ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-42/2022 от 21.07.2022 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

Дело №12-42/2022

УИД: 26 RS0012-01-2021-003050-25

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

21 июля 2022 года город Ессентуки

Судья Ессентукского городского суда Ставропольского края Хетагурова М.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 *** от *** по делу в отношении должностного лица – исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» ФИО1 об административном правонарушении по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, и представление *** от ***,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу *** от *** исполнительный директор акционерного общества «Кавминкурортресурсы» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу *** в адрес исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» ФИО1 вынесено представление *** об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не соглашаясь с указанным постановлением и представлением, исполнительный директор АО «Кавминкурортресурсы» ФИО1 подал жалобу, в которой просил признать незаконными постановление и представление в части вывода о том, что им допущены следующие нарушения: не приобщен в установленном порядке к лицензии ***, горноотводный акт от ******, что является нарушением п.3.3 условий пользования недрами к лицензии *** от ***; отсутствует документация, свидетельствующая о бурении скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии *** от ***; не обеспечена разработка мероприятий, предусматривающих оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии *** от ***; отсутствует программа мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами, что является нарушением пунктов 4.1.9, 4.2 условий пользования недрами к лицензии *** от ***.

В обоснование жалобы указал, что Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых определено, что материалы горноотводного акта представляются в соответствующий территориальный орган МПР России (в рассматриваемом случае это Кавказнедра) органом Ростехнадзора.

Законодательством Российской Федерации не определено, кем именно документы, удостоверяющие границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части, так же не регламентирован порядок включения. Так же законодательством не установлено, что горноотводной акт должен быть перечислен в составе приложений к лицензии на право пользования недрами.

Что касается отсутствия документации, свидетельствующей о бурении скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков, что, в свою очередь, является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от ***, указал следующее.

Требования по обеспечению рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды и безопасного ведения работ, связанных с добычей лечебной грязи установлены в технологической схеме.

Обязательство бурить скважины в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков отсутствует в лицензии *** и в Технологической схеме. Данное утверждение вырвано из контекста: оно взято из описательного пункта Технологической схемы 2.4.3 «Водно-солевой баланс», в котором описаны исследования предыдущих лет по определению водно-солевого баланса озера и говорится: «Чтобы определить глубину, затронутую процессом распреснения грязевого раствора, необходимо периодически бурить скважины на всю мощность озерной толщи осадков до 5-8 м». Обязательство выяснять глубину, затронутую процессом распреснения, у АО «КМКР» отсутствует.

Поэтому АО «КМКР» указанные буровые работы не выполнялись, и документация по их проведению отсутствует.

Что касается не обеспечения разработки мероприятий, предусматривающих оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от ***, указал, что АО «КМКР» не несет ответственности за состояние природного поверхностного водного объекта, каким является озеро Тамбукан, расположенное на территории двух субъектов РФ. Такие обязательства в лицензии отсутствуют. Общество имеет право на добычу полезного ископаемого (лечебной грязи) на месторождении озера Тамбукан, осуществлять его учет и контроль. В технологической схеме также отсутствуют указанные требования.

АО «КМКР», проблемы связанные с озером Б. Тамбукан, были неоднократно озвучены на совещаниях и заседаниях, посвященных вопросам недропользования и экологии, направлялись обращения в Минприроды России, Природоохранную прокуратуру, МПР СК, Ставропольнедра. По итогам многочисленных обращений АО «КМКР», в соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО3 от ****** проведена научно-исследовательская работа «Научные исследования по изучению гидрологического режима озера Тамбукан с установлением причин снижения уровня минерализации» направлена на реализацию мероприятий «Научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах». Работы по договору от ***, заключённому с ФГБУ «Центр развития ВХК» выполнило АО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева». Основной целью выполнения работ АО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева» являлась разработка научно-обоснованных предложений по регулированию гидрологического режима озера Тамбукан и установление причин снижения уровня минерализации воды.

Что касается отсутствия программы мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами, что является нарушением пунктов 4.1.9, 4.2 условий пользования недрами к лицензии *** от ***, указал, что мониторинг - это система постоянного наблюдения за явлениями и процессами.

