ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-431/2022 от 18.05.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Гимранов А.В. Дело № 12-431/2022

Дело № 77-790/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Сабитов И.Н., при секретаре судебного заседания Садыковой Н.М., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника акционерного общества «Тандер» Зарипова Ильназа Ильшатовича на решение судьи Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 1 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Тандер».

Изучив материалы дела, судья

УСТАНОВИЛ:

постановлением Административной комиссии Авиастроительного, Кировского, Московского и Ново-Савиновского районов города Казани (далее по тексту – Административная комиссия) от 26 января 2022 года, юридическое лицо - акционерное общество «Тандер» (далее по тексту – АО «Тандер», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РТ) и подвергнуто административному штрафу в размере 500 000 рублей.

Решением судьи Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 1 марта 2022 года, постановление Административной комиссии изменено, действия АО «Тандер» переквалифицированы с части 2 на часть 1 статьи 3.6 КоАП РТ, снижен размер назначенного АО «Тандер» административного штрафа до 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник АО «Тандер» Зарипов И.И. просит состоявшиеся акты отменить, производство по настоящему делу прекратить.

В судебном заседании защитник АО «Тандер» Зарипов И.И. поддержал заявленные требования, представил дополнение к жалобе.

Изучение материалов дела, проверка доводов жалобы позволяют прийти к следующим выводам.

В силу статей 2.1, 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. К числу задач производства по делам об административных правонарушениях относятся всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение дела в соответствии с законом.

Пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации закреплено, что административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 76 Конституции Российской Федерации).

16 ноября 2006 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан №80-ЗРТ "Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях", подписан Президентом Республики Татарстан 19 декабря 2006 года (КоАП РТ).

В соответствии с частью 1 статьи 3.6 КоАП РТ, административным правонарушением признается нарушение муниципальных правил благоустройства территорий поселений и городских округов, муниципальных правил обращения с отходами.

Часть 2 статьи 3.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за повторное совершение в течение года действий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

Решением Казанской городской Думы от 18 октября 2006 года №4-12 утверждены Правила благоустройства города Казани (далее по тексту – Правила благоустройства).

Пунктом 25.1 Правил благоустройства установлено, что основным условием для фасадов зданий, сооружений является стилевое единство архитектурно-художественного образа, материалов и цветового решения. Средства размещения наружной информации должны размещаться и эксплуатироваться в соответствии с паспортом, за исключением учрежденческих досок, режимных табличек.

Согласно пункту 198.1 Правил благоустройства, средства наружной информации, за исключением учрежденческих досок и режимных табличек, размещаются и эксплуатируются на основании паспорта, согласованного с уполномоченным органом, и в полном соответствии с ним.

Из материалов дела усматривается, что оспариваемым постановлением Административной комиссии АО «Тандер» вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 3.6 КоАП РТ, при следующих обстоятельствах.

6 декабря 2021 года в 10 часов 43 минуты АО «Тандер» в нарушение пункта 198.1 Правил благоустройства, по адресу: город Казань, улица Химиков, дом № 45 допустило размещение и эксплуатацию настенной конструкции с текстом «Магнит у дома», без паспорта, согласованного с уполномоченным органом.

Принимая обжалуемое решение, судья районного суда исходил из доказанности факта нарушения АО «Тандер» нарушения требований пункта 198.1 Правил благоустройства и неправильной (ошибочной) квалификацией действий АО «Тандер» по части 2 статьи 3.6 КоАП РФ.

С выводами судьи следует согласиться.

Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.6 КоАП РТ и виновность АО «Тандер» в его совершении, подтверждаются представленными в дело доказательствами, оцененными судьей районного суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на предмет их допустимости и достаточности.

АО «Тандер» привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Назначение судьей районного суда АО «Тандер» наказания в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 3.6 КоАП РФ, отвечает целям административной ответственности.

Оснований для освобождения АО «Тандер» от административной ответственности, а также признания совершенного деяния малозначительным не имеется.

В судебном заседании на настоящей стадии производства, защитник АО «Тандер» Зарипов И.И. представил дополнение к жалобе, в которой в обоснование заявленных требований сослался на пункт 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года №336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее – Постановление №336). Положения данного пункта Постановления №336 по мнению защитника, устанавливают запрет на возбуждение дела об административном правонарушении без проведения процедуры муниципального контроля. Полагает, что в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, пункт 9 Постановления № 336 применим к спорным отношениям, а поскольку возбуждению в отношении АО «Тандер» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 3.6 КоАП РТ не предшествовало проведение процедуры муниципального контроля, просит состоявшиеся акты отменить, производство по делу прекратить.

Указанные доводы не влекут удовлетворение жалобы в силу следующего.

Статьей 1.7 КоАП РФ закреплено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (ч. 1).

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ч. 2 ).

Действительно, Постановлением Правительства Российской Федерации №336 (опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru. 10.03.2022) установлены ограничения на проведение в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий, проверок при осуществлении в том числе муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Пунктом 9 Постановления № 336 установлен запрет на возбуждение дела об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием, проверки и составления акта по результатам их проведения.

Вместе с тем, из системного анализа Постановления № 336 следует вывод о том, что положения пункта 9 не применимы к фактам нарушений, являющихся поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, установленных (выявленных) и рассмотренных по существу в порядке КоАП РФ до вступления в силу настоящего постановления, то есть до 10 марта 2022 года.

Из взаимосвязанных положений пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ и примечания к данной норме следует, что возбуждение дела об административном правонарушении возможно как при непосредственном обнаружении должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, так и по результатам проверки (муниципального контроля).

В рассматриваемом случае поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение 6 декабря 2021 года полномочным должностным лицом данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Сведений о том, что обстоятельства, явившиеся поводом к возбуждению настоящего дела, были установлены в рамках осуществления муниципального контроля, материалы дела не содержат.

Нормы материального права применены и истолкованы судьей районного суда правильно, нарушений процессуальных норм, предусмотренных КоАП РФ, в ходе производства по делу не допущено. Оспариваемое решение судьи районного суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения, в том числе по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

решение судьи Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 1 марта 2022 года, вынесенное в отношении акционерного общества «Тандер» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника акционерного общества «Тандер» Ильназа Ильшатовича Зарипова – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 данного Кодекса, либо опротестовано прокурором в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Сабитов И.Н.

Определение03.06.2022