Судья Дмитричева В.М. Дело №12-43-АК/2021 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДР Е Ш Е Н И Е
19 февраля 2021 года г. Курск
Судья Курского областного суда Курочкина И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ИП Казарян З.В. на постановление и.о. судьи Ленинского районного суда г.Курска от 14 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении ИП Казарян Зинаиды Володяевны,
у с т а н о в и л а:
4 августа 2020 года заместителем начальника отдела учета и предоставления государственных услуг Управления Администрации Курской области по охране объектов культурного наследия Курской области (далее Управление) Елгушиевой Н.Б. составлен протокол об административном правонарушении №05.1.2-08/18 в отношении ИП Казарян З.В. по факту совершения правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, согласно которому, Казарян З.В., являясь лицом, проводившим работы на земельном участке, расположенном по адресу: г.Курск, ул.Большевиков, д.11 с кадастровым номером 46:29:102345:69, указанные в п.1 ст.36 ФЗ от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не убедилась в том, что на территории проведения работ отсутствуют объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, не провела историко-культурную экспертизу до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в соответствии со ст.31 ФЗ от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также в нарушение п.4 ст.36 №73-ФЗ в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта не направила в региональный орган охраны объектов культурного наследия письменное заявление об обнаруженном объекте культурного наследия.
Постановлением и.о. судьи Ленинского районного суда г.Курска ИП Казарян З.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе, поступившей в Курский областной суд, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ИП Казарян З.В., просит постановление судьи районного суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ИП Казарян З.В., ее защитников по доверенностям ФИО1 и ФИО2, поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу пункта 8 частей 2 и 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст.30 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №73-ФЗ) объектами историко-культурной экспертизы являются, в том числе земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренныхстатьей 25Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных впунктах 3,4и7 части 1 статьи 25Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии спунктом 34.2 пункта 1 статьи 9настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ст.36 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия археологии или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
В силу п.2 ст.36 ФЗ №73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 названного закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 указанного закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 данного закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В соответствии с п.3 ст.36 ФЗ №73-ФЗ строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно п.3 ст.32 ФЗ №73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ.
В силу п.4 ст.36 ФЗ №73-ФЗ в случае обнаружения в ходе проведения изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных, указанных в ст. 30 Федерального закона № 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, заказчик указанных работ, технический заказчик (застройщик) объекта капитального строительства, лицо, проводящее указанные работы, обязано незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия письменное заявление об обнаруженном объекте культурного наследия.
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границахзон охраныобъектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренныхчастями 2и3настоящей статьи
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (в том числе регионального значения).
Нарушением может являться как противоправное действие - проведение лицом самовольных действий без согласованной проектной и разрешительной документации государственного органа охраны объектов культурного наследия, так и противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении лицом установленной законом обязанности.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости, правообладателем земельного участка с кадастровым номером 46:29:102345:69, расположенного по адресу: <...>, является МО «Город Курск», собственность, №46-46-01/006/2011-929 от 07.09.2011 года.
Между комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска (Заказчик) и ИП Казарян З.В. (Исполнитель) был заключен договор оказания услуг по сносу аварийного здания от 12.02.2020 года (в том числе
объекта, расположенного на земельном участке по адресу: г.Курск,
ул. Большевиков, 11).
Постановлением Губернатора Курской области от 21.05.2018 года №166-пг утверждено Положение об управлении Администрации Курской области по охране объектов культурного наследия»
Основными задачами Управления являются: в том числе осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия. Осуществление государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Управление не имеет данных об отсутствии на вышеуказанном земельном участке выявленных объектов археологического культурного наследия либо объектов, обладающих признаками археологического объекта культурного наследия. От ИП Казарян З.В. (исполнитель) договора от 12.02.2020 года, заключенного между комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Курска и ИП Казарян З.В., об обнаружении в ходе проведения земляных (строительных) работ выявленных объектов культурного наследия в Управление не поступало.
В связи с информацией, опубликованной в сети «Интернет» по вопросу разрушения винных погребов виноторговца ФИО3, расположенных на земельном участке по адресу: <...>, с кадастровым номером 46:29:102345:69, в рамках осуществления регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, Управлением Администрации Курской области по охране объектов культурного наследия Курской области 21.04.2020 года были проведены мероприятия по контролю. В рамках контрольных мероприятий составлен акт от 21.02.2020 года осмотра земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 46:29:102345:69, согласно которому на земельном участке ведутся земляные работы, наблюдается работа строительной техники и рабочих, защитные ограждения строительной площадки отсутствуют, информационная надпись об организации проводимой работы отсутствует.
Данный земельный участок расположен в зоне охраны участков исторического культурного слоя.
Охрана участков культурного слоя не исключает возможности строительства, но требует предварительных археологических исследований, а при определенной ценности слоя - организации раскопок. В зоне культурного слоя строительные и земляные работы всякого рода, посадка деревьев и кустарников производятся с разрешения органов охраны памятников и под наблюдением археологов.
21 апреля 2020 года в Управление поступило заявление ФИО4 «О включении объекта, обладающего признаками культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
22 апреля 2020 года Управлением МО «Город Курск» выдано предписание №05.1-09/1059 о приостановлении работ по адресу: <...>.