Программа мониторинга - это виды и регламент наблюдений, принятых для объекта наблюдений. Программа мониторинга месторождения озера Тамбукан входит в состав Планов развития горных работ, предоставленных комиссии через облачное хранилище в соответствии с п. 64 запроса вх. *** от ***, где в разделе «План добычи лечебной грязи» указаны виды и регламент мониторинга. План развития горных работ ежегодно утверждается руководителем предприятия вместе с указанной программой, и согласовывается КУ Ростехнадзора. Законодательно форма и содержание программ мониторинга, а также порядок их согласования, не закреплены. Факт исполнения имеющейся в АО «КМКР» программы мониторинга подтверждается результатами мониторинга, предоставленными проверяющим.

Представитель ФИО1 по доверенности ФИО4 в судебном заседании поддержал доводы жалобы по основаниям, изложенным в ней, просил жалобу удовлетворить. В дополнение к доводам жалобы пояснил, что в настоящее время имеется судебная практика, согласно которой горноотводный акт является частью лицензии в силу его утверждения уполномоченным органом (Ростехнадзор), и каких-либо действий по «приобщению» горноотводного акта от недропользователя не требуется. Согласно пп. 3 п. 3.3 Условий пользования недрами (приложение *** к лицензии СТВ 01248 МЭ), нарушение которого вменяется заявителю, добыча лечебной грязи разрешается при наличии оформленного в установленном порядке горноотводного акта удостоверяющего уточненные границы горного отвода. В материалы дела представлен горноотводный акт, на бланке которого указано, что он выдан ***, внесен в peecтр Кавказского управления Ростехнадзора за ***, и что относится данный акт к лицензии СТВ 01248 МЭ. То есть, горноотводный акт оформлен и выдан уполномоченным органом, АО «КМКР» ведет разработку согласно данному акту, что Росприроднадзором не оспаривается. Нарушение усмотрено судом лишь в том, что горноотводный акт каким-то образом не «приобщен» к лицензии. Из вышеприведенного п. 3.3 Условий пользование недрами не следует, что данный акт должен быть приобщен к лицензии, из него лишь следует, что добыча грязи разрешена только при наличии акта. Факт выдачи акта, его регистрации в реестре Кавказского управления Ростехнадзора прямо подтверждает, что данный документ надлежаще оформлен, причем за оформление ответственен не недропользователь, а Ростехнадзор.

Таким образом, Росприроднадзором дана неверная трактовка п. 3.3 Условий пользования недрами как предполагающего «приобщение» к лицензии горноотводного акта.

Что касается порядка подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, то в настоящее время он установлен Постановлением Правительства РФ от ****** «Об утверждении Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода».

Согласно п.2 Правил *** документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода, являются горноотводный акт и графические приложения.

Согласно п. 16 указанных Правил, горноотводная документация утверждается органом государственного горного надзора - в 2 экземплярах, один из которых остается на хранении в органе государственного горного надзора, а другой экземпляр не позднее 5 дней со дня оформления передается пользователю недр или органом исполнительной власти субъекта РФ - в 3 экземплярах, один из которых остается на хранении в органе исполнительной власти субъекта РФ, а 2 других экземпляра не позднее 5 дней со дня оформления передаются пользователю недр и в орган государственного горного надзора. Копия горноотводного акта с планом границ горного отвода не позднее 5 дней со дня оформления направляется органом государственного горного надзора в государственный орган исполнительной власти, выдавший соответствующую лицензию на пользование недрами в электронной форме. То есть, информация о вновь утвержденном горноотводном акте в распоряжении распорядителя недр имеется. При этом никаких требований по «приобщению» к лицензии горноотводного акта к лицензии в Правилах *** не содержится, ни со стороны распорядителя недр, ни со стороны недропользователя.

Не содержалось таких требований и на момент утверждения горноотводного акта (*** г.): с *** по *** действовали «Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода» (утв. постановлением Правительства РФ от ******.

Согласно п. 2 Правил *** документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода, также признавались горноотводный акт и графические приложения. Согласно п. 16 указанных Правил документация оформлялась: «а) органом государственного горного надзора - в 3 экземплярах, один из которых остается на хранении в органе государственного горного надзора, а 2 других экземпляра не позднее 5 дней со дня оформления передаются пользователю недр и в государственный орган исполнительной власти, выдавший лицензию на пользование недрами, б) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации -в 4 экземплярах, один из которых остается на хранении в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а в 3 других экземплярах не позднее 5 дней со дня оформления передаются пользователю недр и в государственный орган исполнительной власти, выдавший лицензию на пользование недрами, а также в орган государственного горного надзора».

