ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-431/2021 от 03.12.2021 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело № 12-431/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г.Феодосия 03 декабря 2021г.

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Гуровой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора <адрес> на Постановление № о прекращении производства по делу об административном правонарушении № от 09.09.2021г. заместителя управляющего Отделением по РК Южного главного управления ЦБ РФ по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении директора КПК «КАФА» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановление № о прекращении производства по делу об административном правонарушении № от 09.09.2021г. заместителя управляющего Отделением по РК Южного главного управления ЦБ РФ прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении директора КПК «КАФА» ФИО1

Заместитель прокурора г.Феодосии представил протест на указанное постановление. Указал, что в ходе проверки прокуратуры города Феодосии о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, выявлено неисполнение КПК «Кафа» требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». (далее - Закон № 115-ФЗ). Согласно ст. 7 Закона № 115-ФЗ, п. 30 п. 30 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667. Программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения разрабатывается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к программе содержатся в п. 14, 16 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также п 4.2. Указание Банка России N 3471-У. Основанием для прекращения дела в отношении КПК «КАФА» указано наличие программы подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ в правилах внутреннего контроля КПК «КАФА» от 20.11.2020г. (раздел 11). Однако в разделе 11 ПВК «КПК «КАФА» отсутствует перечень конкретных законодательных актов РФ, нормативных актов Банка России и иных нормативных правовых актов РФ, подлежащих изучению, отсутствует изучение Правил и программ осуществления внутреннего контроля в организации при выполнении сотрудником должностных обязанностей, а также мер ответственности, которые могут быть применены к сотруднику организации за неисполнение законодательных актов РФ, нормативных актов Банка России, иных нормативных правовых актов РФ в области ПОД/ФТ/ФРОМУ (отсутствуют какие - либо сведения о конкретных мерах ответственности за невыполнение : законодательных актов РФ, нормативных актов Банка России, в чем они заключаются). Также в разделе 11 ПВК «КПК «КАФА» отсутствует изучение типологий, отсутствуют характерные схемы и способы отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критерии выявления признаков необычных сделок. Таким образом, раздел 11 ПВК «КПК «КАФА», по сути, не является программой подготовки и обучения по ПОД/ФТ/ФРОМУ, поскольку противоречит требованиям действующего законодательства. Кроме того, органом административной юрисдикции не дана надлежащая оценка объяснениям директора КПК «КАФА» от 09.08.2021г. согласно которым в момент проведения проверки прокуратурой города 24.05.2021г. было установлено, что в 2021 году на период проверки КПК «Кафа» в нарушение п.п. 10 ч. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, п. 16 Приказа Росфинмониторинга № 203 не разработана программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В адрес КПК «Кафа» прокуратурой города внесено представление 25.05.2021г. по указанному нарушению. По результатам рассмотрения представления прокуратуры города КПК «Кафа» 28.05.2021г. устранены нарушения законодательства, разработана и утверждена программа подготовки и обучения сотрудников в сфере ПОДФТ. Просил отменить постановление № ТУ-35-ДЛ-21-4824/3140-1 от 09.09.2021г. о прекращении дела, дело направить на новое рассмотрение.

В судебном заседании прокурор поддержал доводы представления, дополнительно указал, что в ходе проведения проверки ФИО1 указал, что программа не разработана, затем в ответ на представление было сообщение, что программа разработана, т.е. в связи с устранением нарушений. В ходе проверки ФИО1 вообще не понимал, что это такое. Считает, что в программа не раскрывает содержание пунктов, которые перечислены в законе, нет ссылок на конкретные нормативы, которые должны изучаться. В ходе проверки Правила внутреннего контроля были предоставлены, однако поскольку п. 11 (программа подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ) не соответствует по своему содержанию законодательству, прокурор считает, что программа не разработана.

