, проведенной осенью 2021 года по жалобе в отношении ФИО1, сотрудниками Юго-восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ был выявлен факт того, что руководитель крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 осуществляет пользование подземными водными ресурсами без лицензии на пользование недрами, а именно на территории МТП пробурена скважина для воды.
Выслушав заявителя и её представителя, представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах", в нарушении которой обвинили ФИО1, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.
Предоставление участка недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия на пользование недрами удостоверяет право пользования указанным в ней участком недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
Допускается предоставление лицензии на пользование недрами в отношении нескольких видов пользования недрами. Лицензия на пользование недрами для разведки месторождений полезных ископаемых отдельно не предоставляется. Разведка месторождений полезных ископаемых осуществляется на основании лицензии на пользование недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
Не требуется получение лицензии на пользование недрами для осуществления вида пользования недрами, предусмотренного пунктом 1 части первой статьи 6 настоящего Закона, государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, находящимися в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, на основании государственного задания в соответствии с пунктом 11 части первой статьи 10.1 настоящего Закона.
В постановлении должностного лица о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ДД.ММ.ГГГГ в 10.00 часов в населенном пункте <адрес> Республики Татарстан при проведении проверки выявлено, что индивидуальный предприниматель КФХ ФИО4 осуществила пользование подземнойводой путем пробурения подземной скважины на территории (земельный участок с кадастровым номером №) машинно-тракторного парка возле белого одноэтажного здания охранника. Указанные действия ФИО1, как должностного лица, квалифицированы по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Суд считает данную квалификацию неверной по следующим основаниям.
Как следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ № ОК-03-31/15754 заместителя руководителя Федерального агентства по недропользованию, согласно статье 23.2Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах", разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Законодательство о недрах не содержит прямого запрета на разработку и согласование технических проектов (проектов водозаборов) при добыче подземных вод объемом менее 100 кубических метров в сутки.
Как пояснила в судебном заседании представитель надзорного органа ФИО3, непосредственно участвовавшая в проведении проверки и осмотре территории МТП, никаких инженерных коммуникаций к пробуренной скважине подведено и присоединено не было. Скважина пробурена возле здания охранника. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что используемая из скважины вода не предназначена для какой-либо промышленной или сельскохозяйственной деятельности. Поэтому доводы заявителя ФИО1 о том, что вода из скважины используется для питья и личных нужд охранника суд считает обоснованными.
Кроме того, в представленных материалах дела нет никаких сведений и подтверждений того, что ФИО1 использует подземную воду из скважины в количествах, превышающих объем 100 кубических метров в сутки.
Таким образом, из вышеперечисленных нормативных актов следует, получение лицензии на пользование недрами в виде подземных вод в количестве, не превышающем 100 кубических метров в сутки, не требуется.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с прекращением производства по делу в виду отсутствия состава вмененного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Юго-восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава вмененного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд РТ в течение 10 дней со дня вручения его копии.
Судья:
Решение28.02.2022