На бланке горноотводного акта указано, что он составлен в 3-х экземплярах, как того и требовали Правила ***, один из которых должен был быть направлен Ростехнадзором в Кавказнедра (распорядитель недр, выдавший АО «КМКР» лицензию). С учетом этого факта, действующее законодательство никаких действий по внесению изменений в лицензию в связи с выдачей горноотводного акта от недропользователя не требует.

Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (утв. приказом Минприроды России от ******, далее - Административный регламент), действовавший на момент утверждения горноотводного акта и вынесения Постановления, также не предусматривал никакого порядка «приобщения» горноотводного акта к лицензии. Данный документ регламентировал порядок оформления лицензий, внесения в них изменений и их прекращения, но по поводу порядка утверждения горноотводных актов он никаких норм не устанавливал. Этот порядок установлен вышеуказанными Правилами *** и Правилами ***.

В Постановлении Росприроднадзор указывает, что АО «КМКР» включен в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части горноотводный акт от ******, в то время как при проверке был предъявлен горноотводный акт от ******. Однако горноотводный акт от ****** не включен в лицензию. То есть, хотя этот акт выдан в рамках данной лицензии (поскольку недропользование осуществляется по этой лицензии), текст лицензии не содержит ссылок на него (на стр. 2 в п. 2.2 Условий пользования недрами имеется лишь общая фраза: «Горноотводный акт (приложение *** к лицензии, лист 1-2»). В дополнительном соглашении *** от *** к лицензии прямо указано, что данная фраза «Горноотводный акт (приложение *** к лицензии, лист 1-2)» исключена из текста лицензии как описка (п. 1 дополнительного соглашения).

Технически, лицензия не «включает» в себя никаких горноотводных актов, ни от 2015 года, ни от 2018 года, а юридически, в силу перечисленных выше норм, акты являются неотъемлемой частью лицензии, без какой-либо отдельной процедуры «приобщения».

В Технологической схеме (стр. 33) указано: «чтобы определить глубину, затронутую процессом распреснения грязевого раствора, необходимо периодически бурить скважины на всю мощность озерной толщи осадков до 5-8 м». То есть, обязанность бурения могла бы возникнуть лишь при возникновении необходимости определять глубину распреснения грязевого раствора. Такой необходимости не возникало, и иное Росприроднадзором не только не доказано, но и не было предметом проверки. Процитированная выше фраза Технологической схемы расположена в ее разделе 2 «Характеристика Тамбуканского месторождения лечебной грязи». Данный раздел содержит описание озера и общие, вводные сведения о нем.

Разделы 6 «Действующая система разработки месторождения лечебной грязи», 7 «Рекомендуемая система разработки Тамбуканского месторождения лечебной грязи», 8 «Состав и методика контрольных наблюдений» и 10 «Рекомендации по эксплуатации участка и охране месторождения» Технологической схемы не содержат обязательств для АО «КМКР» выяснять глубину, затронутую процессом распреснения.

Нарушение п. 4.2 Условий пользования недрами Росприроднадзор усматривает в отсутствии документации о бурении скважин. То есть, как следует из Постановления, за нарушение ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ заявитель привлечен не за отсутствие скважин (требования их бурения технологическая схема и не содержит), а за отсутствие документации о бурении. При этом очевидно, что наличие документации о бурении и само бурение скважин не равнозначны и прямо не связаны друг с другом. Теоретически, и то, и другое может нарушать технологическую схему, условия пользования недрами, действующее законодательство и образовывать самостоятельные составы правонарушения. Однако фактически обязанности составлять и хранить документацию о бурении ни технологическая схема, ни Условия пользования недрами не содержат, тем более, что существуют нормативные сроки архивного хранения документации. Таким образом, даже если бы технологической схемой и была предусмотрена обязанность бурения скважин, то привлечение недропользователя к ответственности за отсутствие документации о бурении (в отсутствие требования в технологической схеме такой документации) было бы незаконно ввиду отсутствия состава правонарушения.