Представители Отделения по РК Южного главного управления ЦБ РФ ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании возражали относительно отмены постановления. Указали, что требования к Программе подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее Программа) для КПК содержатся в Указаниях ЦБ РФ -У. Указанный документ не содержит требования об указания с Программе КПК конкретных нормативов и методологий, которые должны изучаться. В ноябре 2020г. ЦБ проводилась проверка деятельности КПК «КАФА», Программа имелась, ее содержание соответствует нормативам ЦБ РФ. Кроме того КПК «КАФА» были представлены Правила внутреннего контроля, утвержденные руководителем КПК «КАФА» 01.02.2021г. Раздел 11 Правил – программа подготовки и обучения кадров ф сфере ПОД/ФТ. Ее содержание соответствует требования законодательства. Обязательная разработка и утверждение программы ежегодно не предусмотрены. Законодательство в данной сфере является гибким, часто вносятся изменения в нормативную базу. Требований каждый раз менять программы обучения нет. Кроме того, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор указал на нарушение со стороны КПК «КАФА» положений Приказа Росфиймониторинга от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) - доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Однако указанный документ распространяется на деятельность только тех лиц, которые не подконтрольны ЦБ РФ. Деятельность КПК контролируется ЦБ РФ, в связи с чем вменение КПК «КАФА» нарушение Приказа Росфиймониторинга от 03.08.2010 № 203 невозможно. Даже в случае отсутствия программы у КПК «КАФА» в своем постановлении должностное лицо не могло сослаться на нарушение другого законодательного акта. Но в данном случае, Программа, имеющаяся в КПК «КАФА» соответствует нормативам. В связи с этим, оснований для отмены постановления не имеется как по существу, так и по процессуальным основаниям.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с п. 1 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203, настоящее Положение устанавливает требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указанных в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Подготовка и обучение кадров профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся кредитными организациями, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Банком России по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу, и с учетом особенностей, установленных пунктами 5, 9, 10, 11, 12, 13 настоящего Положения.

В соответствии со ст. 5 Закона № 115-ФЗ кредитные потребительские кооперативы относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которых распространяются все требования законодательства в сфере ПОД/ФТ.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ "О кредитной кооперации" за соблюдением кредитными кооперативами требований Федерального закона от 18.07.2009 190-ФЗ "О кредитной кооперации", других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России контроль и надзор осуществляет Банк России.

В соответствии с п. 9.1 ст. 4 и ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банк России)» (далее - Закон № 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых тынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. Некредитными финансовыми организациями в соответствии со ст. 76.1 Законом № 86-ФЗ признаются лица, осуществляющие, в том числе, деятельность кредитных потребительских кооперативов.

Таким образом, в рассматриваемом случае контрольным (надзорным) органом для кредитных потребительских кооперативов, в т.ч. в сфере ПОД/ФТ, является Банк России, правила внутреннего контроля (далее - ПВК) в сфере ПОД/ФТ которых должны разрабатываться с учетом требований, предъявляемых банком России.

Требования к ПВК в целях ПОД/ФТ некредитных финансовых организаций и требования к подготовке и обучению кадров некредитных финансовых организаций, указанных в статье 5 Закона № 115-ФЗ, установлены Положением Банка России от 15.12.2014 № 445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение № 445-П), и Указанием Банка России от 05.12.2014 № 3471-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях" (далее - Указание № 3471-У),

В соответствии с п. 1.7 Положения № 445-П программа подготовки и обучения кадров некредитной финансовой организации в сфере ПОД/ФТ должна включаться в ПВК по ПОД/ФТ.

В соответствии с п. 4.1, 4.2 Указания № 3471-У некредитная финансовая организация разрабатывает программу подготовки и обучения по ЛОД/ФТ. Программа подготовки и обучения по ПОД/ФТ должна предусматривать:

а) изучение законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ;

б) изучение правил и программ осуществления внутреннего контроля в некредитной финансовой организации при исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также мер ответственности, которые могут 5ыть применены к сотруднику некредитной финансовой организации за неисполнение законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОДЙЬТ и внутренних документов некредитной

финансовой организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;

в) изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок;

г) проверку знаний сотрудников некредитной финансовой организации по ПОД/ФТ.

Как следует из пояснений сторон в 2020г. ЦБ РФ была проведена проверка КПК «КАФА». В ПВК в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ Кооператива, утвержденных руководителем Кооператива 20.11.2020г., в разделе 11 имелась Программа подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ, разработанная с учетом предъявляемых требований Положения № 445-П и Указания № 3471-У.

Как следует из материалов дела и пояснений прокурора в ходе проверки КПК «КАФА» были предоставлены ПВК в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ Кооператива, утверждённые руководителем Кооператива 01.02.2021г. Раздел 11 содержит Программу подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ.

Суд согласен с мнением должностного лица, прекратившего производство по делу об отсутствии оснований для привлечения директора КПК «КАФА» в ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, поскольку требований о том, что Программа подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ должна содержать указание на конкретные нормативные документы, подлежащие изучению, нормативные документы ЦБ РФ не содержат.

В связи с изложенным оснований для отмены Постановления № ТУ-35-ДЛ-21-4824/3140-1 о прекращении производства по делу об административном правонарушении № ТУ-35-ДЛ-21-4824 от 09.09.2021г. оснований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление № ТУ-35-ДЛ-21-4824/3140-1 о прекращении производства по делу об административном правонарушении № ТУ-35-ДЛ-21-4824 от 09.09.2021г. заместителя управляющего Отделением по РК Южного главного управления ЦБ РФ по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении директора КПК «КАФА» ФИО1 оставить без изменения, протест прокурора г.Феодосии – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский суд Республики Крым в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья Е.Н.Гурова