КОПИЯ
Дело 12-432/2020
68RS0001-01-2020-004728-37
РЕШЕНИЕ
24 ноября 2020 года г.Тамбов
Судья Октябрьского районного суда г. Тамбова Заболотникова О.А.,
рассмотрев жалобу представителя АО «Тамбовские коммунальные системы» на постановление Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 04-161/2020 от 04.09.2020г., которым АО «Тамбовские коммунальные системы» было привлечено к административной ответственности по ч.12 ст.8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 210 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 04-161/2020 от 04.09.2020г. АО «ТКС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 210 000 руб.
Представитель АО «ТКС» обратился в Октябрьский районный суд г. Тамбова с жалобой на вышеуказанное постановление, указав, что считает его незаконным и необоснованным. Согласно технологическому регламенту очистных сооружений биологической очистки АО «Тамбовские коммунальные системы» представленному в рамках проведения проверки Центрально-черноземному межрегиональному управлению Росприроднадзора, после механического обезвоживания осадок перевозится на специализированную площадку для компостирования.
Начиная с 2011 г. на площадке компостирования в соответствии с технологическим регламентом производства, применения компоста «Плодородный «ПЛЮС», АО «Тамбовские коммунальные системы» весь объем обезвоженного осадка используется для производства компоста «Плодородный «ПЛЮС» в соответствии с ТУ 0135-001-71251361-2011. Производство осуществляется в полном соответствии с технологическим регламентом производства, применения компоста «Плодородный «ПЛЮС» продукт, полученный при компостировании субстрата на основе осадков сточных вод с активным илом и опилками.
Таким образом, отделение и обезвоживание осадка являются стадиями процесса производства продукции в целях ее дальнейшей реализации, а не отходообразующими процессами, осадок сточных вод является сырьем для производства продукции, а не отходом производства и потребления.
Получение илового осадка является стадией производственного процесса предприятия, а конечным результатом этого процесса является производство продукции и ее реализация. Соответственно, иловый осадок не является отходом, который образован в процессе производства, поэтому получение лицензии на данный вид деятельности не требуется.
В целях реализации продукции из осадков АО «Тамбовские коммунальные системы» заключен договор №116-2019/01-015 от 09.01.2019г., предметом которого является вывоз и размещение компоста «Плодородный Плюс» (далее - компост) с очистных сооружений канализации г. Тамбова и его использование в качестве удобрения на сельскохозяйственном поле.
Паспорт на отход осадков IV класса опасности был составлен на случай прекращения производства продукции в ситуации, когда такая продукция не могла бы быть реализована. В этих же целях такой вид отхода был включен в проект нормативов и образования отходов и лимитов на их размещение. Однако, в связи с постоянным наличием договорных отношений, целью которых является реализация компоста «Плодородный Плюс», весь осадок использовался и продолжает использоваться как сырье, а не подлежит удалению как отход I-IV класса опасности.
В судебном заседании представитель АО «ТКС» доводы жалобы полностью поддержал и просил суд ее удовлетворить.
В судебном заседании представитель Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, о времени рассмотрения дела извещен должным образом, согласно заявлению просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.ч. 1-2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 12 ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления.
Как следует из оспариваемого постановления, АО «ТКС» привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 8.2 КоАП РФ в связи со следующими обстоятельствами: в соответствии с п.4 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010г. №49 инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет, что не выполнялось АО «Тамбовские коммунальные системы», что является нарушением ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно сообщению Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 12.10.2020г., в ходе проверки было выявлено, что в журнале учета отходов и в статистической форме 2-ТП (отходы) отражено наличие на начало и конец года, образование такого вида отходов как ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственнобытовых и смешанных сточных вод, отнесенный к IV классу опасности. Договора, акты выполненных работ на передачу данного вида отхода для захоронения на специализированном полигоне у АО «ТКС» отсутствуют. Ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод хранится на иловых площадках, являющимся объектом размещения отходов.
Вместе с тем, анализ положений ст. 23, 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ГОСТ Р 17.4.3.07-2001 Государственный стандарт Российской Федерации "Охрана природы. Почвы. Требования к свойствам осадков сточных вод при использовании их в качестве удобрений", СанПиН 2.1.7.573-96 "Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения" показывает, что иловые площадки относятся к инженерным сооружениям, необходимым для осуществления предприятием его специфической деятельности, в том числе для обработки и обезвоживания осадка сточных вод, и не могут классифицироваться как объекты размещения отходов.
С 2011 г. на площадке компостирования в соответствии с технологическим регламентом производства, применения компоста «Плодородный «ПЛЮС», АО «Тамбовские коммунальные системы» объем обезвоженного осадка используется для производства компоста «Плодородный «ПЛЮС» в соответствии с ТУ 0135-001-71251361-2011.
Производство осуществляется в соответствии с технологическим регламентом производства, применения компоста «Плодородный «ПЛЮС» продукт, полученный при компостировании субстрата на основе осадков сточных вод с активным илом и опилками.
Получение илового осадка является стадией производственного процесса предприятия, а конечным результатом этого процесса является производство удобрений и их реализация. Соответственно, иловый осадок не является отходом, который образован в процессе производства.
Таким образом, обстоятельства по доводам жалобы нашли свое подтверждение при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении исходя из документов, представленных в материалы дела.
При указанных обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «ТКС» подлежит прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Постановление Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 04-161/2020 от 04.09.2020г., которым АО «Тамбовские коммунальные системы» было привлечено к административной ответственности по ч.12 ст.8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 210 000 руб. отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение десяти дней со дня его получения через Октябрьский районный суд г. Тамбова.
Судья подпись Заболотникова О.А.
Копия верна
Судья Заболотникова О.А.