При этом Росприроднадзор не доказал и не исследовал при проведении проверки вопроса о том, было проведено бурение или нет; он только констатировал отсутствие документации о бурении.

Таким образом, с учетом обвинения недропользователя только в отсутствии документации о бурении, а не в самом не проведении бурения, даже при наличии требования бурения в технологической схеме и его неисполнении недропользователем, Постановление, Представление Росприроднадзора в данной части незаконны.

Согласно п. 4.2 Условий пользования недрами «основные требования по обеспечению рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды и безопасного ведения работ, связанных с добычей лечебной грязи... должны устанавливаться в проектных документах соответствующих видов работ, прошедших необходимые согласования и экспертизы». Даже если бы технологическая схема содержала требование, а не рекомендацию бурения скважин, неисполнение этого требования не привело бы к нарушению п. 4.2.

Следовательно, Заявитель привлечен к ответственности по данной части Постановления незаконно.

Вывод Росприроднадзора о нарушении лицензионных условий в данном случае основан на ссылке Росприроднадзора на следующий текст технологической схемы {стр. 42): «для поддержания процесса формирования лечебной грязи на озере Тамбукан и сохранения ее лечебных свойств необходимо создать оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ».

Конкретные мероприятия ни приведенным текстом, ни технологической схемой в целом не предусмотрены, и находится данный текст в разделе «Характеристика Тамбуканского месторождения лечебной грязи», который каких-либо норм и требований не предусматривает, а содержит общую характеристику Тамбуканского месторождения. Конкретные способы, методы, нормы разработки месторождения установлены в разделе 6 «Действующая система разработки месторождения лечебной грязи». Никаких мероприятий, предусматривающих оптимальные экологические условия, данные разделы также не называют.

Обществом созданы «оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ», обратного Росприроднадзор не доказывает и, не усматривает нарушений по перечисленным характеристикам озера Тамбукан. Нарушения усмотрены в отсутствии разработанных мероприятий, в то время как сами мероприятия и обязанность по их проведению в технологической схеме не установлены.

Таким образом, по данному пункту Постановления Росприроднадзор привлек Заявителя к ответственности за «нарушение» несуществующих требований.

По поводу вывода Росприроднадзора о том, что «отсутствует программа мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами, что является нарушением пунктов 4.1.9, 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018».

Росприроднадзор, обосновывая свою позицию, ссылается на раздел 8 технологической схемы «Состав и методика контрольных наблюдений» (стр. 83), в котором указано: «в пределах горного отвода ОАО «Кавминкурортресурсы» силами Тамбуканского участка необходимо продолжать контроль состояния рапы озера и лечебной грязи по специальной программе мониторинга месторождения составляемой в соответствии с действующими нормативными документами и утверждаемой в установленном порядке».

Однако программа мониторинга месторождения озера Тамбукан входит в состав Плана развития горных работ от ***, утвержденного Протоколом *** от *** Ростехнадзора. В разделе 2 на стр. 7 указанного Плана развития горных работ перечислены мероприятия по мониторингу, которые и составляют программу мониторинга: замеры уровня озера - ежедневно; количество выпавших осадков - ежедневно; физико-химический и бактериологический анализ рапы - 1 раз в месяц; физико-химический и санитарно-бактериологический анализы лечебной грязи - 1 раз в месяц в период грязедобычи; физико-химический и санитарно-бактериологический анализы фасованной лечебной грязи - 1 раз в месяц.

Все указанные мероприятия АО «КМКР» проводятся, что Росприроднадзором не оспаривается и подтверждается представленными в материалы дела документами.

При этом, форма и содержание программ мониторинга, а также порядок их согласования, законодательно не закреплены и могут иметь произвольную форму.

Заявитель ФИО1, его представители по доверенности Зубрева Л.Н., Бондарева Г.Л., Хохлов В.В. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.

Представитель Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности Кравцова И.С. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении жалобы извещена надлежащим образом, представила в суд заявление с просьбой рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.