В соответствии со ст.16.1 ФЗ №73-ФЗ Управлением рассмотрено заявление ФИО4, приказом от 18.05.2020 года №100-п «Заводские погреба усадьбы купца ФИО3», расположенные по адресу: <...>, включены в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Курской области, объекта обладающего признаками объекта культурного наследия.
Сотрудниками Управления выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
15 мая 2020 года Управлением в отношении ИП Казарян З.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Согласно заданию №33 на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия/ систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия, полномочия по государственной охране которых осуществляются управлением Администрации Курской области по охране объектов культурного наследия от 05.06.2020 года проведено мероприятие по контролю, по результатам которого составлен акт осмотра выявленного объекта культурного наследия «Заводские погреба усадьбы купца ФИО3» от 05.06.2020 года, из которого следует, что при ранее проведенных работах по сносу капитальных объектов, имеются разрушения выявленного объекта культурного наследия; объект находится в открытом доступе, имеется угроза дальнейшего разрушения (уничтожения); на территории имеется строительный мусор, территория не благоустроена; в непосредственной близости от земельного участка находится объект культурного наследия федерального значения «Церковь Михайловская, 1762-1767 гг.», расположенный по адресу: <...>.
Согласно протоколу №05.1.2-08/18 об административном правонарушении от 04.08.2020 года ИП Казарян З.В., являясь лицом, проводящим работы, указанные в п. 1 ст.36 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», не убедилась в том, что на территории проведения работ отсутствуют объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, не провела историко-культурную экспертизу до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в соответствии со ст.31 ФЗ № 73-ФЗ путем проведения археологических работ, а также, в соответствии с пунктом 4 статьи 36 ФЗ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и в нарушение п.4 ст.36 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта не направила в региональный орган охраны объектов культурного наследия письменное заявление об обнаруженном объекте культурного наследия.
Указанные обстоятельства послужили основанием для признания судьей районного суда ИП Казарян З.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Вина ИП Казарян З.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных и исследованных в судебном заседании доказательств, а именно: данными протокола об административном правонарушении №05.1.2-08/18 от 04.08.2020 года; договором оказания услуг по сносу аварийного здания от 12.02.2020года, заключенным между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Курска и ИП Казарян З.В.; выпиской из ЕГРИП №ИЭ9965-20-34038381 от 08.06.2020 года; информационным сообщением из сети «Интернет» от 19.04.2020 года; заявлением курского краеведа ФИО4 от 21.04.2020 года; заданием №24 на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия/ систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия, полномочия по государственной охране которых осуществляются управлением Администрации Курской области по охране объектов культурного наследия от 21.04.2020 г., актом осмотра земельного участка от 21.04.2020 года; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 22.04.2020 года в отношении МО «Город Курск»; решением исполнительного комитета №78 от 15.03.1990 года об установлении Зон охраны памятников истории и культуры г.Курска, предписанием о приостановлении работ от 21.04.2020 года №05.1-09/1059; определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении №-5.1.2.-06/1169 от 15.05.2020 года в отношении МО «Город Курск»; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15.05.2020 года в отношении ИП Казарян З.В.; приказом Управления Администрации Курской области по охране объектов культурного наследия №100-п от 18.05.2020 года о включении в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Курской области, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, «Заводские погреба усадьбы купца ФИО3», местонахождение объекта: <...>; заданием №33 на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия/ систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия, полномочия по государственной охране которых осуществляются управлением Администрации Курской области по охране объектов культурного наследия от 05.06.2020 года; актом осмотра выявленного объекта культурного наследия «Заводские погреба усадьбы купца ФИО3» от 05.06.2020 года; фотоматериалами, а также иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Доводы были предметом рассмотрения судьи районного суда, им дана надлежащая правовая оценка, с которой нахожу необходимым согласиться, поскольку она основана на требованиях действующего законодательства.
Оснований для переоценки установленных по делу обстоятельств и доказательств, к чему сводятся доводы жалобы, не имеется. Выводы о виновности ИП Казарян З.В. мотивированы в решении суда.
Вместе с тем, в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
При назначении наказания судья районного суда не принял во внимание тот факт, что объект по адресу: <...>, стал обладать признаками объекта культурного наследия 18.05.2020 года на основании приказа №100-п, тогда как в материалах дела отсутствуют сведения о том, что работы производились ИП Казарян З.В. после 17.04.2020 года.
Кроме того, судьей районного суда не был учтен тот факт, что ИП Казарян З.В. уведомила и.о. заместителя главы администрации г.Курска об обнаружении подвалов и немедленно приостановила работы.
Оценив характер совершенного правонарушения, учитывая конкретные обстоятельств дела, учитывая отсутствие вредных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, считаю возможным освободить ИП Казарян З.В. от административной ответственности в связи с малозначительностью содеянного.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л а:
постановление и.о. судьи Ленинского районного суда г.Курска от 14 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении ИП Казарян Зинаиды Володяевны отменить, производство по делу прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Судья
Курского областного суда ФИО5