дело №12-43
26RS0026-01-2019-000807-63
РЕШЕНИЕ
г. Нефтекумск 17 июля 2019 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:
Председательствующего судьи - Апалькова А.А.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Нефтекумского отдела Управления Росреестра по Ставропольскому краю от 24.05.2019 года по делу об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1, предусмотренном ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Нефтекумским отделом Управления Росреестра по Ставропольскому краю по делу об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 предусмотренном ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ИП ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в Нефтекумский районный суд с жалобой, в которой просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ изменить, применив в отношении него письменное предупреждение, мотивируя следующим.
Постановлением Главного государственного инспектора Нефтекумского района Ставропольского края по использованию и охране земель Д. от ДД.ММ.ГГГГ по делу № индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - самовольное занятие земельного участка, расположенного в г. <данные изъяты> под размещение нестационарного торгового объекта в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с применением в отношении него административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.Не оспаривая факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и законность привлечения его к административной ответственности за данное правонарушение, он не согласен с назначенным наказанием в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей по следующим основаниям.Согласно части 1 статьи 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Согласно части 2 статьи 3.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Совершённым им впервые административным правонарушением какой-либо реальный вред или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не причинены. При назначении административного наказания Главным государственным инспектором Нефтекумского района Ставропольского края по использованию и охране земель не учтены положения ст. 4.1.1, части 2 ст. 3.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно ст. 3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целью административного наказания является предупреждение совершение новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя – физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.Его семья в установленном законом порядке признана малоимущей, так как имеет среднедушевой доход ниже прожиточного минимума в Ставропольском крае. Применением в отношении него письменного предупреждения без освобождения от административной ответственности, цель административного наказания, определенная законом будет достигнута, и данное наказание будет справедливым и соответствующим тяжести содеянного.
В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы жалобы, просил ее удовлетворить.
В судебное заседание главный государственный инспектор Нефтекумского района Ставропольского края по использованию и охране земель Управления Росреестра по Ставропольскому краю Д., будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не явилась, представила суду возражения в письменном виде, согласно которым, возражает против удовлетворения жалобы, просит оставить без удовлетворения жалобу ИП ФИО1 и постановление главного государственного инспектора Нефтекумского района Ставропольского края по использованию и охране земель по делу об административном правонарушении №11 о признании виновным ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без изменений, мотивируя тем, что в производстве Нефтекумского районного суда Ставропольского края находится дело об административном правонарушении по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1(далее - ИП ФИО1) на постановление главного государственного инспектора Нефтекумского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании виновным индивидуального предпринимателя ФИО1 в совершении административного правонарушения по ст. 7.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которого ему был назначен штраф в размере 100 000 (ста тысяч) рублей. В своей жалобе ИП ФИО1 просит заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение, ссылаясь на ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением может быть произведена, если лицо, совершившее административное правонарушение, является субъектом малого или среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 находится дело об административном правонарушении по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - ИП ФИО1) на постановление главного государственного инспектора Нефтекумского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании виновным индивидуального предпринимателя ФИО1 в совершении административного правонарушения по ст. 7.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которого ему был назначен штраф в размере 100 000 (ста тысяч) рублей. В своей жалобе ИП ФИО1 просит заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение, ссылаясь на ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением может быть произведена, если лицо, совершившее административное правонарушение, является субъектом малого или среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями ииными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пересечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Согласно п. 4 ст. 2 Закона № 294-ФЗ, муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченного в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. В соответствии с п.3 ч. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ, положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведения административного расследования. Как следует из материалов дела, в ходе проведения прокуратурой района проверки, в действиях ИП ФИО1 выявлены нарушения требований земельного законодательства, по результатам проверки прокуратуры Нефтекумского района Ставропольского края вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 по ст.7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Таким образом, нарушения требований земельного законодательства были выявлены не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а в ходе проведенной прокуратурой района проверки, в связи с чем, отсутствуют основания для применения ст. 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В жалобе индивидуальный предприниматель ФИО1 указывает, что вину свою признает и просит заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение, ссылаясь на то, что таким образом цель административного наказания, определенная законом, будет достигнута и данное наказание будет справедливым и соответствующим тяжести содеянного.На основании вышеуказанных обстоятельств, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, назначение предупреждения в качестве административного наказания в отношении ИП ФИО1 привело бы к нарушению положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административного законодательства Российской Федерации.
Помощник прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Миранов Р.Р., будучи извещенным о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении жалобы ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Нефтекумского отдела Управления Росреестра по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1, предусмотренном ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях без его участия, просил в удовлетворении жалобы отказать, считая постановление законным и обоснованным.
Изучив жалобу, исследовав материалы дела в совокупности, выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО1,суд приходит к следующему.
Согласно постановлению о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 сторонами не оспаривается.
В соответствии со ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением может быть произведена, если лицо, совершившее административное правонарушение, является субъектом малого или среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведения административного расследования.
Как следует из материалов дела, в действиях ИП ФИО1 выявлены нарушения требований земельного законодательства, по результатам проверки прокуратуры Нефтекумского района Ставропольского края, вследствие чего вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ИП ФИО1 по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, нарушения требований земельного законодательства были выявлены не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а в ходе проведенной прокуратурой района проверки, в связи с чем, отсутствуют основания для применения ст. 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного административного наказания.
Согласно ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - влечет наложение административного штрафа в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с примечанием 1 к ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание ввиде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3. ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, тяжелое финансовое положение ИП ФИО1, поскольку его семья, согласно справке Управления труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ., признана в установленном порядке малоимущей, кроме того, согласно справке государственного учреждения – УПФР по Буденновскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ., его дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом, а также то обстоятельство, что отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ранее индивидуальный предприниматель ФИО1 привлекался к административной ответственности, полагаю необходимым назначить ИП ФИО1 административное наказание по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, в виде административного штрафа вразмере50 000 рублей.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора Нефтекумского отдела Управления Росреестра по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, предусмотренном ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить:
- назначить индивидуальному предпринимателю ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей;
- в остальной части постановление от 24.05.2019 года - оставить без изменений, жалобу ИП ФИО1 - удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья
Нефтекумского районного суда
Ставропольского края ФИО3