Суд, с согласия представителя Лепилова В.А., считает возможным рассмотрение жалобы в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя ФИО1 по доверенности Лепилова В.А., изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В статье 12 Закона о недрах предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о недрах (в редакции, действовавшей в период проверки и принятия оспариваемых правовых актов) предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Согласно части 4 статьи 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

АО «Кавминкурортресурсы», являясь недропользователем, осуществляет добычу лечебной грязи на Тамбуканском месторождении. Лицензия на пользование недрами *** зарегистрирована в Департаменте по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу ***, сроком действия до ***. Технологическая схема разработки Тамбуканского месторождения лечебной грязи согласованна начальником отдела горного надзора и охраны недр управления Ставропольского округа по технологическому и экологическому надзору России ***.

Обществом включен в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части горноотводный акт от ******. При проверке АО «Кавминкурортресуры» представлен горноотводный акт от ******, которым Кавказским управлением Ростехнадзора согласованы планы развития горных работ на *** года в границах Тамбуканского месторождения. Данный акт в установленном порядке не был включен в лицензию *** от *** в качестве ее неотъемлемой составной части.

Вместе с тем, приказом Ростехнадзора от ****** «Об утверждении требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода» установлено, что настоящие Требования к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливают структуру и содержание проекта горного отвода при обосновании границ горного отвода, форме документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, и ведению реестра горноотводной документации.

Таким образом, спорная лицензия не предоставляет актуальную информацию по статусу предоставленных границ участка недр. Порядок выдачи, оформления, регистрации лицензий на пользование недрами в спорный период установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденный Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 № 315 (далееАдминистративный регламент).

В подпунктах 3, 6 пункта 24 Административного регламента предусмотрено, что в виде текстовых и графических приложений к бланку лицензии на пользование недрами в качестве документов, являющихся ее неотъемлемыми частями, прикладываются указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование, а также пространственных границ геологического и (или) горного отвода (при наличии), схема расположения участка недр, пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование в виде отражения географических координат угловых точек, а также сведения об участке недр.

Согласно данному Административному регламенту результатом исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр является выдача заявителю зарегистрированного дополнения к лицензии на право пользования недрами или отказа во внесении изменений и дополнений в лицензию на право пользования недрами. Основаниями для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр являются: заявка пользователя недр с просьбой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами (пункт 38 Административного регламента). Заявка на внесение изменений и дополнений подписывается уполномоченным лицом заявителя и подается в соответствующий территориальный орган Роснедр (пункт 39 Административного регламента). Таким образом, ответственность за надлежаще оформленную документацию целиком возложена на пользователя недр.

При таком положении, оценив представленные в материалы дела доказательства, судья считает обоснованным вывод административного органа, что невыполнение требований по включению в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части документа, удостоверяющего уточненные границы горного отвода, а именно горноотводного акта от ******, образует состав административного правонарушения и влечет ответственность по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Пунктом 4.1.9 лицензионного соглашения (приложение *** к лицензии *** от ***) предусмотрена обязанность владельца лицензии обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ.

Основные требования по обеспечению рационального использования и охраны недр, окружающей среды и безопасного ведения работ, связанных с добычей лечебной грязи (включая доразведку месторождения) должны устанавливаться в проектных документах соответствующих видов работ, прошедших необходимые согласования и экспертизы (пункт 4.2. лицензионного соглашения).

Технологической схемой разработки Тамбуканского месторождения установлена необходимость периодического бурения скважин на всю мощность озерной толщи осадков до 5-8 метров в целях определения глубины, затронутой процессом распреснения грязевого раствора. Однако соответствующих документов о выполнении обществом указанной обязанности не представлено.

Отсутствие таких документов правомерно расценено управлением как нарушение обществом Технологической схемы разработки месторождения, в том числе п.4.2 условий лицензионного соглашения.

Согласно разделу 8 Технологической схемы «Состав и методика контрольных наблюдений» в пределах горного отвода недропользователю необходимо продолжать контроль состояния рапы озера и лечебной грязи по специальной программе мониторинга месторождения, составляемой в соответствии с действующими нормативными документами и утверждаемой в установленном порядке. Кроме этого, необходимо проводить геолого-маркшейдерский контроль добычи лечебной грязи в соответствии с инструкцией по производству маркшейдерских работ с учетом дополнений и изменений к ней (РДН 07-282-99). Также согласно Технологической схеме для поддержания процесса формирования лечебной грязи на озере Тамбукан и сохранения ее лечебных свойств недропользователю необходимо создать оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ.

