Дело № 12-42/2022
***
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
31 марта 2022 года город Полярный
Судья Полярного районного суда Мурманской области Логинова В.В., рассмотрев жалобу должностного лица – директора филиала АО "Мурманэнергосбыт" «Александровская теплосеть» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны государственной среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 25 января 2022 года №... по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Мурманской области Балтийско-Арктического Межрегионального управления Росприроднадзора от 25 января 2022 года №... должностное лицо – директор филиала акционерного общества «Мурманэнергосбыт» «Александровская теплосеть» (далее – АО «МЭС», Общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Кодекс РФ об административных правонарушениях), за что подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Мурманской области Балтийско-Арктического Межрегионального управления Росприроднадзора от 25 января 2022 года №... отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы указывает, что выводы должностного лица административного органа основаны без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств по делу. Обращает внимание на то, что должностным лицом не приняты во внимание доводы АО «МЭС» на отсутствие вины в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения и отсутствие состава административного правонарушения, которым, в нарушение требований статей 24.1, 26.1 и 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностным лицом не дана надлежащая оценка. Также полагает, что в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора не предоставлено доказательств, подтверждающих соблюдение требований части 16 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», при проведении внеплановой выездной проверки в отношении АО «МЭС».
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директор филиала АО «МЭС» «Александровская теплосеть» ФИО1 и представитель административного органа Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, о причине неявки не сообщили.
Руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении №..., обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в несоблюдении экологических требований при осуществлении хозяйственной или иной деятельности.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации, могут быть граждане, должностные лица, юридические лица, которые по закону, договору, приказу являются уполномоченными на ведение работ с соблюдением экологических требований.
Субъективная сторона указанного правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об окружающей среде» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 34 Федерального закона №7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.39 Федерального закона №7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При осуществлении деятельности, предусмотренной п. 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации объектов энергетики осуществляются в соответствии с требованиями статей 34 - 39 настоящего Федерального закона (п. 1 ст. 40 Федерального закона № 7-ФЗ).
Согласно п.1 ст.46 Федерального закона №7-ФЗ при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции принимаются меры по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства, осуществляются сбор нефтяного попутного газа, рекультивация земель, другие мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ст. 69 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 69.2 названного закона, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с пунктом 4.2.22 Приказа Минэнерго России от 24.03.2003 №115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" площадки для сливного оборудования должны быть забетонированы и иметь канавы для отвода в ловушки пролитого мазута. Сливные лотки и съемные рукава необходимо содержать в исправном состоянии и чистоте; по окончании работы они убираются в места, защищенные от солнца и атмосферных осадков. Ливневые и талые воды сбрасывать с территории мазутного хозяйства в канализацию без предварительной очистки не допускается. Содержание нефтепродуктов в водах, сбрасываемых в водоемы общего пользования, систематически контролируется в соответствии с правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами.
Положениями пункта 3.2.5 вышеуказанного Приказа установлены требования, согласно которых в котельных установленной мощностью 10 и более Гкал/час необходимо организовать наблюдения за уровнем грунтовых вод в контрольных скважинах-пьезометрах с периодичностью: в 1 год эксплуатации - не реже 1 раза в месяц; в последующие годы - в зависимости от изменения уровня грунтовых вод, но не реже одного раза в квартал. Контрольные скважины-пьезометры следует располагать в зоне наибольшей плотности сетей водопровода, канализации и теплоснабжения. Результаты наблюдений заносятся в специальный журнал. В карстовых зонах контроль за режимом грунтовых вод организуется по специальным программам в сроки, предусмотренные местной инструкцией.
Материалами дела установлено, что на основании приказов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.09.2020 №..., от 24.09.2020 №..., по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО2 от 24.07.2020 №... проведена внеплановая выездная проверка АО «Мурманэнергосбыт» в период с 23 сентября 2020 года по 20 октября 2020 года.
Из акта проверки №... от 23 октября 2020 следует, что проверка проведена на основании вышеприведенных приказов, по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО2 от 24.07.2020 №...
Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена проверка исполнения действующего федерального законодательства в области охраны окружающей среды, в ходе которой установлено, что АО «МЭС» является природопользователем, объекты которого стоят на государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающей среды.
В ходе проведения проверки на объекте – котельная г.Снежногорск, код объекта №..., категория объекта III, категория риска умеренная (5) выявлены следующие нарушения:
- на площадке слива мазута из автоцистерн отсутствуют канавы для отвода пролитого мазута в нефтеловушку. Съёмный рукав для слива мазута не убран в место хранения, защищенное от атмосферных осадков и солнца. Нарушены требования статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- не организован сбор и не обеспечена очистка сточных дождевых вод. Нарушены требования статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 3.6.8 ФНП ПБ №461, пункта 4.2.22 приказа Минэнерго №115;
- отсутствуют контрольные скважины для наблюдения за режимом подземных вод. Нарушены требования п.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 3.2.5 приказа Минэнерго №115.
Таким образом, по мнению административного органа, ФИО1, будучи назначенным на должность директора филиала «Александровская теплосеть» акционерного общества «Мурманэнергосбыт», согласно должностной инструкции, являясь ответственным должностным лицом по соблюдению, обеспечению, выполнению требований законодательства в области охраны окружающей среды, не выполнил требования природоохранного законодательства, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении директора филиала «Александровская теплосеть» акционерного общества «Мурманэнергосбыт» ФИО1 протокола №... от 21 июня 2021 года об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
23 июля 2021 года по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении государственном инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Мурманской области Балтийско-Арктического Межрегионального управления Росприроднадзора вынесено постановление №... о назначении должностному лицу – директору филиала «Александровская теплосеть» акционерного общества «Мурманэнергосбыт» ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административного наказания в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Постановлением Полярного районного суда Мурманской области от 14.10.2021 данное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрении.
25 января 2022 года по результатам повторного рассмотрения материалов дела об административном правонарушении государственном инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Мурманской области Балтийско-Арктического Межрегионального управления Росприроднадзора вынесено постановление №... о назначении должностному лицу – директору филиала «Александровская теплосеть» акционерного общества «Мурманэнергосбыт» ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административного наказания в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Суд обращает внимание, что датой совершения вменяемого правонарушения, является 12 часов 00 минут 23.10.2020 года, указанное правонарушение длящимся не является, срок давности привлечения к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ согласно ст. 4.5 КоАП РФ составляет 1 год, который истек 23.10.2021 года, обжалуемое постановление вынесено 25 января 2022 года, то есть после истечения сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных для данной категории дел.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием для отмены обжалуемого постановления и прекращения производства по делу, в связи с чем, иные доводы жалобы суд не исследует.
Поскольку на момент рассмотрения дела должностным лицом срок давности привлечения должностного лица – директора филиала акционерного общества «Мурманэнергосбыт» «Александровская теплосеть» ФИО1 к административной ответственности истек, производство по настоящему делу в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения должностного лица к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.3, 30.6-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу должностного лица – директора филиала акционерного общества «Мурманэнергосбыт» «Александровская теплосеть» ФИО1 – удовлетворить.
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Мурманской области Балтийско-Арктического Межрегионального управления Росприроднадзора от 25 января 2022 года №..., вынесенное в отношении должностного лица – директора филиала акционерного общества «Мурманэнергосбыт» «Александровская теплосеть» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии судебного решения.
Судья В.В. Логинова