Вместе с тем, обществом не организованы и не осуществляются мероприятия, обеспечивающие оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ, а также не разработана и не утверждена программа мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами, что является нарушением пунктов 4.1.9, 4.2 условий пользования недрами к лицензии *** от *** (Приложение *** к лицензии ***).

В соответствии с пунктом 3.2.2 приложения 1 к лицензии на пользование недрами «Условия пользования недрами» установлено, что вопрос об уровне добычи, начиная с 2006 года, будет решен дополнительным соглашением между сторонами после получения результатов государственной экспертизы геологических материалов в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых.

АО «Кавминкурортресурсы» не обеспечено заключение дополнительного соглашения к лицензии на пользование недрами в части уровней добычи лечебной 14 грязи Тамбуканского месторождения, что является нарушением пункта 3.2.2 условий пользования недрами к лицензии *** от *** (приложение *** к лицензии ***), пункт 3.2 приложения *** к лицензии является существенным условием пользования недрами).

Согласно должностной инструкции, исполнительный директор АО «КМКР» ФИО1 осуществляет руководство подразделениями Общества через подчиненных ему руководителей соответствующих подразделений, осуществляет планирование, контроль и координацию деятельности Общества в соответствии с программами и бюджетом.

На основании изложенного, должностным лицом – исполнительным директором АО «КМКР» Левицким Е.С. допущено нарушение требований статьи 7, пунктов 2, 10 части 2 статьи 22, статьи 23.2 Закона о недрах, постановления Правительства РФ от ****** «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами».

Должностное лицо – исполнительный директор АО «КМКР» ФИО1 при исполнении своих должностных обязанностей, допустил пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами СТВ 01248 МЭ. Действия лиц, осуществляющих пользование недрами с нарушением условий лицензии на пользование недрами и (или) требований, утвержденного в установленном порядке технического проекта образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективная сторона указанного нарушения может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия (при невыполнении определенных лицензионными условиями обязанностей, требующих со стороны недропользователя активного поведения). Субъектами ответственности за нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией), являются пользователи недр.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт совершения должностным лицом Левицким Е.С. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Должностное лицо – исполнительный директор АО «КМКР» ФИО1 имел возможность (при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств) для соблюдения установленных требований, однако данным должностным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что имело место устранение нарушений, выявленных в ходе проверки, проведенной должностными лицами административного органа, заявителем суду не представлено.

При назначении административного наказания административным органом учтены характер совершенного административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств и назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи.

Процессуальных нарушений процедуры привлечения должностного лица к административной ответственности судом также не установлено, срок, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности на дату принятия постановления, не истек.

Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, не является основанием к отмене обжалуемого постановления, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.

Доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица, поскольку проверены судом при рассмотрении жалобы и отклонены по основаниям, изложенным выше. Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения должностного лица.

Рассматривая требование заявителя о признании незаконным представления Росприроднадзора от ****** об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, суд приходит к следующему.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.

В развитие названной нормы в части 1 статьи 29.13 КоАП РФ предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

В соответствии с частью 2 указанной статьи организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении *** административным органом должностному лицу – исполнительному директору АО «КМКР» Левицкому Е.С. выдано представление. В связи с выявлением факта совершения административного правонарушения указано на необходимость принять меры со стороны руководства с целью недопущения совершения вновь подобного правонарушения; усилить контроль за исполнением требований природоохранного законодательства; представить в управление план мероприятий по устранению выявленных административных правонарушений.

По своей правовой природе представление представляет собой акт, исходящий от государственного органа, обладающего властными полномочиями, содержащий властное волеизъявление, имеющий обязательный характер, порождающий правовые последствия для конкретного должностного лица (заявителя), и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Поскольку представление вынесено на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, в действиях должностного лица – исполнительного директора АО «КМКР» ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, а оспариваемое постановление признано законным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления в указанной части.

На основании вышеизложенного оспариваемые заявителем постановление и представление являются законными и обоснованными, в связи, с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 *** от *** по делу в отношении должностного лица – исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» ФИО1 об административном правонарушении по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ и представление *** от *** - оставить без изменения, жалобу Левицкого *** - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья М.Э. Хетагурова